Фильм о цыганах в СССР увидели в 1976 году. Фильм произвёл взрыв бомбы, это был грандиозный успех. Если бы Максим Горький мог предположить о таком успехе. Он, конечно же, не мог и предвидеть, что сделают с цыганами во Второй Мировой войне Гитлер и его приспешники. Боюсь за цыган и сегодня, уже в фашистской Украине!

Сценарий этого фильма Эмиль Лотяну написал по мотивам ранних произведений Максима Горького — «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Действие драмы из жизни цыганского табора разворачивалось в начале XX века на окраине Австро-Венгерской империи. На роли в массовке режиссёр пригласил актёров Молдавской киностудии и настоящих цыган из «вольных» таборов и знаменитого театра «Ромен». Именно они исполнили песни, ставшие популярными не меньше фильма.

На главную женскую роль Лотяну пригласил кишинёвскую актрису Светлану Тому, с которой их в тот момент связывали романтические отношения. Они были знакомы уже десять лет — с того момента, как актриса сыграла дебютную роль в его фильме «Красные поляны». Кстати, в том же фильме играл и исполнитель роли Лойко Зобара — актёр Кишинёвского ТЮЗа Григоре Григориу. Несмотря на то, что мысленно режиссёр сразу утвердил актрису — он заставил её дважды пройти пробы, доказывая самому себе, что не ошибся в выборе. Снимавшиеся в фильме цыганки признавались, что очень ревновали актрису к роли — каждая из них считала, что могла сыграть Раду ничуть не хуже.

Музыку для фильма писал композитор Евгений Дога. Вместе с режиссёром они объездили десятки таборов, собирая старинные песни и узнавая подробности из жизни кочевого народа. Многие цыгане очень враждебно относились к людям, которые собрались снимать кино про них, не имея к ним никакого отношения. Огромную помощь фильму оказали творческие цыганские династии Бузылёвых, Жемчужных и Волшаниновых — они были консультантами, актёрами и исполнителями песен. Одной из самых юных актрис была 10-летняя Алёна Бузылёва, которая исполнила песню «Нанэ цоха» («Юбки нет») так, что многие не могли поверить, что этот мощный голос на самом деле принадлежит маленькой девочке. Эта и другие песни из фильма были известны среди цыган ещё в 30-е годы.

После премьеры фильм «Табор уходит в небо» моментально стал лидером проката и находится на 13-й строчке в списке самых посещаемых фильмов за всю историю советского кино. Его закупили 112 стран — это был рекорд, который не удалось побить ни одному советскому фильму. Светлана Тома получила звание лучшей актрисы года по опросу журнала «Советский экран». Популярность фильма была настолько высока, что сразу же начали образовываться одноимённые музыкальные коллективы. При этом солисткой значилась Светлана Тома, которая даже и не подозревала, что гастролирует по стране с цыганскими песнями…

После премьеры фильм «Табор уходит в небо» моментально стал лидером проката и находится на 13-й строчке в списке самых посещаемых фильмов за всю историю советского кино. Его закупили 112 стран — это был рекорд, который не удалось побить ни одному советскому фильму. Светлана Тома получила звание лучшей актрисы года по опросу журнала «Советский экран». Популярность фильма была настолько высока, что сразу же начали образовываться одноимённые музыкальные коллективы. При этом солисткой значилась Светлана Тома, которая даже и не подозревала, что гастролирует по стране с цыганскими песнями…

Мало кто знает, но сцены Эмиль Лотяну срезал не по собственной прихоти. За время работы над фильмом было снято очень много материала. Как вспоминает актер Серджиу Финити, его хватило бы на целый сериал. Однако по приказу чиновников пленку пришлось резать.

«Помню, был в Москве, зашел на киностудию, а он как раз монтировал «Табор уходит в небо» и плакал. Плакал! Ему из двух серий сказали сделать одну. Он резал и кричал: «Сережа, ну посмотри, какие кадры!». И продолжал плакать!» – поделился воспоминаниями актер Серджиу Финити.

Несмотря на то, что киноленту пришлось практически резать по живому, итог все равно оправдал себя. Эмиль Лотяну создал настоящее поэтическое кино, музыкальную фреску, которую так полюбил зритель. Он не пытался создать бытовой образ цыган, он наделил кино метафоричностью. Киноленту по достоинству оценили международные кинокритики. В 1976 году «Табор уходит в небо» получил высшую награду на кинофестивале в Испании. Позже посыпались и остальные трофеи. Такое кино не могло остаться незамеченным и неоцененным. Поэтому зритель до сих пор его знает и помнит его как первое настоящее кино о цыганах.

Такого успеха в кино современной России уже не было никогда. Наверное это связано с тем, что в России не родился, ещё, новый Максим Горький или талантливый кинорежиссёр с композитором. Были, правда, сериалы телевизионные про цыган, но их всегда тянуло на криминальные сюжеты и разборки вокруг них. Чем сегодня живут современные цыгане в России? Было время, когда в СССР их пытались адаптировать, дать и жильё, детей пристроить в школу, но с распадом страны СССР всё рухнуло. Вся страна, Россия, ринулась в торговлю. Вот и цыгане сегодня и повсюду торгуют подержанными телефонами, сим-картами к ним, дешевыми подделками под золото и, конечно же, наркотиками. Полиция их ловит, пачками сажает по тюрьмам и зонам, а воз и ныне там. Знаю только один пример, где сами цыгане навели порядок, запретили торговать наркотиками. В Борисоглебске Воронежской области, где они компактно проживают (более 2000 человек) и где местный барон дал команду — не торговать наркатой среди населения. Наркотики там и не продают.

Материал для публикации подготовил Сергей Ольдебургский