(к 95-летию народного артиста)

            Мало кто знает, что в биографии талантливейшего актёра Юрия Ивановича Каюрова, народного артиста России (которому посвящены были в конце сентября – начале октября несколько передач на телевидении) есть и воронежские страницы. Они связаны с его работой (пусть и непродолжительной) в Театре драмы имени Кольцова в Воронеже и съёмками в фильме «Вожди» известного режиссёра Галины Евтушенко (нашей землячки).

            Театральные справочники говорят о том, что Юрий Каюров родился 30 сентября 1927 года в Череповце (ныне Вологодской области); позже семья поселилась в Тихвине. Отец Иван Дмитриевич в 1937-м был арестован, но в 1939 году освобождён. В первые дни Великой Отечественной войны он, отправив семью на родину, в деревню под Белозерском, ушёл в народное ополчение. Погиб в декабре 1941-го, защищая Тихвин, на подступах к Ленинграду.

После окончания ремесленного училища (в 1944-м) Юрий Каюров работал токарем на Ленинградском заводе «Вулкан». Подав документы в Куйбышевское военно-морское авиационное училище, был принят, но на фронт попасть не успел. Службу на флоте он закончил в Ленинграде матросом-артиллеристом крейсера «Аврора».

Ещё во время службы на флоте Каюров увлёкся самодеятельностью, занимался в театральной студии при ДК имени Кирова, которой руководили в то время Василий Меркурьев и его жена Ирина Мейерхольд. Демобилизовавшись, в 1949 году, он подал заявление в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского и был принят сразу на второй курс. Его наставниками в институте стали Елизавета Ивановна Тиме и Николай Евгеньевич Серебряков.

По окончании института, в 1952 году, Каюров был приглашён в Саратовский драматический театр им. К. Маркса. В этом театре он служил 15 лет, сыграв десятки ролей. Среди них были: Незнамов в пьесе «Без вины виноватые» и Карандышев в «Бесприданнице» А. Островского, Марат в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» и Ведерников в арбузовской же «Годы странствий», Алексей в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Часовников в «Океане» А. Штейна, Михаил Зыков в горьковской пьесе «Зыковы». Возглавлявший в те годы театр (до 1962 года) Николай Бондарев навсегда остался одним из самых уважаемых театральных режиссёров Каюрова. За свои успешные сценические работы Юрий Каюров был удостоен почётнейшего звания заслуженного артиста РСФСР.

Известность актёру саратовского театра принёс кинематограф, в котором он дебютировал в 1961 году в роли молодого Ленина в фильме «В начале века» режиссёра Анатолия Рыбакова. В дальнейшем Юрию Каюрову ещё не раз довелось воплощать образ Владимира Ильича на сцене и экране, в том числе в знаменитой картине Ю. Карасика «Шестое июля» и в фильме С. Юткевича «Ленин в Париже», за который он в 1983 году был награждён Государственной премией СССР. Но ещё раньше, в 1965 году, Каюров сыграл Ленина в телевизионном фильме «Сквозь ледяную мглу». Биографы уверяют, что именно после этой работы Юрия Ивановича пригласили в столичный легендарный Малый театр.

Но до этого судьбоносного для артиста приглашения был переезд в Воронеж и репетиции здесь с известным режиссёром Петром Монастырским пьесы «Жаворонок» Жана Ануя. В ней он сыграл одну из главных ролей – короля Карла.

Работая в Малом театре с 1967 года, Юрий Каюров блестяще проявил себя в целом ряде пьес классического и современного репертуаров. Среди них были: «Джон Рид» Е. Симонова – В.И. Ленин, «Бешеные деньги» А.Н. Островского (постановка Леонида Варпаховского) – Савва Васильков, «Русские люди» К. Симонова (постановка Бориса Равенских) – Иван Никитич Сафонов, «Фома Гордеев» М. Горького (постановка Б.А. Львов-Анохина) – Маякин, «Зыковы» М. Горького (постановка Л.Е. Хейфеца) – Антипа Зыков, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова – Полоний, «Дядя Ваня» А.П. Чехова – Серебряков, «Вишнёвый сад» А.П. Чехова – Фирс, «Иванов» А.П. Чехова (постановка В.М. Соломина) – Шабельский, «Сон героини» А. Галина (постановка Александра Галина) – Шубин.

В одной из лучших телеверсий «Вишнёвого сада» А.П. Чехова в режиссуре Леонида Хейфеца Каюров незабываемо сыграл Лопахина. У Петра Фоменко (тоже на телевидении) блеснул в главной роли спектакля «Семейное счастье» по Л. Н. Толстому.

