(к 95-летию народного артиста)
Мало кто знает, что в биографии талантливейшего актёра Юрия Ивановича Каюрова, народного артиста России (которому посвящены были в конце сентября – начале октября несколько передач на телевидении) есть и воронежские страницы. Они связаны с его работой (пусть и непродолжительной) в Театре драмы имени Кольцова в Воронеже и съёмками в фильме «Вожди» известного режиссёра Галины Евтушенко (нашей землячки).
Театральные справочники говорят о том, что Юрий Каюров родился 30 сентября 1927 года в Череповце (ныне Вологодской области); позже семья поселилась в Тихвине. Отец Иван Дмитриевич в 1937-м был арестован, но в 1939 году освобождён. В первые дни Великой Отечественной войны он, отправив семью на родину, в деревню под Белозерском, ушёл в народное ополчение. Погиб в декабре 1941-го, защищая Тихвин, на подступах к Ленинграду.
После окончания ремесленного училища (в 1944-м) Юрий Каюров работал токарем на Ленинградском заводе «Вулкан». Подав документы в Куйбышевское военно-морское авиационное училище, был принят, но на фронт попасть не успел. Службу на флоте он закончил в Ленинграде матросом-артиллеристом крейсера «Аврора».
Ещё во время службы на флоте Каюров увлёкся самодеятельностью, занимался в театральной студии при ДК имени Кирова, которой руководили в то время Василий Меркурьев и его жена Ирина Мейерхольд. Демобилизовавшись, в 1949 году, он подал заявление в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского и был принят сразу на второй курс. Его наставниками в институте стали Елизавета Ивановна Тиме и Николай Евгеньевич Серебряков.
По окончании института, в 1952 году, Каюров был приглашён в Саратовский драматический театр им. К. Маркса. В этом театре он служил 15 лет, сыграв десятки ролей. Среди них были: Незнамов в пьесе «Без вины виноватые» и Карандышев в «Бесприданнице» А. Островского, Марат в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» и Ведерников в арбузовской же «Годы странствий», Алексей в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Часовников в «Океане» А. Штейна, Михаил Зыков в горьковской пьесе «Зыковы». Возглавлявший в те годы театр (до 1962 года) Николай Бондарев навсегда остался одним из самых уважаемых театральных режиссёров Каюрова. За свои успешные сценические работы Юрий Каюров был удостоен почётнейшего звания заслуженного артиста РСФСР.
Известность актёру саратовского театра принёс кинематограф, в котором он дебютировал в 1961 году в роли молодого Ленина в фильме «В начале века» режиссёра Анатолия Рыбакова. В дальнейшем Юрию Каюрову ещё не раз довелось воплощать образ Владимира Ильича на сцене и экране, в том числе в знаменитой картине Ю. Карасика «Шестое июля» и в фильме С. Юткевича «Ленин в Париже», за который он в 1983 году был награждён Государственной премией СССР. Но ещё раньше, в 1965 году, Каюров сыграл Ленина в телевизионном фильме «Сквозь ледяную мглу». Биографы уверяют, что именно после этой работы Юрия Ивановича пригласили в столичный легендарный Малый театр.
Но до этого судьбоносного для артиста приглашения был переезд в Воронеж и репетиции здесь с известным режиссёром Петром Монастырским пьесы «Жаворонок» Жана Ануя. В ней он сыграл одну из главных ролей – короля Карла.
Работая в Малом театре с 1967 года, Юрий Каюров блестяще проявил себя в целом ряде пьес классического и современного репертуаров. Среди них были: «Джон Рид» Е. Симонова – В.И. Ленин, «Бешеные деньги» А.Н. Островского (постановка Леонида Варпаховского) – Савва Васильков, «Русские люди» К. Симонова (постановка Бориса Равенских) – Иван Никитич Сафонов, «Фома Гордеев» М. Горького (постановка Б.А. Львов-Анохина) – Маякин, «Зыковы» М. Горького (постановка Л.Е. Хейфеца) – Антипа Зыков, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова – Полоний, «Дядя Ваня» А.П. Чехова – Серебряков, «Вишнёвый сад» А.П. Чехова – Фирс, «Иванов» А.П. Чехова (постановка В.М. Соломина) – Шабельский, «Сон героини» А. Галина (постановка Александра Галина) – Шубин.
В одной из лучших телеверсий «Вишнёвого сада» А.П. Чехова в режиссуре Леонида Хейфеца Каюров незабываемо сыграл Лопахина. У Петра Фоменко (тоже на телевидении) блеснул в главной роли спектакля «Семейное счастье» по Л. Н. Толстому.
