ГЕОРГИЙ  ТОВСТОНОГОВ.  ПУТЬ  РЕЖИССЁРА

(к 105-летию со дня рождения)

85 лет назад началась творческая биография этого удивительного Художника. Постановка «Женитьбы» Н.В. Гоголя в Русском ТЮЗе города Тбилиси двадцатилетнего ГЕОРГИЯ ТОВСТОНОГОВА имела шумный успех. Несколько лет он работал актёром и помощником художественного руководителя тбилисского ТЮЗа Николая Яковлевича Маршака (который и стал его первым учителем), ярко заявив о своём таланте. Потом продолжил учёбу в московском ГИТИСе и прошёл путь режиссёра, во многом определившего развитие отечественного и мирового театра второй половины 20 века… Проявил себя Товстоногов и как постановщик нескольких фильмов-спектаклей, снятых на плёнку.

            После окончания института, где он учился на курсе А.М. Лобанова и А.Д. Попова, Георгий Александрович вернулся в Тбилиси и стал режиссёром Драматического театра им. Грибоедова, поставив там несколько интереснейших спектаклей. Все военные годы этот театральный коллектив продолжал интенсивно работать, радуя зрителей своими спектаклями в суровое, полное лишений время. Потом была Москва и постановки в нескольких театрах, где молодому режиссёру пришлось заново доказывать свою состоятельность, иногда простаивать, переносить даже некоторое непонимание коллег. Этот столичный этап стал для Товстоногова одновременно и испытанием, и трамплином к восхождению на театральный Олимп. Восхождение произошло в Ленинграде, где постановки режиссёра (в начале 50-х) в Ленкоме, Театре Комедии, а потом и в Большом драматическом театре стали событиями театральной жизни страны.

            Спектакли ленинградского периода явили поклонникам Мельпомены художника, который был одинаково неподражаем и в представлениях масштабных, героических, и в постановках камерных, лирических, которому превосходно удавалось сочетать психологический театр с театром эпическим. Наиболее ярко проявился талант Товстоногова на сцене БДТ, где один за другим появлялись его уникальные спектакли в течение тридцати лет. Среди них особо запомнились: «Безымянныя звезда» М. Себастьяна (1956), «Лиса и виноград» Г. Фигейредо (1957), «Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера (1960), «Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита (1961), «Божественная комедия» И.В. Штока (1962), «Поднятая целина» по М.А. Шолохову (1964), «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила (1967), «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (1971), «Ханума» А.А. Цигарели (1972), «Тихий Дон» по М.А. Шолохову (1977), «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу (1978), «Игра в карты» Д.Л. Кобурна (1980), «Мачеха Саманишвили» по Д.С. Клдиашвили (1982), «Этот пылкий влюблённый Н. Саймона (1985), «Театр времён Нерона и Сенеки» Э.С. Радзинского (1986).

            Поиск нового качества сценической правды, выявление современной проблематики, «болевых точек» жизни определяли творчество Товстоногова. Он ставил режиссёрский «диагноз» современных социальных противоречий и конфликтов в спектаклях: «Первая весна» Г.Е. Николаевой и С.А. Радзинского (1955) «Пять вечеров» (1959) и «Моя старшая сестра» (1961) А.М. Володина, «Трасса» И.М. Дворецкого (1959), «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1960), «Океан» А.П. Штейна (1961)…

            Разработка современной темы была продолжена в постановках: «Ещё раз про любовь» Э.С. Радзинского (1964), «Традиционный сбор» В.С. Розова (1967), «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова, «Энергичные люди» В.М. Шукшина (обе 1974), «Киноповесть с одним антрактом» по «Блондинке» Володина (1984), «Последний посетитель» В.Л. Дозорцева (1985)…

В обращении к классике Товстоногов сочетал историзм с волнующей новизной сценического истолкования, жизненной первозданностью и остротой. Эти работы оказали огромное воздействие на современное театральное сознание. Среди наиболее значительных постановок – «Гроза» А.Н. Островского, «Помпадуры и помпадурши» по М.Е. Салтыкову-Щедрину, «Идиот» по Ф.М. Достоевскому, «Варвары», «Мещане», «Дачники» и «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Балалайкин и К» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

            Товстоногову были свойственны ясность сценических решений, большое драматическое и эмоциональное напряжение, динамичность и действенность в осуществлении интеллектуально-философских идей; он сочетал в трактовке драматических произведений глубину, смелость, порой парадоксальность психологических решений, пристальное внимание к точным подробностям душевной жизни персонажа с постановочным размахом, яркой и открытой театральностью. Поражал всегда Георгий Товстоногов и подбором актёров, ансамблем великолепных исполнителей, воплощающих его грандиозный талант.

            Никогда не забуду о своих впечатлениях от спектаклей Георгия Александровича «Тихий Дон» (с Олегом Борисовым в роли Григория Мелехова) и «Дядю Ваню» (с Кириллом Лавровым, Евгением Лебедевым и Олегом Басилашвили), которые мне пришлось монтировать на Центральном телевидении для одной из передач. Работы актёров в них восхищали и завораживали, как восхищал и завораживал режиссёрский почерк Товстоногова.

            Органичное соединение принципов Станиславского и Брехта проявилось в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Короле Генрихе IV» В. Шекспира, а идея жанровой полифонии, сочетание достоверного и условно-поэтического, драматического и музыкального начал были блестяще воплощены в спектаклях по пьесам Горького, в «Истории лошади» по «Холстомеру» Л.Н. Толстого, в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина…

            Международный авторитет режиссёра был столь значителен, что и во времена, которые теперь стало модным называть (следуя политической конъюнктуре и недомыслию) «железным занавесом», он много и успешно ставил за рубежом, читал лекции и давал мастер-классы во многих странах… Был настоящим рыцарем театра, никогда не занимался интригами и саморекламой, не инициировал получение премий и наград, не суетился, не «торговал» талантом. Вопреки сегодняшнему расхожему мнению о том, что карьеру в советское время могли делать только вступившие в Коммунистическую партию, Товстоногов членом КПСС не являлся. Несмотря на это, неоднократно избирался в депутаты Верховного Совета и был лауреатом двух Сталинских премий (1950, 1952), Ленинской (1958), Государственных премий СССР (1968, 1978) и Госпремии РСФСР (1986)…

            Почти все актёры товстоноговского театра стали звёздами советского кинематографа, составив целую галерею золотой коллекции киноискусства. На сцене БДТ работали в разные годы выпускники Воронежского института искусств: Алла Одинг, Александр Чевычелов, Дмитрий Быковский…

            Георгий Александрович Товстоногов (1915 – 1989) ушёл, подарив нам десятки спектаклей, несколько книг о театре и учеников, которые сегодня продолжают его дело – Великое дело служения театру.

Владимир Межевитин