(к 90-летию со дня рождения)
Когда сегодня вспоминаешь о работах этого выдающегося актёра, всякий раз с сожалением думаешь о том, что новое поколение зрителей, выросшее с «повёрнутой на Запад» головой, больше знает о кино американском и его «звёздах», чем о Великом отечественном кинематографе, в своих гуманистических устремлениях и достижениях никем не превзойдённом. Среди шедевров советского экрана, ставших не только русской, а и мировой киноклассикой, – немало фильмов, в которых снимался народный артист СССР ОЛЕГ ИВАНОВИЧ БОРИСОВ.
Широкое признание к нему пришло после первых же работ в кино – в картинах «За двумя зайцами», «Балтийское небо» и «Дайте жалобную книгу». А известность и славу ему принесли фильмы «На войне как на войне», «Крах инженера Гарина», «Парад планет», «Остановился поезд», «Слуга», «Рафферти»… Незабываемы были и его сценические роли в театрах Киева, Ленинграда, Москвы.
По окончании Школы-студии МХАТ (в 1951 году), где он учился у известного актёра, режиссёра и педагога Георгия Герасимова, Олег Борисов более десяти лет работал в Киевском Русском драматическом театре имени Леси Украинки. Там он блеснул в ролях Дромио («Комедия ошибок» Шекспира), Счастливцева («Лес» Островского), Белардо («Учитель танцев» Лопе де Веги), Коня («Враги» Горького), Арлекина («Маскарад» Лермонтова) и особенно Петра в пьесе Горького «Последние». Уже на киевской сцене стали проступать черты незаурядного таланта актёра – темперамент и внутренняя сила, эмоциональный накал и ироничность, глубокий психологизм и проникновенность, которыми он наполнял своих героев.
Подлинный масштаб творческого потенциала Олега Борисова проявился на подмостках Ленинградского БДТ, куда он перешёл в 1964 году. Здесь он достиг вершин виртуозного актёрского искусства, которое позволяло ему быть одинаково убедительным и неподражаемым как в комедийных, так и в трагедийных ролях. Исследуя процесс нравственного бытия, а часто кризиса того или иного персонажа, артист раскрывал неизбежный драматизм, как правило, сложной, мятущейся личности. Борисов восхищал зрителей и театральных специалистов парадоксальностью актёрского видения, контрастностью в построении сложнейших образов. Очень скоро он был признан редкостным мастером внутреннего перевоплощения и неограниченных исполнительских возможностей.
Требовательный профессионал, Олег Борисов придавал огромное значение и пластической выразительности, всякий раз наделяя своих героев неожиданными подробностями поведения и личностных проявлений. Среди уникальных образов, созданных актёром на сцене БДТ, запомнились: Притыкин, Пётр, Суслов («Варвары», «Мещане», «Дачники» Горького), Ганя Иволгин («Идиот» по Достоевскому), Колосёнок («Сколько лет, сколько зим!» Пановой), Робеспьер («Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля), принц Гарри («Король Генрих IV» Шекспира), Кистерёв («Три мешка сорной пшеницы» по Тендрякову), Айзатуллин, Семёнов («Протокол одного заседания», «Мы, нижеподписавшиеся» Гельмана), Григорий Мелехов («Тихий Дон» по Шолохову), Сиплый («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Ростовщик («Кроткая» по Достоевскому)…
В ленинградском Большом драматическом театре, которым руководил знаменитый Георгий Александрович Товстоногов, у Борисова было не так много ролей, как ему хотелось. Мощь его актёрского дарования и личностного начала, судя по всему, создавали какой-то дискомфорт в отношениях с главным режиссёром, а может быть, даже и с некоторыми ведущими исполнителями БДТ. Не каждый из них мог выдержать конкуренции с Борисовым на сцене. Наверное, всё это и порождало определённую неудовлетворённость Олега Ивановича тем периодом своей творческой жизни, хотя у него всегда была огромная армия поклонников. Спектакли шли с постоянными аншлагами, а театру (во время гастролей) рукоплескали восторженные зрители самых разных стран. Театральные гурманы из многих городов Советского Союза стремились попасть на ленинградские премьеры БДТ, в том числе и на постановки, в которых был занят Олег Борисов.
Взыскательность, требовательность и бескомпромиссность артиста заставляли его быть избирательным не только к материалу пьесы или сценария, но и к режиссёру, с которым он воплощал тот или иной замысел. Не разделяя концепций постановщика, Олег Борисов мог уйти и из спектакля, и со съёмочной площадки фильма, невзирая на режиссёрское имя и неприятные последствия.
Грандиозным успехом пользовались работы актёра на сценах МХАТа (куда он перешёл в 1983 году) и Театра Советской Армии. В Москве им были сыграны: Астров в «Дяде Ване», Выборнов в «Серебряной свадьбе» Мишарина, Павел I в одноимённой пьесе Мережковского, Доктор в «Пиковой даме», Контрабас в моноспектакле «Человек в футляре» по Чехову. В 1994 году (незадолго до смерти) Олег Иванович сыграл свою последнюю роль – Фирса в «Вишнёвом саде» Чехова в Санкт-Петербургском Малом драматическом театре.
Среди других работ в кино и на телевидении, где снимался Борисов, хотелось бы назвать такие как «Рабочий посёлок», «Кража», «Живой труп», «Женитьба», «Гамлет Щигровского уезда», «Подросток», «Виринея», «Укротители велосипедов», «Садовник», «Дневник директора школы», «Проверка на дорогах», «По главной улице с оркестром»… Всего же народным артистом СССР (почётнейшего звания удостоен в 1978) Олегом Борисовым было сыграно более 60-ти ролей. Он дважды становился лауреатом престижнейшей Государственной премии СССР (!), получал и Государственную премию России.
Могучий и уникальный талант этого великого русского артиста и сегодня продолжает вызывать отклик в неравнодушных зрительских сердцах, заставляя нас размышлять о нашей собственной жизни и судьбе.
P.S. Не могут не поражать цинизмом, глупостью и антисоветизмом комментарии некоторых «специалистов», рассказывающих в юбилейные дни на телевидении о нелёгкой судьбе артиста Борисова. В них можно было услышать шаблонные стенания и о не сложившейся в полной мере творческой биографии актёра, и о каких-то «запретах» на его съёмки в картинах, и о «тяжёлом времени», выпавшем на его долю, и о злобных советских чиновниках, которые спать не спали, а только и думали, как навредить всенародному любимцу…
Не нашлось у них слов ни о наградах и премиях, полученных Олегом Ивановичем, ни об удивительных коллегах, с которыми ему довелось работать, ни о его замечательной книге «Без знаков препинания. Дневник. 1974 – 94», ни о тяжёлой болезни (лейкозе), с которой он мужественно боролся несколько лет с помощью советских врачей, ни о том, что, родись он пятью годами раньше, оказался бы на фронте смертоносной войны, развязанной «цивилизованной» фашистской Европой и унесшей десятки миллионов жизней. А ведь только Победа в той войне и невероятный подъём в стране промышленности, науки, искусства и дали возможность появления в нашей культуре таких личностей, как Олег Борисов. Дали возможность им состояться и реализовать свой потрясающий дар.
Владимир Межевитин