В послужном списке народного артиста РСФСР Юрия Ивановича Каюрова (звание получено в 1979 году) – более сорока картин, отличающихся разнообразием сыгранных в них героев (помимо воплощения сложнейшего образа Владимира Ильича Ленина в фильмах: «В начале века», «Сквозь ледяную мглу», «Исход», «Утро», «Шестое июля», «Почтовый роман», «Кремлёвские куранты», «Угол падения», «Посланники вечности», «Чёрные сухари», «Звёздный час», «Хождение по мукам», «Ссыльный № 011», «Маршал революции», «Поэма о крыльях», «Государственная граница. Фильм 1-й: «Мы наш, мы новый…», «Ленин в Париже», «В Крыму не всегда лето»):
1964 — Сумка, полная сердец — Алексей Лиходеев
1971 — Долгие проводы — Николай Сергеевич
1972 — Инженер Прончатов — Григорий Семёнович Вишняков, парторг
1972 — Айрик — Семён Семёнович
1974 — Пламя — Лагун
1975 — Пропавшая экспедиция — Волжин
1975 — Трактирщица — граф Альбафиорита
1976 — Огненный мост — Хомутов
1976 — Там, за горизонтом
1976 — Золотая речка — Волжин
1976 — Вдовы — военком Кротов
1977 — Строгая мужская жизнь — генерал-полковник, командующий округом
1978 — И это всё о нём — Голубинь
1979 — Моя Анфиса — отец Николая
1980 — Белый снег России — Крыленко
1980 — Что можно Кузенкову? (Новелла)
1980 — Ночное происшествие — Владыкин
1980 — Главный конструктор — Рагозин, зам. наркома
1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов — Пётр Никифорович
1983 — Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова — прокурор
1986 — Говорит Москва — Троицкий
1991 — Дело Сухово-Кобылина — директор императорских театров
1993 — Несравненная
1994 — Петербургские тайны — старший следователь
2000 — Романовы. Венценосная семья — генерал Алексеев
2001 — Ключи от смерти — Пирумов
В перечне государственных наград актёра (советских и российских) – несколько орденов «За заслуги перед Отечеством», орден Почёта, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов; две Государственные премии СССР и Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского.
Юрий Каюров является действительным членом Петровской академии наук и искусств.
В документальном фильме «Вожди» режиссёра Галины Евтушенко (снятом в 1997 году) Юрий Иванович Каюров, размышляя о Владимире Ильиче Ленине, даёт взвешенную и положительную оценку этой сложной исторической и политической фигуре, являющейся одной из крупнейших в мировой истории. Невзирая на оголтелую антисоветскую пропаганду, вошедшую в моду в конце 80-х – начале 90-х годов, актёр, не раз соприкасавшийся с биографией Ленина – вождя революции, призывает к пониманию и изучению причинно-следственных связей тех или иных явлений, связанных с политическими процессами, происходящими в мире и в России. В своих оценках он словно бы присоединяется к мнению доктора философских наук, известнейшего социолога, писателя и публициста (геройски прошедшего Великую Отечественную войну) Александра Зиновьева, который о Ленине отзывался так:
«…Я буду говорить не как последователь марксизма-ленинизма, а как учёный, исследователь, руководствующийся принципом: истина, любой ценой – истина!
Моя оценка Ленина, которую я не раз высказывал, такова: это один из величайших людей в истории человечества и величайший человек XX века. Когда меня просили назвать самых великих людей минувшего столетия, я называл и сейчас повторю: Ленин и Сталин. XX век – это век Ленина и Сталина. Хотя смолоду я был антисталинистом, арестовывался, сидел на Лубянке и так далее, вывод мой на сегодня именно такой. И если я так говорю, значит, имею для этого достаточно серьёзные основания как учёный…
Я бы не назвал Ленина и Сталина величайшими людьми XX столетия, если бы они были великими со знаком минус. Несмотря ни на какие недостатки, которые отмечают всякие критики, если брать общую оценку роли, которую сыграл Ленин в истории, то это роль больше чем положительная. Я сомневаюсь, что можно назвать ещё каких-то других деятелей, которые сопоставимы с ним. Ну вот в XIX веке сомасштабен Ленину Маркс. Они сомасштабны по своей значимости для истории.
