(к 110-летию со дня рождения

народного артиста России Н.В. Дубинского)

Из-за ковидных ограничений Воронежский государственный институт искусств только в конце прошлого года и начале 2022-го отпраздновал свой 50-летний юбилей. В январе же поклонники театра, педагоги и актёры – бывшие студенты ВГИИ – отметили 110-летний юбилей замечательного актёра и педагога (народного артиста РСФСР) НИКОЛАЯ НЯЧЕСЛАВОВИЧА ДУБИНСКОГО. Об этом удивительном Мастере мне, одному из его учеников, хочется рассказать сегодня в этой статье.

Впервые увидев на афишах дипломных спек­таклей Воронежского института искусств фа­милию народного артиста России, профессора НИКОЛАЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА ДУБИНСКОГО, я представил его себе чело­веком солидным, внушитель­ным и недоступным, этаким театральным колоссом, с по­ставленным актёрским голо­сом и манерами сценическо­го премьера. На самом деле Дубинский оказался совсем другим: невысокого роста, подвижным и ироничным, с лукавой, мягкой улыбкой и хитроватым прищуром живых и лучистых глаз, простым в общении, тактичным, мудрым и очень приятным. В те времена на­родных артистов республики и Союза в Воронеже можно было пересчитать по пальцам двух рук. Как пра­вило, ими становились люди редкос­тной жизненной и творческой судьбы. Таким был и Нико­лай Вячеславович.

Начинал он свой театраль­ный путь в Ленинграде в кон­це 20-х годов(!) у знаменито­го мастера и в знаменитом театре. Педагогом его был выпускник режиссёрского класса МХАТ, ученик самого В.И. Немировича-Данченко, Николай Васильевич Петров, будущий профессор ГИТИСа (декан режиссёрского и ак­тёрского факультетов, доктор искусствоведения) и один из основателей (вместе с В. Плучеком) послевоенного мос­ковского Театра сатиры. В Ленинграде 20 – 30-х годов Пет­ров уже был авторитетным ре­жиссёром, постановщиком на­шумевших спектаклей и руко­водителем Александринского театра, переименованного по­зднее в Театр драмы им. А.С.­ Пушкина. В этом-то театре рядом с Черкасовым и Певцо­вым, Бабочкиным и Меркурь­евым, Симоновым и Юрьевым довелось учиться и работать молодому актёру Николаю Дубинскому. Кроме Петрова по­становщиками там были Аки­мов и Кустодиев, Вивьен и Сушкевич, Кожич и Радлов.

Ставил в те времена в Алек­сандринке «Смерть Тарелкина» и «Дон Жуана» Всеволод Мей­ерхольд… Со многими звёзд­ными коллегами подружился тогда Николай Дубинский. Дружба эта (например, с Бо­рисом Бабочкиным – «Чапаевым») продолжалась долгие годы. Приезжал к Дубинскому в Воронеж и другой легендарный актёр – Георгий Жжёнов. Ленинградский период сыграл в формировании начи­нающего артиста определяю­щую роль, заложил основы профессии, отшлифовал та­лант, привил хороший вкус и научил спрашивать с себя все­гда по большому счёту, с той мерой требовательности и взыскательности, которая от­личает настоящего художника от ремесленника.

Лекции и разговоры об ак­тёрской школе, её нюансах и особенностях в Воронежском институте искусств находили наглядное воплощение в пока­зах и уроках Дубинского. Ког­да он выходил на сцену учеб­ного театра или в любой дру­гой институтской аудитории, от него нельзя было оторвать глаз. Актёр-педагог был так убедителен и органичен в мельчайших подробностях сценического существования, что вызывал у нас, студентов, неописуемый восторг и вооду­шевление. Эти его уроки фи­лигранного актёрского мастер­ства я запомнил на всю жизнь. И благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с этим замечательным человеком и выдающимся актёром. Учась и работая в Москве, я познакомился с людьми, которые по­мнили Николая Дубинского на сцене. Они неизменно восхи­щенно отзывались об этом уникальном артисте. Искушен­ные вахтанговцы (коих трудно чем-либо удивить) и актёры Малого театра, видевшие его во время гастролей, Игорь Косюра (режиссёр Камерного театра на Таганке) и многие другие не скупились на похвалы нашему театральному мастеру.

Биография Дубинского, ко­нечно, во многом совпала с биографией страны в XX веке. Революцию, войны, победы и страдания он знал не понас­лышке. Довелось ему стать не только очевидцем и участни­ком знаменитых событий эпо­хи, но и оставить след в оте­чественной театральной жиз­ни, в людской памяти, в своих учениках. Где только ни при­ходилось работать актёру в силу разных (в том числе во­енных) обстоятельств: в Брян­ске и Свердловске, Ташкенте и Красноярске, на Кольцовской сцене Воронежа. Был он не­подражаем в ролях царевича Фёдора (в «Борисе Годунове»), Монахова (в «Варварах»), Карандышева (в «Бесприданни­це»), Перчихина (в «Мещанах»). С блеском играл генерала Ва­тутина (в одноименной пьесе Дмитерко), Ленина (в «Кремлёвских курантах» и «Третьей Патетической» Пого­дина), Яковлева (в «Фальшивой монете»), Леженина (В «Алых всадниках»), Лукьянова (в «Соловьиной ночи»), Николая Голубя (в «Истории одной любви»), Великоманова (в одноимённой постановке)… Снимаясь (в кино в фильме «Старый дом»), сыг­рал знаменитого Щепкина… Калейдоскоп сценических персонажей и характеров Дубин­ского велик и многообразен. Звания народного артиста республики он был удостоен ещё в 1960 году!

Появившись в Воронеже вместе с женой Верой Романцевой, тоже великолепной ак­трисой, во второй половине 60-х по приглаше­нию тогдашнего режиссёра драмтеатра Петра Монастырско­го, Дубинский – последователь МХАТовской традиции – не мог не повлиять на общее качество и уровень кольцовской труппы, ибо являл собою образец вдохновенного мастерства. Вскоре он возглавил актерскую кафедру создающегося института искусств. Педагогический опыт Николая Вячеславовича был огромен. Несколько лет он успешно преподавал в Красноярске (где его по сей день помнят и любят зрители и ученики). Многие студен­ты Николая Дубинского с большим успехом сегод­ня работают в самых разных городах России, Воро­неже, Петербурге, Москве…

Мне и моему курсу, руководителем которого была Виолетта Владимировна Тополага, повезло в том, что актёрское и режиссёрское мастерство у нас преподавали Владимир Степанович и Ирина Борисовна Сисикины, а также и Николай Вячеславович Дубинский. У некоторых из нас была возможность общаться с ними и после окончания учёбы. Уверен, что общение это, когда можно обсуждать не только театральное искусство, а и события в стране перестроечного периода, её историю, достижения и проблемы, политические и социальные коллизии, чудовищные последствия распада Советского Союза и, конечно же, людей, историю страны делавших и оставивших в ней свой след, было полезно для всех как некая эстафета, передающая опыт одного поколения другому…

В Берёзовой Роще, в этом уютном и живо­писном районе нашего города, ещё в начале 2000-х можно было увидеть Николая Вячеславовича, прогули­вавшегося с палочкой возле своего дома. Мало кто из прохожих, проходя мимо, догадывался, что встретился с удивительным, та­лантливым артистом и педаго­гом, человеком щедрой души и благородного сердца, заядлым книгочеем и любителем футбо­ла, свидетелем и активным учас­тиком истории российского те­атра, с одной из её легенд.             

автор  материала  Владимир  Межевитин