В послужном списке народного артиста РСФСР Юрия Ивановича Каюрова (звание получено в 1979 году) – более сорока картин, отличающихся разнообразием сыгранных в них героев (помимо воплощения сложнейшего образа Владимира Ильича Ленина в фильмах: «В начале века», «Сквозь ледяную мглу», «Исход», «Утро», «Шестое июля», «Почтовый роман», «Кремлёвские куранты», «Угол падения», «Посланники вечности», «Чёрные сухари», «Звёздный час», «Хождение по мукам», «Ссыльный № 011», «Маршал революции», «Поэма о крыльях», «Государственная граница. Фильм 1-й: «Мы наш, мы новый…», «Ленин в Париже», «В Крыму не всегда лето»):

1964 — Сумка, полная сердец — Алексей Лиходеев

1971 — Долгие проводы — Николай Сергеевич

1972 — Инженер Прончатов — Григорий Семёнович Вишняков, парторг

1972 — Айрик — Семён Семёнович

1974 — Пламя — Лагун

1975 — Пропавшая экспедиция — Волжин

1975 — Трактирщица — граф Альбафиорита

1976 — Огненный мост — Хомутов

1976 — Там, за горизонтом

1976 — Золотая речка — Волжин

1976 — Вдовы — военком Кротов

1977 — Строгая мужская жизнь — генерал-полковник, командующий округом

1978 — И это всё о нём — Голубинь

1979 — Моя Анфиса — отец Николая

1980 — Белый снег России — Крыленко

1980 — Что можно Кузенкову? (Новелла)

1980 — Ночное происшествие — Владыкин

1980 — Главный конструктор — Рагозин, зам. наркома

1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов — Пётр Никифорович

1983 — Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова — прокурор

1986 — Говорит Москва — Троицкий

1991 — Дело Сухово-Кобылина — директор императорских театров

1993 — Несравненная

1994 — Петербургские тайны — старший следователь

2000 — Романовы. Венценосная семья — генерал Алексеев

2001 — Ключи от смерти — Пирумов

 

В перечне государственных наград актёра (советских и российских) – несколько орденов «За заслуги перед Отечеством», орден Почёта, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов; две Государственные премии СССР и Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского.

            Юрий Каюров является действительным членом Петровской академии наук и искусств.

            В документальном фильме «Вожди» режиссёра Галины Евтушенко (снятом в 1997 году) Юрий Иванович Каюров, размышляя о Владимире Ильиче Ленине, даёт взвешенную и положительную оценку этой сложной исторической и политической фигуре, являющейся одной из крупнейших в мировой истории. Невзирая на оголтелую антисоветскую пропаганду, вошедшую в моду в конце 80-х – начале 90-х годов, актёр, не раз соприкасавшийся с биографией Ленина – вождя революции, призывает к пониманию и изучению причинно-следственных связей тех или иных явлений, связанных с политическими процессами, происходящими в мире и в России. В своих оценках он словно бы присоединяется к мнению доктора философских наук, известнейшего социолога, писателя и публициста (геройски прошедшего Великую Отечественную войну) Александра Зиновьева, который о Ленине отзывался так:

            «…Я буду говорить не как последователь марксизма-ле­нинизма, а как учёный, исследователь, руководствующийся принципом: истина, любой ценой – истина! 

            Моя оценка Ленина, которую я не раз высказывал, тако­ва: это один из величайших людей в истории человечества и величайший человек XX века. Когда меня просили назвать са­мых великих людей минувшего столетия, я называл и сейчас повторю: Ленин и Сталин. XX век – это век Ленина и Сталина. Хотя смолоду я был антисталинистом, арестовывался, си­дел на Лубянке и так далее, вывод мой на сегодня именно та­кой. И если я так говорю, значит, имею для этого достаточно серьёзные основания как учёный… 

Я бы не назвал Ленина и Сталина величайшими людь­ми XX столетия, если бы они были великими со знаком минус. Несмотря ни на какие недостатки, которые отмечают всякие критики, если брать общую оценку роли, которую сыграл Ле­нин в истории, то это роль больше чем положительная. Я со­мневаюсь, что можно назвать ещё каких-то других деятелей, которые сопоставимы с ним. Ну вот в XIX веке сомасштабен Ленину Маркс. Они сомасштабны по своей значимости для истории. 

XIX век ознаменовался появлением величайшей в исто­рии человечества марксистской идеологии. Она сыграла ко­лоссальную роль уже в том веке, а в XX столетии стала одним из важнейших факторов, определивших эволюцию мира. Ог­ромная историческая заслуга Ленина состоит в том, что он разработал марксистскую идеологию с учётом тех изменений, которые произошли в человечестве к началу XX века, создал учение, которое можно назвать ленинизмом и которое стало по сравнению с марксизмом значительным шагом вперёд… 

Используя это учение, Ленин создал большевист­скую партию – организацию революционеров, ориентиро­ванную на революционный перелом. И как только предста­вился исторический случай, он был использован. В истории я не знаю другого примера такой же масштабности, когда роль личности отдельного человека была такой большой. Не было бы Ленина, Великой Октябрьской социалистической револю­ции и потом Советского Союза, в истории не возникла бы це­лая эволюционная линия, сомасштабная той, которую представлял западный капиталистический мир. Она, эта новая эволюционная линия, оказала громадное влияние на всё по­следующее развитие человечества. Если с этой точки зрения рассматривать, то Ленин, конечно, человек номер один… 

