21 января 1989 года при стечении большого количества воронежцев и иногородних граждан, съехавшихся в Воронеж со всех концов тогдашнего СССР, на Юго-западном кладбище хоронили новопреставленного уроженца Воронежа Александра Васильевича Гришина – умершего в возрасте 38-ми лет после второй операции на сердце, кинорежиссера, имя которого, в основном, известно россиянам по советскому фильму-катастрофе «Поезд вне расписания», снятого им на Одесской киностудии в 1985 году и с той поры не сходящего с экранов российских телеканалов.
Необычайно талантливый и обаятельный человек, сочинявший песни, стихи и прозу, за яркую внешность и внутреннее сходство с поэтом получивший прозвище Пушкин, в конце 60-х годов XX века Саша Гришин был известен в Воронеже, как вокалист и бас-гитарист одной из первых воронежских рок-групп «Скифы».
В 1974 году окончив испанское отделение факультета романо-германской филологии Воронежского университета, и одновременно пройдя большую школу университетской художественной самодеятельности, он несколько лет проработал в Воронеже, а затем, попытав счастья в Москве, с неожиданной легкостью поступил во ВГИК – на факультет кинорежиссуры — в мастерскую живого классика советского кино Марлена Хуциева…
В своей курсовой работе – короткометражной ленте, снятой по рассказу Платонова «Третий сын» – Пушкин, как продолжали звать Сашу Гришина и во ВГИКе, финальной сценой похорон, где снялись его друзья-однокурсники, словно бы обозначил свой путь. К тому времени он благополучно перенес первую операцию и жил со вставным клапаном в сердце…
Как и всем остальным, Саше Гришину было ясно, что профессия кинорежиссера, предполагающая крайне напряженный ритм жизни, это не для него — рожденного с пороком сердца и с раннего детства привыкшего к периодической боли в груди и таблеткам валидола под языком. Но он не был бы Пушкиным, отказавшись от возможности прожить ту жизнь – пусть коротко, но ярко, к чему стремится любая одаренная личность.
На десятилетия пережившая автора и ставшая классикой советского кино, картина «Поезд вне расписания» начиналась с оплаченного, но невостребованного сценария, который многие годы безнадежно пылился на полках Одесской киностудией и освоить который обязали выпускника ВГИКа Александра Гришина.
Романтик по духу и по жизни, он страницу за страницей переписал сценарий, превратив заурядную производственную драму в фильм-притчу. Притчевый характер картине придали и две главные песни «Вдвоем» и «Белый конь», написанные композитором Григорием Гладковым на тексты Саши Гришина и пропетые в фильме покойным Павлом Смеяном и его тогдашней женой Натальей Ветлицкой.
Стоит, наверное, вспомнить, что фильм «Поезд вне расписания» Александра Гришина вышел в прокат в один год с гораздо более известным «Поездом-беглецом» Андрея Кончаловского. Обе картины — примерно на одну тему, о потерявшем управление поезде и людях, находящихся в нем. Бюджеты только у них несоразмерно разные. И тем более удивительно, что скромное кино производства Одесской киностудии не уступило, а в рейтингах российских телеповторов даже опередило Голливуд.
Зная, что ему отмерена крайне короткая жизнь, он спешил жить, а потому брался за любую предложенную работу… В 1986 году следом за своей первой более-менее успешной полнометражной картиной на той же Одесской киностудии и опять же по безнадежно пыльному сценарию Александром Гришиным была снята мелодрама «Всего один поворот».
А еще через год – в 1988-ом – он приступил к работе над социальной драмой – фильму по сценарию известнейшего тогда, ныне покойного журналиста Юрия Щекочихина. По сюжету фильма десятиклассник из провинциального городка написал письмо в газету, в котором обвинил «отцов города» в неправедных действиях. Так он стал в городке изгоем. И, в конце концов, был убит во время драки с разгулявшимися парнями, решившими проучить юного правдоискателя.
Воронежцам фильм интересен хотя бы тем, что все натурные съемки велись в Воронеже и в Рамони, а в эпизодических ролях снимались актеры воронежских театров.
Саша Гришин любил свой город. Снимая эпизоды фильма на улице Освобождение труда и соседних маленьких улочках, он будто возвращался в свое детство – на прибрежные кручи Гусиновки и Чижовки, где родился и жил…
Он с детства приучил себя к мысли, что обречен на раннюю смерть, но тем не менее не щадил свое больное сердце – жил и работал на износ.Известный в кругу друзей как Пушкин, Саша Гришин умер 19 января 1989 года, не дожив до премьеры своего последнего фильма, который был впервые показан на большом экране сорок дней спустя после его смерти — в рамках кинофестиваля игрового кино, устроенного в Воронежа сокурсниками и друзьями Пушкина и посвященного его памяти.
Ничего подобного в нашем городе не происходило ни до, ни после того кинофестиваля: представленные их создателями – кинорежиссерами и актерами, десять новых полнометражных игровых фильмов и двадцать пять короткометражек в течение двух дней 25 и 26 февраля 1989 года одновременно демонстрировались в шести самых крупных кинотеатрах Воронежа. В числе тех фильмов была представлена и курсовая работа Александра Гришина «Ночь» — маленький шедевр несостоявшегося большого мастера.
Материал подготовил Александр Никитин