(ко дню памяти писателя)
У ценителей русской литературы, и, конечно же, творчества Антона Павловича Чехова, два дня в году особо памятны: это январский день рождения писателя и июльский день его ухода из жизни. Отдавая дань памяти классику, хочется напомнить нашим читателям об одной из страниц его биографии – истории знакомства и отношений Чехова с писательницей Лидией Алексеевной Авиловой, оставившей интереснейшие воспоминания об Антоне Павловиче…
Они познакомились в январе 1889 года. Молодой, но уже известный автор рассказов и театральных пьес Антон Павлович Чехов и начинающая писательница Лидия Алексеевна Авилова. Памятное для обоих знакомство произошло в доме редактора «Петербургской газеты» С.Н. Худякова – мужа сестры Лидии Авиловой (в девичестве Страховой) – Надежды.
Общение Чехова с Авиловой, дружба и переписка продолжались до 1904 года. Отношения их, судя по письмам и воспоминаниям Лидии Алексеевны, были окрашены необычайной теплотой и нежностью. О первой встрече Лидия Авилова вспоминала так: «…Как трудно иногда бывает объяснить и даже уловить случившееся. Да, в сущности, ничего и не случилось. Мы просто взглянули близко в глаза друг другу. Но как это было много! У меня в душе точно взорвалась и ярко, радостно, с ликованием, с восторгом взвилась ракета. Я ничуть не сомневалась, что с Антоном Павловичем случилось то же, и мы глядели друг на друга, удивлённые и обрадованные…».
Несмотря на трепетность чувств и взаимное расположение, отношениям Чехова и Авиловой не суждено было перейти за рамки дружеских, ибо Лидия Алексеевна была замужем, а Антон Павлович, погружённый до самозабвения в литературное творчество, считал, что семейная жизнь не должна мешать размеренному и чрезвычайно напряжённому писательскому труду. Об этом убеждении он писал приятелю – издателю А.С. Суворину в 1895 году: «Извольте, я женюсь, если Вы хотите этого. Но мои условия: всё должно быть, как до этого, то есть она должна жить в Москве, а я в деревне, и я буду к ней ездить… Я обещаю быть великолепным мужем, но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моём небе не каждый день». Принципа этого придерживался Антон Павлович почти всю свою жизнь.