(ко дню памяти писателя)
У ценителей русской литературы, и, конечно же, творчества Антона Павловича Чехова, два дня в году особо памятны: это январский день рождения писателя и июльский день его ухода из жизни. Отдавая дань памяти классику, хочется напомнить нашим читателям об одной из страниц его биографии – истории знакомства и отношений Чехова с писательницей Лидией Алексеевной Авиловой, оставившей интереснейшие воспоминания об Антоне Павловиче…

Они познакомились в январе 1889 года. Молодой, но уже известный автор рассказов и театральных пьес Антон Павлович Чехов и начинающая писательни­ца Лидия Алексеевна Ави­лова. Памятное для обоих знакомство произошло в доме редактора «Петер­бургской газеты» С.Н. Худя­кова – мужа сестры Лидии Авиловой (в девичестве Страховой) – Надежды.
Общение Чехова с Ави­ловой, дружба и перепис­ка продолжались до 1904 года. Отношения их, судя по письмам и воспоминани­ям Лидии Алексеевны, были окрашены необычай­ной теплотой и нежностью. О первой встрече Лидия Авилова вспоминала так: «…Как трудно иногда быва­ет объяснить и даже уло­вить случившееся. Да, в сущ­ности, ничего и не случи­лось. Мы просто взглянули близко в глаза друг другу. Но как это было много! У меня в душе точно взорва­лась и ярко, радостно, с ликованием, с восторгом взвилась ракета. Я ничуть не сомневалась, что с Ан­тоном Павловичем случи­лось то же, и мы глядели друг на друга, удивлённые и обрадованные…».
Несмотря на трепет­ность чувств и взаимное расположение, отношени­ям Чехова и Авиловой не суждено было перейти за рамки дружеских, ибо Ли­дия Алексеевна была за­мужем, а Антон Павлович, погружённый до самозаб­вения в литературное твор­чество, считал, что семей­ная жизнь не должна ме­шать размеренному и чрез­вычайно напряжённому писательскому труду. Об этом убеждении он писал приятелю – издателю А.С.­ Суворину в 1895 году: «Из­вольте, я женюсь, если Вы хотите этого. Но мои усло­вия: всё должно быть, как до этого, то есть она долж­на жить в Москве, а я в де­ревне, и я буду к ней ез­дить… Я обещаю быть ве­ликолепным мужем, но дайте мне такую жену, ко­торая, как луна, являлась бы на моём небе не каж­дый день». Принципа это­го придерживался Антон Павлович почти всю свою жизнь.

Первые свои литератур­ные опыты Лидия Алексе­евна показывала Чехову, советы его и одобрение в значительной степени ок­рылили начинающую писа­тельницу. Проза её и по­явилась во многом благо­даря Чехову и, как призна­валась Авилова, развива­лась «под знаком чеховско­го участия».
Рассказы Лидии Авило­вой, поначалу несовершен­ные, вскоре обрели про­фессиональный уровень и их охотно стали печатать «Русское богатство», «Но­вое слово», «Вестник Ев­ропы», «Русские ведомос­ти» и другие издания, а в 1896 году вышел сборник «Счастливец» и другие рассказы. Перу Лидии Алексеевны принадлежит несколько книг, но среди её произведений особое место занимают воспоми­нания о Чехове. Часть их была напечатана в 1910 году (после смерти Антона Павловича) в юбилейных сборниках, которые выхо­дили к 50-летию писателя.
В 1940 году, незадолго до своей собственной смерти, обнародовала Лидия Ави­лова блестящий и вдохно­венный роман «Чехов в моей жизни», считающий­ся одним из лучших образ­цов «мемуарной литерату­ры». Чеховский друг Иван Бунин восторженно ото­звался о первых же публи­кациях Авиловой об Анто­не Павловиче, высказав мнение, что и сама Лидия Алексеевна принадлежит к той же породе талантли­вых и удивительных людей, к которой относятся Турге­невы и Чеховы. «Она об­ладает таким тактом, та­ким неуловимым чутьём, каким не обладает ни один из моих товарищей по перу», – говорил Бунин. В книге о Чехове Иван Алек­сеевич писал: «Воспоми­нания Авиловой, написан­ные с большим блеском, редкой талантливостью и необыкновенным тактом, были для меня открытием. Я хорошо знал Лидию Алек­сеевну, отличительными чертами которой были правдивость, ум, талантли­вость, застенчивость и редкое чувство юмора даже над самой собой. Прочтя её воспоминания, я и на Чехова взглянул ина­че, кое-что по-новому мне в нём приоткрылось. Я и не подозревал о тех отно­шениях, какие существова­ли между ними».
На упреки некоторых со­временников в «излишней откровенности» и «художественных домыслах» Лидия Алексеевна Авилова отвечала: «Ни одного сло­ва выдумки в моём рома­не нет… Всё время, пока я писала, я чувствовала себя связанной страхом увлечь­ся своей фантазией, меч­той, предположением, догадкой и этим исказить прав­ду. Слишком священна для меня память Антона Павло­вича, чтобы я могла допус­тить в воспоминаниях о нём хотя какую-нибудь неточ­ность».
Во многих произведени­ях (в том числе и чехов­ских) талантливо и проник­новенно передает Авило­ва дух эпохи, особенности и противоречия времени конца XIX – начала XX века. Завидное чувство юмора, внимание к деталям и тем более к движениям чело­веческой души отличают прозу писательницы. Прозу, которая и сегодня интересна всем любителям российской словесности, ценителям хорошего рус­ского языка и поклонникам Антона Павловича Чехова. В одном из своих послед­них писем он написал Ли­дии Алексеевне: «Я всегда желал Вам счастья, и, если бы мог что-нибудь сделать для Вашего счастья, я сде­лал бы это с радостью…». Судя по воспоминаниям самых разных людей, Че­хов умел доставлять ра­дость окружающим не только своим творчеством, но и человеческим обще­нием. Чеховским благо­родством, мудростью, жер­твенностью восхищались многие, оставив нам свои красноречивые свидетель­ства. Среди них писатель­нице Лидии Авиловой при­надлежит особое место. Принадлежит по праву и навсегда.
подготовил: Владимир Межевитин