(к 85-летию со дня рождения  ЛЮДМИЛЫ  ГУРЧЕНКО)

   Она не раз бывала в Воронеже. Снималась здесь в кинофильме режиссёра Евгения Матвеева, участвовала в концертах, творческих встречах, премьерных показах… Роли её, судьба и вдохновляющий, радостный и искрящийся талант восхищали не одно поколение зрителей, полюбивших эту подлинно народную артистку страны.

В Воронежской историко-культурной энциклопедии сообщается о приездах Гурченко в наш город в 1965 и 2004 годах. Я же вспоминаю её общение с воронежцами в кинотеатре «Пролетарий» во время работы в картине Евгения Матвеева «Особо важное задание» (1979 – 80 гг.), рассказы актрисы о съёмках в кино и о своей жизни, в которой было много всякого: звёздные взлёты и падения, годы простоя, сомнения и отчаяние и, конечно же, преодоление всего того, что мешало достичь профессиональных высот…

На рубеже 80-х – 90-х годов после одного из воронежских концертов, где она исполняла песни военных лет, мне удалось пообщаться с Людмилой Марковной. Несмотря на усталость, она сохраняла завидное чувство юмора и такта. Из нашего с ней разговора запомнил я трогательные откровения актрисы, касающиеся её детства, родителей и, прежде всего, отца, которого она боготворила. Незабываемо рассказывала она о первом успехе в кино, о Марке Бернесе (к нему Людмила Гурченко относилась с благоговением), о Владимире Высоцком, своих учителях и партнёрах. Услышал я тогда от неё и такие неожиданные слова: «Может быть и хорошо, что меня мало снимали в 60-е годы, ведь кроме обаяния молодости и каких-то задатков таланта, у ТОЙ Люси Гурченко почти ничего не было. Наполненность души и профессиональное умение приходят с годами. Режиссёр Алексей Герман часто говорил на съёмках, что надо доносить не только текст, но и ПОДТЕКСТ, играть «нутром». Но ведь «нутро» надо иметь, надо его выстрадать. Может быть, я и выстрадала что-то по-настоящему только к 70-м годам!.. Конечно, не будь фейерверка «Карнавальной ночи», неизвестно, как всё бы вообще сложилось. Тот фильм случился как полёт в космос, заявив моё имя всему Советскому Союзу…».

kinopoisk.ru

Время конца 80-х годов было наполнено надеждами, связанными с преобразованием страны. Никто из нас не знал тогда, что обернутся они для многих разочарованием и крахом. Потому и остались в памяти монологи Людмилы Марковны светлыми и оптимистичными. Она была на волне своих успехов, всеобщего обожания и охотно говорила о своей жизни, устремлённой в будущее…

Детство же её пришлось на вой­ну, со всеми свойственными во­енному и послевоенному вре­мени ужасами и лишениями. Однако из этих лишений и тягот Людмила Гурченко вышла пре­исполненной жизнелюбия, не­уёмной энергии и артистическо­го таланта. Насмотревшись отечественных и тро­фейных лент и ощутив в себе страстное желание наперекор всему стать кинозвездой, отпра­вилась она из своего родного Харькова в 1953 году покорять Москву.

С аккордеоном наперевес, поющая и залихватски танцую­щая абитуриентка предстала перед экзаменационной комис­сией ВГИКа, ошеломив всех темпераментом, от­крытостью и обаянием. А уже в 1956-м, после нашумевшей «Карнавальной ночи» режиссёра Эльдара Рязанова (где сту­дентка Гурченко успешно сыг­рала роль Лены Крыловой), её узнала вся страна.

В конце 50-х – начале 60-х годов Людмила Гурченко снима­лась не часто и не всегда в главных ролях, но всё-таки снималась, оставаясь в обойме востребованных актёров. Фильмы: «Де­вушка с гитарой», «Бал­тийское небо», «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Ра­бочий посёлок», «Строится мост» – демонстрировали не только её опе­реточное, но и драматическое дарование… Вторая же половина 60-х стала для Гурченко периодом испытаний и преодо­лений. Она по разным причинам мало снималась в кино, вы­нуждена была пробовать себя в театре (несколько сезонов про­работала в «Современнике») и на эстраде, отчаянно борясь с жиз­ненными проблемами и неурядицами.

Полоса «забвения» (неболь­шие роли в картинах: «Белый взрыв» (1970), «Один из нас», «Дорога на Рюбецаль», «Корона Российской империи» (1971) и даже «Тень» (1972) – амбиций акт­рисы и ожиданий зрителей удов­летворить не могли) закончилась лишь в 1974 году. В фильме Вик­тора Трегубовича «Старые сте­ны», удостоившегося Госпремии России, Людмила Гурченко пред­стала в принципиально новом качестве. Мудрость и очарование уже достаточно зрелой женщи­ны – красивой, изящной и трога­тельной – наполнили существо актрисы значительностью и притягательным «биографическим» подтекстом. Не заметить этого было невозможно, и разнообраз­ные предложения посыпались на Гурченко со всех сторон, а она, работая с полной отдачей, восхищала зрителей удачно сыгранными ролями.

Тогда же, в 1974 году, появи­лись «Соломенная шляпка», «Дети Ванюшина», «Открытая кни­га», а чуть позже – «Небесные ласточки», «Сентиментальный роман», «Мама», «Двадцать дней без войны»… Роль Ники в этом фильме Алексея Германа и по­следующие за ней роли Таи Со­ломиной (в «Сибириаде» Кончаловского), Тамары Васильевны (в «Пяти вечерах» Михалкова), Ла­рисы Юрьевны (в «Полётах во сне и наяву» Балаяна), Веры (в «Вок­зале для двоих» Рязанова) при­несли Людмиле Марковне, кро­ме зрительского обожания, массу за­рубежных и отечественных при­зов и звание народной артистки СССР в 1983 году.

 

Героини Гурченко за­помнились цельностью щедро одарённой натуры, самостоя­тельностью и стойкостью в соче­тании с лиризмом, чистотой и человечностью. А виртуозный профессионализм, музыкальность, юмор, тонкость нюансировок и психологическая про­никновенность позволяют и сегодня, после ухода Людмилы Марковны, восхищаться её работами, умножая количество поклонников творчества актрисы.

В трудные 90-е годы к работам Гурченко в кинематографе (явно испытывающем разрушительные последствия развала страны), на эстраде и те­левидении прибавились ещё и роли на театральной сцене, пре­имущественно в антрепризных спектаклях режиссёра Леонида Трушкина («Чествование», «Поле битвы», «Недосягаемая»). А кни­ги Людмилы Марковны: «Моё взрослое детство», «Аплодисмен­ты», «Балет жизни» – явились настоящими бестселлерами, не за­лёживающимися на прилавках магазинов.

В 2011-м актриса ушла от нас, повергнув в шок своих почитателей, а вместе с ней ушла целая эпоха с нею связанного кино – светлого, глубокого и вдохновенного. В этом искусстве Людмила Гурченко оставила яркий след, неповторимый и незабываемый.

Вот уже более 60 лет каждый Новый год мы встречаем с фильмом «Карнавальная ночь», где она сыграла одну из первых своих ролей…                                                                                                                   ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН