(к 90-летию со дня рождения)

Когда сегодня вспоминаешь о работах этого выдающегося актёра, всякий раз с сожалением думаешь о том, что новое поколение зрителей, выросшее с «повёрнутой на Запад» головой, больше знает о кино американском и его «звёздах», чем о Великом отечественном кинематографе, в своих гуманистических устремлениях и достижениях никем не превзойдённом. Среди шедевров советского экрана, ставших не только русской, а и мировой киноклассикой, – немало фильмов, в которых снимался народный артист СССР ОЛЕГ ИВАНОВИЧ БОРИСОВ.

Широкое признание к нему пришло после первых же работ в кино – в картинах «За двумя зайцами», «Бал­тийское небо» и «Дайте жалобную книгу». А известность и славу ему принесли фильмы «На войне как на вой­не», «Крах инженера Гарина», «Парад пла­нет», «Остановился по­езд», «Слуга», «Рафферти»… Незабываемы были и его сценичес­кие роли в театрах Ки­ева, Ленинграда, Мос­квы.

По окончании Шко­лы-студии МХАТ (в 1951 году), где он учился у известного актёра, режиссёра и педагога Георгия Гера­симова, Олег Борисов более десяти лет рабо­тал в Киевском Рус­ском драматическом театре имени Леси Ук­раинки. Там он блес­нул в ролях Дромио («Комедия ошибок» Шекспира), Счастливцева («Лес» Островского), Белардо («Учитель танцев» Лопе де Веги), Коня («Враги» Горь­кого), Арлекина («Маскарад» Лермонтова) и особенно Петра в пьесе Горького «Последние». Уже на киевской сцене стали проступать черты незаурядно­го таланта актёра – темпера­мент и внутренняя сила, эмо­циональный накал и иронич­ность, глубокий психологизм и проникновенность, которыми он наполнял своих героев.

Подлинный масштаб твор­ческого потенциала Олега Бори­сова проявился на подмостках Ленинградского БДТ, куда он перешёл в 1964 году. Здесь он достиг вершин виртуозного ак­тёрского искусства, которое позволяло ему быть одинаково убедительным и неподражае­мым как в комедийных, так и в трагедийных ролях. Иссле­дуя процесс нравственного бы­тия, а часто кризиса того или иного персонажа, артист рас­крывал неизбежный драма­тизм, как правило, сложной, мятущейся личности. Борисов восхищал зрителей и театраль­ных специалистов парадок­сальностью актёрского виде­ния, контрастностью в построении сложнейших образов. Очень скоро он был признан редкостным мастером внутрен­него перевоплощения и неогра­ниченных исполнительских возможностей.

Требовательный професси­онал, Олег Борисов придавал огромное значение и пласти­ческой выразительности, вся­кий раз наделяя своих героев неожиданными подробностями поведения и личностных проявлений. Среди уникальных обра­зов, созданных актёром на сцене БДТ, запомнились: Притыкин, Пётр, Суслов («Варва­ры», «Мещане», «Дачники» Горького), Ганя Иволгин («Идиот» по Достоевскому), Колосёнок («Сколько лет, сколько зим!» Пановой), Робес­пьер («Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля), принц Гар­ри («Король Генрих IV» Шек­спира), Кистерёв («Три меш­ка сорной пшеницы» по Тенд­рякову), Айзатуллин, Семёнов («Протокол одного заседа­ния», «Мы, нижеподписавши­еся» Гельмана), Григорий Ме­лехов («Тихий Дон» по Шоло­хову), Сиплый («Оптимисти­ческая трагедия» Вишневско­го), Ростовщик («Кроткая» по Достоевскому)

В ленинградском Большом драматическом театре, которым руководил знаменитый Георгий Александрович Товстоногов, у Борисова было не так много ролей, как ему хотелось. Мощь его актёрского дарования и личностного начала, судя по всему, создавали какой-то дискомфорт в отношениях с главным режиссёром, а может быть, даже и с некоторыми ведущими исполнителями БДТ. Не каждый из них мог выдержать конкуренции с Борисовым на сцене. Наверное, всё это и порождало определённую неудовлетворённость Олега Ивановича тем периодом своей творческой жизни, хотя у него всегда была огромная армия поклонников. Спектакли шли с постоянными аншлагами, а театру (во время гастролей) рукоплескали восторженные зрители самых разных стран. Театральные гурманы из многих городов Советского Союза стремились попасть на ленинградские премьеры БДТ, в том числе и на постановки, в которых был занят Олег Борисов.

Взыскательность, требовательность и бес­компромиссность арти­ста заставляли его быть избирательным не только к материалу пье­сы или сценария, но и к режиссёру, с кото­рым он воплощал тот или иной замысел. Не разделяя концепций постановщика, Олег Бо­рисов мог уйти и из спектакля, и со съё­мочной площадки фильма, невзирая на режиссёрское имя и неприятные послед­ствия.

Грандиозным успе­хом пользовались рабо­ты актёра на сценах МХАТа (куда он пере­шёл в 1983 году) и Те­атра Советской Армии. В Москве им были сыграны: Астров в «Дяде Ване», Выборнов в «Серебряной свадь­бе» Мишарина, Павел I в одноимённой пьесе Мережковского, Докто­р в «Пиковой даме», Контрабас в моноспек­такле «Человек в футляре» по Чехову. В 1994 году (незадол­го до смерти) Олег Иванович сыграл свою последнюю роль – Фирса в «Вишнёвом саде» Чехова в Санкт-Петербургском Малом драматическом театре.

Среди других работ в кино и на телевидении, где снимал­ся Борисов, хотелось бы на­звать такие как «Рабочий по­сёлок», «Кража», «Живой труп», «Женитьба», «Гамлет Щигровского уезда», «Подро­сток», «Виринея», «Укротите­ли велосипедов», «Садовник», «Дневник директора школы», «Проверка на дорогах», «По главной улице с оркестром»… Всего же народным артистом СССР (почётнейшего звания удостоен в 1978) Олегом Борисовым было сыграно более 60-ти ролей. Он дважды становился лауреатом престижнейшей Государственной премии СССР (!), получал и Государственную премию Рос­сии.

Могучий и уникальный та­лант этого великого русского артиста и сегодня продолжа­ет вызывать отклик в неравнодушных зрительских сер­дцах, заставляя нас размыш­лять о нашей собственной жиз­ни и судьбе.

P.SНе могут не поражать цинизмом, глупостью и антисоветизмом комментарии некоторых «специалистов», рассказывающих в юбилейные дни на телевидении о нелёгкой судьбе артиста Борисова. В них можно было услышать шаблонные стенания и о не сложившейся в полной мере творческой биографии актёра, и о каких-то «запретах» на его съёмки в картинах, и о «тяжёлом времени», выпавшем на его долю, и о злобных советских чиновниках, которые спать не спали, а только и думали, как навредить всенародному любимцу…

Не нашлось у них слов ни о наградах и премиях, полученных Олегом Ивановичем, ни об удивительных коллегах, с которыми ему довелось работать, ни о его замечательной книге «Без знаков препинания. Дневник. 1974 – 94», ни о тяжёлой болезни (лейкозе), с которой он мужественно боролся несколько лет с помощью советских врачей, ни о том, что, родись он пятью годами раньше, оказался бы на фронте смертоносной войны, развязанной «цивилизованной» фашистской Европой и унесшей десятки миллионов жизней. А ведь только Победа в той войне и невероятный подъём в стране промышленности, науки, искусства и дали возможность появления в нашей культуре таких личностей, как Олег Борисов. Дали возможность им состояться и реализовать свой потрясающий дар.

 Владимир  Межевитин