В конце августа исполнилось 85 лет со дня рождения замечательного актёра Анатолия Алексеевича Солоницына, ушедшего из жизни в 1982 году. Судьба Солоницына и творчество стали частью нашего искусства, нашей истории… Среди его предков – вятских и ко­стромских землепашцев – был и За­хар Степанович Солоницын, извест­ный летописец, оставивший после себя несколько книг религиозного со­держания. Жил он во второй полови­не XVIII века и прославился не только своими рукописными трудами, но и тем, что писал иконы. Биография предка вдохновила молодого, никому не известного актёра Анатолия Соло­ницына на роль легендарного Андрея Рублёва.

Прочитав сценарий Тар­ковского в журнале «Искус­ство кино», начинающий ар­тист Свердловского драмтеатра Анатолий Солоницын твёрдо ре­шил ехать в Москву и уча­ствовать в пробах к фильму, ставшего одним из мировых шедевров.

Путь Солоницы­на на сцену и кинематогра­фический экран был нелёг­ким. Трижды он приезжал из Киргизии, где жила се­мья (отец работал собствен­ным корреспондентом газеты «Известия»), в Москву по­ступать в ГИТИС – и каж­дый раз возвращался обрат­но. На учёбу в столичный вуз его не брали. Отчаявшись, он уехал в Свердловск и стал студентом училища при ме­стном драматическом теат­ре. Как один из лучших вы­пускников, Анатолий Соло­ницын был оставлен в теат­ральной труппе, где и нача­лась профессиональная жизнь актёра. Вскоре наме­тилась главная тема его творчества – тема встрево­женной совести.

Мощное личностное на­чало, строгое обаяние, мас­штаб актёрской натуры, ду­шевная утончённость распо­ложили к нему Андрея Тар­ковского. После грандиозно­го успеха «Рублёва» режис­сёр и артист уже не расста­вались. Однако утверждение на роль в этом фильме про­ходило трудно. Тарковского отговаривали снимать провинциала-дебютанта автори­тетные кинематографисты, и тогда, взяв фотографии претендентов, он пошёл к рес­тавраторам, специалистам по древнерус­скому искус­ству. Режис­сёр разложил перед ними все фотографии и спросил: «Который из них Рублёв?» В ответ, не сговари­ваясь, они указали на фото Анатолия… Так судьба Заха­ра Солоницына отразилась в жизни далёкого потомка. «Я бы не поехал в Москву… Я бы не стал мучить себя, – вспо­минал позднее Анатолий Со­лоницын. – Но я поверил, что играть Андрея Рублёва дол­жен именно я. Потому что у кого же из актёров есть та­кой предок – иконописец и летописец… Они увидели, что не самолюбие привело меня на съёмочную площадку, а что-то другое…».

После «Рублёва» предло­жения работать в новых кар­тинах стали поступать Соло­ницыну по нарастающей. Это время 60-х – 70-х годов было взлётом советского кинематографа (начавшимся ещё в 50-е), который по своим гуманистическим устремлениям, глубине поднимаемых тем, свету и добру до сих пор остаётся непревзойдённым. Десятки фильмов-шедевров подарил нам этот взлёт отечественного кино, считавшегося одним из лучших в мире. Ак­тёр, известный своей взыскательностью к поступающим предложениям, снимался иногда в 5–7(!)картинах в год.

Анатолию Солоницыну везло на режиссёров, он ра­ботал с лучшими из них. Ге­расимов, Панфилов, Герман, Шепитько, Михалков, Алов и Наумов, Зархи, Абдрашитов, Губенко, Климов – вот дале­ко не полный перечень выда­ющихся постановщиков, с которыми сотрудничал ар­тист.

Из полусотни его неза­бываемых фильмов хочется особо назвать картины, став­шие классикой мирового кинематографа: «В огне брода нет», «Проверка на дорогах», «Любить че­ловека», «Агония», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Восхождение», «Легенда о Тиле», «Двад­цать шесть дней из жизни Достоевского», «Телохрани­тель», «Из жизни отдыхаю­щих», «Остановился поезд». И, конечно же, «Зеркало», «Сталкер», «Солярис» Анд­рея Тарковского.

Запомнились и театраль­ные работы Солоницына. В Свердловском драмтеатре он блестяще сыграл Ивана Пет­ровича в «Униженных и ос­корблённых» Достоевского, в Новосибирском театре – Бо­риса Годунова в одноимённом спектакле и Голубкова в булгаковском «Беге», в Русском театре Таллинна был непо­дражаем в роли Клоуна Тота в постановке по Леониду Ан­дрееву «Тот, кто получает по­щёчины». В Москве была бур­ная реакция на его Гамлета, поставленного Тарковским…

Умер актёр в возрасте 47 лет от рака лёгких и похо­ронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Над­гробный памятник выполнен в виде кирпичной арки, а в ней в образе Андрея Рублёва – артист, подаривший миру лицо великого художника и свой выдающийся талант.

Владимир  Межевитин