Именно в такую поездку проехал ваш покорный слуга 19 августа на ретро поезде от станции Воронеж-1. Приглашение было неожиданно получено мною от ветерана-железнодорожника, Киреечёва Евгения Семёновича, Председателя Совета Ветеранов Железнодорожников. Впереди предстоит 50-летие начала строительства Байкало — Амурской Магистрали (БАМ). Грешно было отказаться. Тем более, как мне пояснили, на этот поезд в Ольденбургский Замок и в посёлок Нелжа желающих проехать сегодня около 11000 человек и билеты заказаны на пол года вперёд! Откуда такой интерес к поезду? Объяснение касается не только к небывалым интересом к Замку Олбденбургских, но и к станции Графская, бережно восстановленной железнодорожниками ЮВЖД и историческому посёлку Нелжа, что под Ступино в Рамонском районе.
Этот поезд подаётся только 2 раза в неделю с 9 утра. В нём всего два вагона и настоящий, восстановленный паровоз 1949 года построения. Вас встречают две чудесные девушки у вагонов, море улыбок и обаяния от проводниц железной дороги.
Первая остановка происходит на станции Графская, где пассажиров обязательно приглашают в музей и делают им экскурсию с настоящими и подлинными раритетами. Всё разрешается фотографировать. Не менее обворожительная сотрудница поведает посетителям о каждом экспонате, ответит на все вопросы.
А потом поезд направился в Рамонь, где пассажиры разделились на две группы, первая в автобусе направилась к Замку Ольденбургских, а вторая поехала в Нелжу через Ступино и по дороге пассажиры узнали очень многое, исторически правдивое и очень важное. Например из чего был сделан (из какого кирпича известный Дворец и все постройки в Ступино и Нелже?
Оказывается, РАМОНЬ и стены ДВОРЦА были сделаны из пятачного кирпича: метровой толщины стены замка Прицессы Ольденбургской сделаны из пяточного кирпича. В источниках указывается: «Кирпич для постройки изготавливался тут же, по особой технологии (известный как «пяточный» метод), был очень прочным; благодаря чему стены замка до сих пор практически не имеют повреждений». Что же такое пяточный кирпич? Кирпичные заводы появляются в России практически повсеместно с середины XIX века, тогда и начинается клеймение кирпича Рамони. На стройке выстраивали так называемый «кирпичный сарай». Лепили кирпичи — отсюда понятие «пяточный кирпич»: на них оставались отпечатки ног, когда глину уминали в форму ногами. Потом — составляли в единую печь и обжигали.
Этот кирпич и удивительную кладку я наблюдал и в Нелже, там стоят дома из этого кирпича в развлекательном парке и вокруг него. Они удивительным образом сочетаются в том, чему свидетелем я стал и что удалось воспроизвести для туристической привлекательности. Там сохранилась и школа, которую построила Евгения Максимилиавна Ольденбургская, и жилые дома с дворовыми постройками, и храм недалеко от Нелжы. Всю эту красоту разбавили дворовыми постройками с лошадьми, козами, кроликами и домашними животными, к которым можно было подойти, пообщаться, покормить с рук. В стойле конюшни присутствовала лошадь, которая получила известность в фильме «Последний богатырь». Она стала звездой и местной достопримечательностью.
По дороге в Нелжу я наблюдал кораблик, который воронежцы помнят, ещё, как он многие годы стоял у нас на водохранилище у Вогрессовского моста. Теперь ему дана новая жизнь и вдохновение.
Удивительный парк в Нелже очень привлекателен своим содержанием и самобытностью. Теперь туда смогут приехать на своей машине семьи с детьми просто воронежскими гостями. Для отдыха там развита вся инфраструктура. Туда нужно только приехать, запастись фото и видео камерами, временем и желанием. И там получите огромное удовольствие и массу эмоций.
Все фотографии можно посмотреть здесь: https://ok.ru/profile/585737448887/album/972191760055 или здесь: https://vk.com/id701006747?z=album701006747_294580500
Материал подготовил Сергей Ольденбургский. Фото и видео от автора.