(памяти А.Б. Джигарханяна)

Когда в 2015-м, отмечая 80-летие народного артиста СССР Армена Борисовича Джигарханяна, телевидение показало несколько фильмов с его участием 60-х – 80-х годов, мы в который раз могли порадоваться тому, какого высочайшего уровня достигал многонациональный советский кинематограф и какие выдающиеся личности создавали шедевры мирового класса. Восхищение смешивалось с сожалением от того, что увидеть эти замечательные картины удаётся только в дни юбилеев, ибо количество их огромно, а по телевизионным каналам демонстрируют, периодически повторяя, какие-нибудь 30 – 40 картин… Между тем, в биографии одного Армена Джигарханяна их несколько десятков вместе с работами на телевидении и в театре…

Он всегда с благодарностью вспоминал свою маму, которая и в годы войны, преодолевая всевозможные лишения, вместе с сыном частенько посещала Драматический театр Еревана. К матери Армена театральные работники относились доброжелательно, зная о её искренней и давнишней любви к искусству Мельпомены, пуская с ребёнком на вечерние представления. Наверное тогда обожание театра и передалось от матери к сыну, выбравшему позднее для себя актёрскую стезю. В 20 лет, будучи студентом художественно-театрального института, он стал выходить на сцену Ереванского Русского драматического театра. Там Джигарханян прослужил 10 лет, сыграв более 30 ролей. Среди них были Кудряш («Гроза» А.Н. Островского), Сергей («Иркутская история» А.Н. Арбузова), Актёр («На дне» А.М. Горького), Ричард III («Ричард III» У. Шекспира)… Уже в те годы проявились особенности таланта актёра: темперамент, достоверность, владение подтекстом, ярко выраженное мужское начало.

В 1966-м в столицу Армении с гастролями приехала актриса Театра им. Ленинского комсомола Ольга Яковлева и волею случая оказалась на одном из спектаклей, где главную роль исполнял Армен Джигарханян. Игра актёра произвела на Яковлеву столь сильное впечатление, что она, вернувшись в Москву, рассказала об этом главному режиссёру «Ленкома» Анатолию Эфросу. Наверное, актриса была столь убедительна, что Эфрос тут же пригласил Джигарханяна в свой театр.

С переездом в Москву началась головокружительная карьера актёра в советском кинематографе и на столичной сцене. В театре Ленинского комсомола Джигарханян сыграл лишь роль Мольера в спектакле «Кабала святош». И вскоре (из-за вынужденного ухода Эфроса на «Малую Бронную») по приглашению режиссёра Андрея Гончарова он перешёл в Театр им. Маяковского, где и работал более 25 лет. В одном из ранних своих спектаклей там он запомнился пронзительной ролью Левинсона в спектакле «Разгром» (А. Фадеева).

Следующей нашумевшей работой Армена Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса. Накопив к тому моменту опыт воплощения (большей частью) положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее «отрицательный». В 1975 году Джигарханян сыграл философа Сократа в спектакле «Беседы с Сократом» по пьесе Э. Радзинского. Едва ли не все работы Армена Джигарханяна на подмостках «Маяковки» находили живой отклик зрителей и специалистов театра, называвших актёра одним из самых интересных и непредсказуемых мастеров сцены.

Актёр много снимался, и почти каждая из его киноработ становилась событием (Артузов, «Операция “Трест”»; Кобозев, «Чрезвычайный комиссар»; Манагаров, «Здесь наш дом»; Левон Погосян, «Когда наступает сентябрь»; капитан Овечкин, «Новые приключения неуловимых»; Фроловский, «Премия»; эсер Прошьян, «Шестое июля»… В его кинематографическом списке, как уверяют биографы, более двухсот(!) ролей.

Много работая в кино, Джигарханян продолжал удивлять театральных поклонников в спектаклях «Бег» М. Булгакова (Хлудов), «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса (Большой Па), лорд Ботвел «Да здравствует королева, виват!» (Лорд Ботвел), «Театр времён Нерона и Сенеки» Э. Радзинского (Нерон), «Закат» И. Бабеля (Мендель Крик), «Жертва века» по пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» (Салай Салтаныч)…

На экране им созданы в этот период такие значительные роли, как горбатый Карп («Место встречи изменить нельзя»), Варавка («Жизнь Клима Самгина»), Казарин («Маскарад»), Макс Ришар («Тегеран-43»), Гаук («Рецепт её молодости»). Блеснул он и в фильме Данелии «Паспорт», и в «Ширли-мырли» Меньшова.

В 1996 году, уйдя из «Маяковки», Армен Борисович Джигарханян создаёт свой театр из студентов курса, который он вёл во ВГИКе. Это было время распада отечественного кинематографа и упадка театра. Переживая за своих выпускников, он приложил все усилия для того, чтобы получить здание, где они могли бы работать. Так возник Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Многие годы он выходил на сцену, вдохновляя молодых артистов, параллельно участвуя в антрепризах. Продолжал радовать зрителей своим талантом, наполнившимся опытом прожитых лет и мудростью Мастера, посвятившего всю свою жизнь искусству.

kinopoisk.ru

P.S.  Когда думаешь сегодня о Великом Советском кинематографе, понимаешь, что свой уникальный вклад вносили в него талантливейшие люди разных национальностей. Вместе с российскими, удивительные артисты (режиссёры, сценаристы, актёры) Кавказа, Украины, республик Прибалтики и Средней Азии стали создателями выдающихся художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. Сотни картин, удостоенных наград самых престижных фестивалей, снискали любовь зрителей многих стран. Сегодня большей частью они находятся под спудом, а нам навязывают и навязывают фильмы, чуждые нашей душе, жизни, нашей истории и нашим традициям… Вносит свою лепту в деградацию зрительской аудитории телевидение и тем, что постоянно показывает скандальные (и непомерно раздутые) истории из личной жизни известных людей, унижая и зрителей, и героев эпатажных передач.

Остаётся только надеяться на то, что мы сумеем преодолеть этот навязчивый, нелепый инородный поток (захлестнувший кино- и телеэкраны), вспомнив о своём достоинстве и своих достижениях, своих истоках и своём искусстве, которыми мы можем и должны гордиться.

                                       Владимир  Межевитин

Усыновлённый и выросший сын А.Джигарханяна…

В день похорон А. Джахарханяна, могила на Ваганьковском кладбище (г.Москва)