Автопортрет. (1899). Федот Сычков.

Русская деревня на самобытных картинах, пронизанных позитивом и молодецким задором

Имя самобытного мордовского живописца, творившего в первой половине 20 века – Федота Васильевича Сычкова вошло в историю живописи к разряду «Забытых имен». Однако в свое время образы его русских девушек были очень популярны не только в России, а и за ее пределами. Так в 1910-е годы картины живописца имели небывалый успех в парижском Салоне, где их охотно раскупали любители живописи, проявляющие искренний интерес к русской деревенской жизни.

Ф.В. Сычков прожил долгую и плодотворную жизнь, написал около шестисот картин и свыше тысячи этюдов. Главной тематикой творчества живописца была деревенская жизнь, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Огромное наследие мастера разошлось по всей стране и за рубеж. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира. А в начале ХХ века были очень популярны красочные открытки, выпущенные издательством Ришар, являющиеся на сегодняшний день раритетом.

Автопортрет.(1893). Федот Сычков.

Родился будущий художник в марте 1870 года в бедной деревенской семье в селе Пензенской губернии. С раннего детства он вместе с матерью ходил по деревням с сумой, из-за чего их односельчане дразнили нищими. Для мальчика это было так унизительно, что с малолетства он мечтал научиться какому-нибудь ремеслу, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом.

Бабушка Федота настояла на том, чтобы отдать внука в трехклассную земскую школу. Там мальчик сразу же проявил большой талант к рисованию, а его учитель всячески пытался развить в нем этот дар.

Гринька. Этюд. Автор: Федот Сычков.

После окончания трехлетки, все помыслы Федота были об художественной школе в Петербурге. Однако безденежье в семье препятствовало мечте мальчишки. Чтобы заработать необходимые деньги на учебу, подросток работал в иконописной мастерской подмастерьем. Он расписывал фрески в церквях, выполнял живописные портреты по фотографиям. Путь в искусство для парнишки из бедной семьи был тернист и сложен, но огромное желание и целеустремленность все же сделали свое дело.

«Христославы». (Дети старой деревни). Автор: Федот Сычков.

Видя в юноше незаурядный талант и стремление, земляки помогли деньгами Федоту. И он окончил Рисовальную школу в Петербурге, правда, не за шесть лет — как все, а за три года, так как умудрился в короткий срок освоить всю учебную программу.

 

Этюд к картине. Письмо с войны. Автор: Федот Сычков.

Потом была учеба в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств в мастерской батальной живописи, которое Сычков окончил в 1900 году. По завершении учебы получил звание художника за конкурсную работу «Письмо с войны». А вот о дипломе не могло быть и речи, та как у художника не было документа о полном среднем образовании.

Калужские крестьянки. (1909).
Так и пошел Федот Сычков в дальнейшем по творческому пути без диплома, но имея незаурядный талант и стремление развиваться и созидать.

Няня. Сестра художника. Автор: Федот Сычков.
Несколько лет он прожил на малой родине, которая всегда была для художника живительным источником творческого вдохновения.

Портрет жены. Автор: Федот Сычков.
А в 1908 году Сычков с женой отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, чтобы воочию увидеть творения мирового искусства. За границей он написал множество серийных пейзажей и выставлял свои работы в парижском Салоне.

«Русская девушка. Автор: Федот Сычков.

К 1917 году живописец уже имел в Европе немалую популярность, а его работа «Учительница у себя дома» была удостоена серебряной медали на Международной выставке в Сент-Луисе (США).

«Девушка в синем платке». Автор: Федот Сычков.

Вернувшись после революции на родину, художник начал оформлять революционные праздники, писать жанровые полотна о жизни в новой стране. В 1937 году художник, разочаровавшийся в новых порядках и, чувствуя свою невостребованность, пытался уехать из России.

Но по воле случая его творчество было замечено и оценено по достоинству, Федот Васильевич был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. За последующие годы жизни художник напишет большое множество колоритных картин, пронизанных позитивом, молодостью, энергетическим зарядом.

«Подружки». Автор: Федот Сычков.

Русская женщина в красном платке на фоне пейзажа. (1923).

Молодуха. (1928). Автор: Федот Сычков.

У хаты». Автор: Федот Сычков.

«Тройка». (1906). Автор: Федот Сычков.

«Подружки». Автор: Федот Сычков.

«Возвращение из школы». (1945). Автор: Федот Сычков.

«Колхозный базар». Автор: Федот Сычков.

«Деревенская карусель». Автор: Федот Сычков.

«Снежный ком». (1910). Автор: Федот Сычков.

«Катания на Масленицу». Автор: Федот Сычков.

«Возвращение с сенокоса». Автор: Федот Сычков.

«Праздничный день».(1927). Автор: Федот Сычков.

«Свободное время». (1910). Автор: Федот Сычков.

«Дети с подсолнухами». Автор: Федот Сычков.

«Девочка в саду». Автор: Федот Сычков.

«Новое ожерелье». Автор: Федот Сычков.

«Русские девушки». Автор: Федот Сычков.

Мордвинская девушка». Автор: Федот Сычков.

«Две девушки и два платка». Автор: Федот Сычков.

«Девушка в белом платье с корзиной». Автор: Федот Сычков.

«Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее», — так говорил о своем творчестве художник.

В конце 40-х годов у художника начались проблемы со зрением, и к концу жизни, он практически уже не видел. Для художника это поистине была большая трагедия.

Автопортрет. Ф.В. Сычков

Смотреть видео:

P/S Этого самобытного русского художника из Мордовии вряд ли следует ожидать на Платоновском Фестивале искусств. Не вписывается он в разрушительную концепцию Бычкова и К. Не для него у нас в Воронеже за бюджетные деньги выстроили «Выставочный центр Современного Искусства»! Разрушение души русского народа продолжается, равно, как и во «МХАТе», «Современнике», «Таганке», «Ваганьковском» театрах города Москва…

Материал подготовил Сергей Ольденбургский