В конце августа исполнилось 85 лет со дня рождения замечательного актёра Анатолия Алексеевича Солоницына, ушедшего из жизни в 1982 году. Судьба Солоницына и творчество стали частью нашего искусства, нашей истории… Среди его предков – вятских и костромских землепашцев – был и Захар Степанович Солоницын, известный летописец, оставивший после себя несколько книг религиозного содержания. Жил он во второй половине XVIII века и прославился не только своими рукописными трудами, но и тем, что писал иконы. Биография предка вдохновила молодого, никому не известного актёра Анатолия Солоницына на роль легендарного Андрея Рублёва.
Прочитав сценарий Тарковского в журнале «Искусство кино», начинающий артист Свердловского драмтеатра Анатолий Солоницын твёрдо решил ехать в Москву и участвовать в пробах к фильму, ставшего одним из мировых шедевров.
Путь Солоницына на сцену и кинематографический экран был нелёгким. Трижды он приезжал из Киргизии, где жила семья (отец работал собственным корреспондентом газеты «Известия»), в Москву поступать в ГИТИС – и каждый раз возвращался обратно. На учёбу в столичный вуз его не брали. Отчаявшись, он уехал в Свердловск и стал студентом училища при местном драматическом театре. Как один из лучших выпускников, Анатолий Солоницын был оставлен в театральной труппе, где и началась профессиональная жизнь актёра. Вскоре наметилась главная тема его творчества – тема встревоженной совести.
Мощное личностное начало, строгое обаяние, масштаб актёрской натуры, душевная утончённость расположили к нему Андрея Тарковского. После грандиозного успеха «Рублёва» режиссёр и артист уже не расставались. Однако утверждение на роль в этом фильме проходило трудно. Тарковского отговаривали снимать провинциала-дебютанта авторитетные кинематографисты, и тогда, взяв фотографии претендентов, он пошёл к реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Режиссёр разложил перед ними все фотографии и спросил: «Который из них Рублёв?» В ответ, не сговариваясь, они указали на фото Анатолия… Так судьба Захара Солоницына отразилась в жизни далёкого потомка. «Я бы не поехал в Москву… Я бы не стал мучить себя, – вспоминал позднее Анатолий Солоницын. – Но я поверил, что играть Андрея Рублёва должен именно я. Потому что у кого же из актёров есть такой предок – иконописец и летописец… Они увидели, что не самолюбие привело меня на съёмочную площадку, а что-то другое…».
После «Рублёва» предложения работать в новых картинах стали поступать Солоницыну по нарастающей. Это время 60-х – 70-х годов было взлётом советского кинематографа (начавшимся ещё в 50-е), который по своим гуманистическим устремлениям, глубине поднимаемых тем, свету и добру до сих пор остаётся непревзойдённым. Десятки фильмов-шедевров подарил нам этот взлёт отечественного кино, считавшегося одним из лучших в мире. Актёр, известный своей взыскательностью к поступающим предложениям, снимался иногда в 5–7(!)картинах в год.
Анатолию Солоницыну везло на режиссёров, он работал с лучшими из них. Герасимов, Панфилов, Герман, Шепитько, Михалков, Алов и Наумов, Зархи, Абдрашитов, Губенко, Климов – вот далеко не полный перечень выдающихся постановщиков, с которыми сотрудничал артист.
Из полусотни его незабываемых фильмов хочется особо назвать картины, ставшие классикой мирового кинематографа: «В огне брода нет», «Проверка на дорогах», «Любить человека», «Агония», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Восхождение», «Легенда о Тиле», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Телохранитель», «Из жизни отдыхающих», «Остановился поезд». И, конечно же, «Зеркало», «Сталкер», «Солярис» Андрея Тарковского.
Запомнились и театральные работы Солоницына. В Свердловском драмтеатре он блестяще сыграл Ивана Петровича в «Униженных и оскорблённых» Достоевского, в Новосибирском театре – Бориса Годунова в одноимённом спектакле и Голубкова в булгаковском «Беге», в Русском театре Таллинна был неподражаем в роли Клоуна Тота в постановке по Леониду Андрееву «Тот, кто получает пощёчины». В Москве была бурная реакция на его Гамлета, поставленного Тарковским…
Умер актёр в возрасте 47 лет от рака лёгких и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Надгробный памятник выполнен в виде кирпичной арки, а в ней в образе Андрея Рублёва – артист, подаривший миру лицо великого художника и свой выдающийся талант.
Владимир Межевитин