Я анализирую, как социолог, эволюцию человечест­ва, революцию и послереволюционное время. И утверждаю: если бы Октябрьская революция не произошла, если бы не сложился Советский Союз и если бы коммунистическое дви­жение на планете не сыграло такую роль, какую оно играло в XX столетии, то человечество давно стало бы на путь дегра­дации и сейчас находилось бы в ужасающе жалком состоя­нии. Благодаря коммунистической революции и всему тому, что с этим было связано, человечество тогда было спасено от страшнейшего отката назад, от падения… 

…После антикоммунистического переворота начался погром, буквально погром всех великих достижений совет­ского периода. И специально создаётся такое впечатление, что всё в советские годы вроде было напрасно. Однако дос­тижения эпохи советского коммунизма, начатой Лениным, во­шли в плоть и кровь человечества. Влияние нашей револю­ции и того, что делалось у нас, на всё человечество было та­ким могучим, что весь мир, в том числе и Запад, несмотря ни на что пошёл в этом направлении. Многих достижений, кото­рые можно наблюдать на Западе, не было бы, не будь Совет­ского Союза, не будь этой конкуренции двух систем. Анализи­руя западный мир, я могу показать, сколько Запад позаимст­вовал и что сделал под влиянием успехов коммунистического движения в XX столетии… В плане социальном, да и во всех отношениях. И на­учно-технический прогресс, и многое другое…

Ëåíèí â Ïàðèæå

Так что не надо говорить о Ленине и о нашей революции: дескать, не стоило этого затевать. Стоило! Не только стоило затевать, а надо было защищать. А получилось /в 1991-м и далее/: капитулиро­вали без боя, можно сказать. Разумеется, тут и фактор преда­тельства бывших руководителей… И элемент антикоммунистиче­ской пропаганды. Антикоммунизм был важнейшим элементом западной идеологии, а необходимый компонент антикомму­низма – дискредитация вождей /Ленина и Сталина/… 

 …Ведь была действительно Великая ре­волюция. И что же, враги её сидели, как паиньки, а злодеи Ле­нин и Сталин ходили с револьверами и расстреливали ни в чём не повинных людей? 

В юности, по незнанию, я тоже увлекался критикой. А по­том, помудрев, стал прибегать к такому приёму: ну хорошо, Зиновьев, ты недоволен, скажем, действиями Ленина или Ста­лина, но сам-то ты на их месте как бы поступил? И приходил к выводу: иначе поступить не смог бы. Так что не надо спеку­лировать на «жестокости», «репрессиях» и т. д. Избежать это­го исторически было нельзя. Всё, что делалось, – делалось в силу необходимости. 

Более того, если сейчас по этой теме в чём-то упрекнуть Сталина и Ленина, я бы сказал: НЕ ДОБИЛИ. Сколько мрази ос­талось и теперь повылезало! И какой вред нанесла эта мразь нашей стране. Вред, не соизмеримый ни с какими ошибками Ленина и Сталина – в десятки, в сотни раз больше. 

Ведь впервые в истории смертность стала у нас преоб­ладать над рождаемостью, и численность русских начала та­кими стремительными темпами сокращаться. Нас уничтожают в полном смысле слова! А на этом фоне продолжают по­носить Ленина и Сталина, заставляя народ забыть, какая ими была создана страна!.. 

Я не раз подчёркивал и готов ещё и ещё повторить: советский период был вершиной русской истории. Я давно го­ворил: если советский строй уничтожат, тот строй, который придёт ему на смену, будет на несколько порядков ниже, это будет падение. И оно может привести к гибели русского на­рода. По существу, нас и направили на этот путь… 

К сказанному добавлю ещё одно обстоя­тельство. То, что происходило и происходит на планете, нель­зя сводить только к борьбе социальных систем. Ведь для За­пада, который вёл и продолжает вести войну против нашей страны, коммунизм был в определённом смысле лишь пред­логом. И если бы не произошла Октябрьская революция, не сложился бы советский строй в России, Запад разгромил и за­хватил бы этот регион уже давным-давно… 

Вполне можно сказать, что советский строй сложил­ся как средство выживания народов бывшей Российской им­перии и русского народа прежде всего. В той ситуации, кото­рая складывалась в мире. Если бы не произошло у нас того, что произошло под руководством Ленина, Россия давно уже стала бы колонией и была растащена на кусочки… 

Не перечислить всего, что потеряла, утратила страна Ле­нина за последние годы… Хочу сказать ещё лишь об одном. В советское время – и нача­лось это именно с Лениным, а затем мощно было продолже­но при Сталине – в жизнь нашей страны была внесена уст­ремлённость в будущее. Были внесены необыкновенный ди­намизм, особое историческое напряжение. 

Как бы трудно нам ни было материально, что бы ни слу­чилось, мы все ощущали себя участниками огромного дела… Эпохального!..»

Несомненно, участником большого дела в театральном и экранном искусстве, а значит, и в жизни страны, является Юрий Иванович Каюров, которого и хочется поздравить с юбилеем.

                  подготовил  Владимир  Межевитин