XIX век ознаменовался появлением величайшей в истории человечества марксистской идеологии. Она сыграла колоссальную роль уже в том веке, а в XX столетии стала одним из важнейших факторов, определивших эволюцию мира. Огромная историческая заслуга Ленина состоит в том, что он разработал марксистскую идеологию с учётом тех изменений, которые произошли в человечестве к началу XX века, создал учение, которое можно назвать ленинизмом и которое стало по сравнению с марксизмом значительным шагом вперёд…
Используя это учение, Ленин создал большевистскую партию – организацию революционеров, ориентированную на революционный перелом. И как только представился исторический случай, он был использован. В истории я не знаю другого примера такой же масштабности, когда роль личности отдельного человека была такой большой. Не было бы Ленина, Великой Октябрьской социалистической революции и потом Советского Союза, в истории не возникла бы целая эволюционная линия, сомасштабная той, которую представлял западный капиталистический мир. Она, эта новая эволюционная линия, оказала громадное влияние на всё последующее развитие человечества. Если с этой точки зрения рассматривать, то Ленин, конечно, человек номер один…
Я анализирую, как социолог, эволюцию человечества, революцию и послереволюционное время. И утверждаю: если бы Октябрьская революция не произошла, если бы не сложился Советский Союз и если бы коммунистическое движение на планете не сыграло такую роль, какую оно играло в XX столетии, то человечество давно стало бы на путь деградации и сейчас находилось бы в ужасающе жалком состоянии. Благодаря коммунистической революции и всему тому, что с этим было связано, человечество тогда было спасено от страшнейшего отката назад, от падения…
…После антикоммунистического переворота начался погром, буквально погром всех великих достижений советского периода. И специально создаётся такое впечатление, что всё в советские годы вроде было напрасно. Однако достижения эпохи советского коммунизма, начатой Лениным, вошли в плоть и кровь человечества. Влияние нашей революции и того, что делалось у нас, на всё человечество было таким могучим, что весь мир, в том числе и Запад, несмотря ни на что пошёл в этом направлении. Многих достижений, которые можно наблюдать на Западе, не было бы, не будь Советского Союза, не будь этой конкуренции двух систем. Анализируя западный мир, я могу показать, сколько Запад позаимствовал и что сделал под влиянием успехов коммунистического движения в XX столетии… В плане социальном, да и во всех отношениях. И научно-технический прогресс, и многое другое…
Так что не надо говорить о Ленине и о нашей революции: дескать, не стоило этого затевать. Стоило! Не только стоило затевать, а надо было защищать. А получилось /в 1991-м и далее/: капитулировали без боя, можно сказать. Разумеется, тут и фактор предательства бывших руководителей… И элемент антикоммунистической пропаганды. Антикоммунизм был важнейшим элементом западной идеологии, а необходимый компонент антикоммунизма – дискредитация вождей /Ленина и Сталина/…
…Ведь была действительно Великая революция. И что же, враги её сидели, как паиньки, а злодеи Ленин и Сталин ходили с револьверами и расстреливали ни в чём не повинных людей?
В юности, по незнанию, я тоже увлекался критикой. А потом, помудрев, стал прибегать к такому приёму: ну хорошо, Зиновьев, ты недоволен, скажем, действиями Ленина или Сталина, но сам-то ты на их месте как бы поступил? И приходил к выводу: иначе поступить не смог бы. Так что не надо спекулировать на «жестокости», «репрессиях» и т. д. Избежать этого исторически было нельзя. Всё, что делалось, – делалось в силу необходимости.
Более того, если сейчас по этой теме в чём-то упрекнуть Сталина и Ленина, я бы сказал: НЕ ДОБИЛИ. Сколько мрази осталось и теперь повылезало! И какой вред нанесла эта мразь нашей стране. Вред, не соизмеримый ни с какими ошибками Ленина и Сталина – в десятки, в сотни раз больше.
Ведь впервые в истории смертность стала у нас преобладать над рождаемостью, и численность русских начала такими стремительными темпами сокращаться. Нас уничтожают в полном смысле слова! А на этом фоне продолжают поносить Ленина и Сталина, заставляя народ забыть, какая ими была создана страна!..
Я не раз подчёркивал и готов ещё и ещё повторить: советский период был вершиной русской истории. Я давно говорил: если советский строй уничтожат, тот строй, который придёт ему на смену, будет на несколько порядков ниже, это будет падение. И оно может привести к гибели русского народа. По существу, нас и направили на этот путь…
К сказанному добавлю ещё одно обстоятельство. То, что происходило и происходит на планете, нельзя сводить только к борьбе социальных систем. Ведь для Запада, который вёл и продолжает вести войну против нашей страны, коммунизм был в определённом смысле лишь предлогом. И если бы не произошла Октябрьская революция, не сложился бы советский строй в России, Запад разгромил и захватил бы этот регион уже давным-давно…
Вполне можно сказать, что советский строй сложился как средство выживания народов бывшей Российской империи и русского народа прежде всего. В той ситуации, которая складывалась в мире. Если бы не произошло у нас того, что произошло под руководством Ленина, Россия давно уже стала бы колонией и была растащена на кусочки…
Не перечислить всего, что потеряла, утратила страна Ленина за последние годы… Хочу сказать ещё лишь об одном. В советское время – и началось это именно с Лениным, а затем мощно было продолжено при Сталине – в жизнь нашей страны была внесена устремлённость в будущее. Были внесены необыкновенный динамизм, особое историческое напряжение.
Как бы трудно нам ни было материально, что бы ни случилось, мы все ощущали себя участниками огромного дела… Эпохального!..»
Несомненно, участником большого дела в театральном и экранном искусстве, а значит, и в жизни страны, является Юрий Иванович Каюров, которого и хочется поздравить с юбилеем.
подготовил Владимир Межевитин