(к 110-летию со дня рождения
народного артиста России Н.В. Дубинского)
Из-за ковидных ограничений Воронежский государственный институт искусств только в конце прошлого года и начале 2022-го отпраздновал свой 50-летний юбилей. В январе же поклонники театра, педагоги и актёры – бывшие студенты ВГИИ – отметили 110-летний юбилей замечательного актёра и педагога (народного артиста РСФСР) НИКОЛАЯ НЯЧЕСЛАВОВИЧА ДУБИНСКОГО. Об этом удивительном Мастере мне, одному из его учеников, хочется рассказать сегодня в этой статье.
Впервые увидев на афишах дипломных спектаклей Воронежского института искусств фамилию народного артиста России, профессора НИКОЛАЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА ДУБИНСКОГО, я представил его себе человеком солидным, внушительным и недоступным, этаким театральным колоссом, с поставленным актёрским голосом и манерами сценического премьера. На самом деле Дубинский оказался совсем другим: невысокого роста, подвижным и ироничным, с лукавой, мягкой улыбкой и хитроватым прищуром живых и лучистых глаз, простым в общении, тактичным, мудрым и очень приятным. В те времена народных артистов республики и Союза в Воронеже можно было пересчитать по пальцам двух рук. Как правило, ими становились люди редкостной жизненной и творческой судьбы. Таким был и Николай Вячеславович.
Начинал он свой театральный путь в Ленинграде в конце 20-х годов(!) у знаменитого мастера и в знаменитом театре. Педагогом его был выпускник режиссёрского класса МХАТ, ученик самого В.И. Немировича-Данченко, Николай Васильевич Петров, будущий профессор ГИТИСа (декан режиссёрского и актёрского факультетов, доктор искусствоведения) и один из основателей (вместе с В. Плучеком) послевоенного московского Театра сатиры. В Ленинграде 20 – 30-х годов Петров уже был авторитетным режиссёром, постановщиком нашумевших спектаклей и руководителем Александринского театра, переименованного позднее в Театр драмы им. А.С. Пушкина. В этом-то театре рядом с Черкасовым и Певцовым, Бабочкиным и Меркурьевым, Симоновым и Юрьевым довелось учиться и работать молодому актёру Николаю Дубинскому. Кроме Петрова постановщиками там были Акимов и Кустодиев, Вивьен и Сушкевич, Кожич и Радлов.
Ставил в те времена в Александринке «Смерть Тарелкина» и «Дон Жуана» Всеволод Мейерхольд… Со многими звёздными коллегами подружился тогда Николай Дубинский. Дружба эта (например, с Борисом Бабочкиным – «Чапаевым») продолжалась долгие годы. Приезжал к Дубинскому в Воронеж и другой легендарный актёр – Георгий Жжёнов. Ленинградский период сыграл в формировании начинающего артиста определяющую роль, заложил основы профессии, отшлифовал талант, привил хороший вкус и научил спрашивать с себя всегда по большому счёту, с той мерой требовательности и взыскательности, которая отличает настоящего художника от ремесленника.
Лекции и разговоры об актёрской школе, её нюансах и особенностях в Воронежском институте искусств находили наглядное воплощение в показах и уроках Дубинского. Когда он выходил на сцену учебного театра или в любой другой институтской аудитории, от него нельзя было оторвать глаз. Актёр-педагог был так убедителен и органичен в мельчайших подробностях сценического существования, что вызывал у нас, студентов, неописуемый восторг и воодушевление. Эти его уроки филигранного актёрского мастерства я запомнил на всю жизнь. И благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с этим замечательным человеком и выдающимся актёром. Учась и работая в Москве, я познакомился с людьми, которые помнили Николая Дубинского на сцене. Они неизменно восхищенно отзывались об этом уникальном артисте. Искушенные вахтанговцы (коих трудно чем-либо удивить) и актёры Малого театра, видевшие его во время гастролей, Игорь Косюра (режиссёр Камерного театра на Таганке) и многие другие не скупились на похвалы нашему театральному мастеру.
Биография Дубинского, конечно, во многом совпала с биографией страны в XX веке. Революцию, войны, победы и страдания он знал не понаслышке. Довелось ему стать не только очевидцем и участником знаменитых событий эпохи, но и оставить след в отечественной театральной жизни, в людской памяти, в своих учениках. Где только ни приходилось работать актёру в силу разных (в том числе военных) обстоятельств: в Брянске и Свердловске, Ташкенте и Красноярске, на Кольцовской сцене Воронежа. Был он неподражаем в ролях царевича Фёдора (в «Борисе Годунове»), Монахова (в «Варварах»), Карандышева (в «Бесприданнице»), Перчихина (в «Мещанах»). С блеском играл генерала Ватутина (в одноименной пьесе Дмитерко), Ленина (в «Кремлёвских курантах» и «Третьей Патетической» Погодина), Яковлева (в «Фальшивой монете»), Леженина (В «Алых всадниках»), Лукьянова (в «Соловьиной ночи»), Николая Голубя (в «Истории одной любви»), Великоманова (в одноимённой постановке)… Снимаясь (в кино в фильме «Старый дом»), сыграл знаменитого Щепкина… Калейдоскоп сценических персонажей и характеров Дубинского велик и многообразен. Звания народного артиста республики он был удостоен ещё в 1960 году!
Появившись в Воронеже вместе с женой Верой Романцевой, тоже великолепной актрисой, во второй половине 60-х по приглашению тогдашнего режиссёра драмтеатра Петра Монастырского, Дубинский – последователь МХАТовской традиции – не мог не повлиять на общее качество и уровень кольцовской труппы, ибо являл собою образец вдохновенного мастерства. Вскоре он возглавил актерскую кафедру создающегося института искусств. Педагогический опыт Николая Вячеславовича был огромен. Несколько лет он успешно преподавал в Красноярске (где его по сей день помнят и любят зрители и ученики). Многие студенты Николая Дубинского с большим успехом сегодня работают в самых разных городах России, Воронеже, Петербурге, Москве…
Мне и моему курсу, руководителем которого была Виолетта Владимировна Тополага, повезло в том, что актёрское и режиссёрское мастерство у нас преподавали Владимир Степанович и Ирина Борисовна Сисикины, а также и Николай Вячеславович Дубинский. У некоторых из нас была возможность общаться с ними и после окончания учёбы. Уверен, что общение это, когда можно обсуждать не только театральное искусство, а и события в стране перестроечного периода, её историю, достижения и проблемы, политические и социальные коллизии, чудовищные последствия распада Советского Союза и, конечно же, людей, историю страны делавших и оставивших в ней свой след, было полезно для всех как некая эстафета, передающая опыт одного поколения другому…
В Берёзовой Роще, в этом уютном и живописном районе нашего города, ещё в начале 2000-х можно было увидеть Николая Вячеславовича, прогуливавшегося с палочкой возле своего дома. Мало кто из прохожих, проходя мимо, догадывался, что встретился с удивительным, талантливым артистом и педагогом, человеком щедрой души и благородного сердца, заядлым книгочеем и любителем футбола, свидетелем и активным участиком истории российского театра, с одной из её легенд.
автор материала Владимир Межевитин