(к 95-летию со дня рождения народного артиста) 

Михаил Александрович Ульянов был уважаем и любим нами с первых же его ролей в кино. Обаяние, колоссальный талант, да и вся его творческая биография сделали Ульянова узнаваемым и родным человеком, в котором соединились все его лучшие герои, которых он представлял с экрана и театральных подмостков.

Судьба его оказалась во многом созвучна времени, в котором он начинал свой актёрский путь, и стране, где едва ли не каждый молодой талант мог воспользоваться возможностью реализовать своё дарование. Помню, как об этом говорил на воронежском телевидении сам Михаил Ульянов, в конце 80-х годов беседуя с нашей телеведущей Галиной Поваляевой.

Мальчишка из глухого села Бергамак Омской области, родившийся в бедной крестьянской семье (отец его был председателем колхоза), сначала занимался в школьной самодеятельности, потом поступил в студию при омском театре, находившемся за 240 километров от его родного дома. Через 2 года Михаил решил поехать в Москву. В щепкинское училище при Малом театре его не приняли, а вот в щукинское (при театре Вахтанговском) взяли, и, как он сам считал, в значительной степени потому, что Вахтанговский театр в эвакуации находился в Омске, с которым у вахтанговцев были связаны самые тёплые воспоминания. С этим столичным легендарным театром и будет связана вся его дальнейшая жизнь. С вахтанговской сцены он шагнёт на экраны советского кино. Сыграв в кинематографе и театре десятки замечательнейших ролей, станет он по-настоящему народным артистом, выдающимся и неповторимым.

На экране он запомнится в роли комсомольского вожака Колыванова («Они были первыми», 1956 г.). Потом были Кайтанов в «Добровольцах», геолог Каширин («Дом, в котором я живу»), секретарь райкома Данилов («Простая история»), инженер Бахирев («Битва в пути»). В этих работах проявился яркий темперамент артиста, мужественный и строгий стиль игры, психологическая тонкость и глубокое прочтение роли.

Удивительным мастерством актёр блеснул в фильме «Председатель», где создал новый для кино образ – руководителя послевоенного колхоза Егора Трубникова, отмеченный трагедийной силой. Этот герой Ульянова – фронтовик-инвалид, поднимающий разорённое хозяйство, – стал примером светлого и честного человека, самозабвенно отдающего себя делу, преодолевающего тяготы и несправедливости жизни.

kinopoisk.ru

Последующие работы Ульянова в кино свидетельствовали о широком диапазоне его творческих возможностей, высоком мастерстве перевоплощения, невероятной отдаче и уникальности таланта. Среди них особо запомнились: Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы»), генерал Чарнота («Бег»), Егор Булычёв («Егор Булычёв и другие»). В нескольких пронзительных фильмах о войне Ульянов впечатляюще и проникновенно сыграл маршала Жукова. Убедителен был Михаил Александрович и в ролях Владимира Ильича Ленина – создателя первого в мире социалистического государства, показывая грандиозную историческую фигуру в сложнейшие периоды жизни страны (фильмы «Ленин в Швейцарии», «Штрихи к портрету В.И. Ленина», «На пути к Ленину», «Несмотря ни на что»).

В 1973 году Ульянов дебютировал как кинорежиссёр, поставив фильм «Самый последний день», где запомнился в главной роли участкового милиционера Ковалёва. В кругу постоянного внимания Михаила Ульянова были не только исторические персонажи и герои классических произведений, но и его современники. Остроконфликтная проблематика образов, актуальные гражданские темы становились предметом исследования актёра в фильмах «Обратная связь», «Позови меня в даль светлую», «Последний побег», «Частная жизнь», «Без свидетелей», «Факты минувшего дня», «Ворошиловский стрелок»…

 

Потрясли многочисленных зрителей и телевизионные спектакли с участием Михаила Александровича, такие как «Острова в океане» (режиссёр Анатолий Эфрос), «Тевье-молочник» (постановка Сергея Евлахишвили). Долго можно перечислять работы актёра в Вахтанговском театре (который он возглавлял с 1987 года). Вот только некоторые из них: начдив Гулевой («Конармия»), Антоний («Антоний и Клеопатра»), Ричард III («Ричард III»), Друянов («День-деньской»), Горлов, Гайдай («Фронт», «Гибель эскадры»), Наполеон («Наполеон Первый»), маршал Жуков («Полстраницы оперативной сводки»), Степан Разин («Степан Разин» по роману В. Шукшина «Я пришёл дать вам волю»), Едигей («И дольше века длится день»), Ленин («Человек с ружьём» и «Брестский мир»), Сталин («Уроки мастера»), Цезарь («Мартовские иды»)…

Народный артист СССР Михаил Александрович Ульянов не раз награждался государственными премиями и призами различных престижных отечественных и международных фестивалей.

Много лет Ульянов являлся председателем Союза театральных деятелей, всякий раз помогал своим коллегам, нуждающимся в поддержке, с пенсиями, квартирами, лечением. Все знали, что этот честный и совестливый человек всегда готов прийти на помощь. Он, будучи членом КПСС (с 1951 года) тяжело переживал распад страны, называл это катастрофой, сокрушался тому, в каком состоянии оказались наша культура, образование, театр, кинематограф… В обрушившемся на Советский Союз, а потом и Россию антисоветском потоке, возглавляя театр, вынужден был прибегать к компромиссам, вести себя мудро, дипломатично, приспосабливаясь к новым реалиям жизни, властным структурам, а иногда даже и «отказываясь» от своих прежних взглядов и каких-то ролей. Запомнились, например, его монологи в фильме «Вожди» режиссёра Галины Евтушенко (1997 г.), где он рассуждал о революционных событиях в России, а также и некоторые интервью в СМИ с комментариями событий прошлого и настоящего в стране…

Великий русский Артист и Человек ушёл от нас в 2007 году, оставив о себе своими работами в кинематографе и театре светлую и добрую память.

подготовил: Владимир  Межевитин