100-летие со дня рождения талантливейшего режиссёра Леонида Гайдая отмечают в эти дни не только миллионы поклонников его творчества, но и телевизионные каналы, посвящая свои передачи жизни знаменитого кинематографиста. Конечно, в сюжетах о нём, как теперь принято, говорится не только о блистательных гайдаевских работах (это требует определённого знания и необходимого интеллекта), а и о «цензурных препонах», которые ему приходилось преодолевать (здесь достаточно баек, анекдотов и желания «быть в тренде»). Без антисоветских поливов обойтись трудно, тем более когда понимаешь, что в прежние времена – с «ужасной цензурой» – снимались десятки и даже сотни замечательнейших картин и мастерам, их создающим, несть числа. И захочешь всех назвать, да не сможешь – всё люди значительные, великолепные и выдающиеся. Были среди них и уникальные комедиографы: Пырьев, Александров, Гарин, Швейцер, Данелия, Серый, Рязанов, Чулюкин и другие. Безусловно, в этой череде славных имён у Гайдая своё особое место, своя судьба, вплетающаяся в судьбу Великой советской страны и её Великого кинематографа…
Отец Леонида Гайдая, Иов Исидорович (как уверяют биографы и телевизионные сюжеты), был родом из крепостных крестьян, жил на Полтавщине. В начале 20-го века за революционную деятельность был выслан в Сибирь на каторгу. Там он подружился с братом своей будущей жены, который однажды в письме домой, в Рязань, сообщил, что нашёл для сестры мужа. К посланию прилагалась фотография. Фото понравилось девушке, и вскоре та отправилась к своему ссыльному жениху в Сибирь. Там они и стали семьёй.
Леонид Иович родился 30 января 1923 года в посёлке Свободный Амурской области. Он был третьим ребёнком в семье и от старших брата и сестры отличался озорным и непоседливым нравом. Энергия юноши нашла применение в школьной художественной самодеятельности, где он в 17 лет получил приз как лучший участник смотра. Наверное, тогда Леонид и решил стать актёром, связать свою жизнь с искусством. Вскоре началась война, и он сначала был направлен в Монголию объезжать диких лошадей, а потом на фронт, где стал разведчиком, обнаружив неплохое знание немецкого языка.
Весной 1943 года сержант Гайдай подорвался на мине и получил тяжелейшее ранение ноги. Ему грозила ампутация, но армейские врачи сделали всё возможное, чтобы сохранить ногу. Гайдаю сделали 5 операций – и это несмотря на то, что шли тяжелейшие бои и раненых оперировали круглые сутки. В 22 года он вступил в партию. А искалеченная нога беспокоила Леонида Иовича всю жизнь. Гайдай мужественно переносил все тяготы, о проблемах со здоровьем не знал почти никто, кроме жены – актрисы Нины Гребешковой – и самых близких людей.
После окончания в 1947 году студии при Иркутском драматическом театре Леонид Гайдай два сезона работал актёром. Его успели полюбить зрители, но в 1949 году Леонид Иович поступил во ВГИК на режиссёрский курс к знаменитому Григорию Александрову. С 1955 года он становится режиссёром киностудии «Мосфильм». Поработав с Борисом Барнетом в картине «Ляна» и с Валентином Невзоровым в фильме «Долгий путь», Гайдай получает первую самостоятельную постановку в 1957-ом. Его дебютный фильм назывался «Жених с того света». Эта картина начала творческий путь режиссёра, снискавшего всенародную любовь как один из лучших отечественных, да и, пожалуй, мировых, комедиографов. Фразы героев его фильмов расходились на цитаты, а трюки с элементами пародии, пантомимы, удивительных музыкальных номеров в лучших его картинах воспринимаются и сегодня как уникальные находки неповторимого Мастера.
Благодаря тому, что в комедиях Гайдая задача «высмеять» (сатира) уступала задаче «рассмешить» и порадовать (эксцентрика, пародия), герои его фильмов приобрели определённое позитивное обаяние и оказались чрезвычайно популярны у миллионов зрителей. Персонажи Никулина, Вицина, Моргунова стали переходить из фильма в фильм, обретая качество фольклорных комических масок. Всенародная любовь обрушилась и на таких актёров, как Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Наталья Крачковская…
Леонид Гайдай сумел создать свой киномир, где смешным и обаятельным было всё: от главных положительных образов до мимолётных реплик, эпизодических ролей и мельчайших деталей реквизита. Его фильмы были лидерами проката много лет и стали частью народной смеховой культуры.
Особенным успехом пользовались такие фильмы Гайдая, как «Деловые люди», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «За спичками», «Спортлото-82», снятые в советские годы…
В перестроечное время, когда начался развал советского кинематографа, знаменитый режиссёр почти ничего не снимал, кроме сюжетов для киножурнала «Фитиль», а когда в конце 80-х – начале 90-х (после ликвидации так называемой «цензуры» и художественных советов) на экран вышли две новые комедии Гайдая – «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода…», стало ясно, что уровень этих работ явно уступает предыдущим. Впрочем, это касалось не только фильмов Гайдая, а, пожалуй, едва ли не всех наших известнейших режиссёров. Складывалось впечатление, что стенания по поводу беспощадных запретов, идеологических и художественных преград были несостоятельны, ибо многочисленным шедеврам советского кинематографа, получавшим всевозможные престижнейшие международные призы, не мешали никакая цензура и препоны. Настоящие Художники снимали свои великолепные картины и радовали нас удивительными талантами. Среди этих Мастеров был и Леонид Иович Гайдай.
Умер народный артист Советского Союза в Москве 19 ноября 1993 года. Его лучшие работы остались с нами. Они светлые, добрые, остроумные, в них всегда есть надежда и юмор, без которых немыслима жизнь… Наша сегодняшняя жизнь в особенности.
подготовил Владимир Межевитин