(к 80-летию со дня рождения артиста)
Братья Соломины появились в нашем кинематографе ещё в 60-х, когда после окончания Щепкинского училища стали актёрами столичного Малого театра. В те годы могло сложиться впечатление, что Виталию, который был на шесть лет моложе Юрия, суждено будет оставаться в тени брата старшего, уж больно эффектно стартовавшего в театральных работах и кино. Однако дальнейшая жизнь приехавших из Читы в Москву талантливых провинциалов (родившихся в семье музыкальных педагогов) показала, что каждый из них сумел обрести свой путь в искусстве, своего зрителя и свой успех.
Виталий Соломин запомнился с первых же киноролей: Жени («Женщины», 1966) и Кирилла («Старшая сестра», 1967), Кости Лубенцова («Бабье царство», 1968) и лейтенанта Грозных («Крепкий орешек», 1968). Затем последовали работы в фильмах «Салют, Мария!», «Даурия», «Прыжок с крыши», «Сдаётся квартира с ребёнком», «Сильва», «Летучая мышь»… Роли Николая Устюжанина в «Сибириаде» А. Кончаловского и Ватсона в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова принесли актёру сверхпопулярность. Фильм Кончаловского получил престижнейший приз в Канне (1979). Детектив Масленникова на долгие годы стал одной из любимейших картин у многомиллионной аудитории. Большим успехом пользовался и следующий фильм этого режиссёра – «Зимняя вишня», в котором Виталий Соломин также сыграл одну из главных ролей.
Способность Соломина одинаково превосходно проявлять себя в комедии и трагедии, в оперетте и драме, его удивительное обаяние, пластичность и юмор делали его ведущим артистом как в кино, так и в театре. На сцене он незабываемо играл Чацкого («Горе от ума») и Астрова («Дядя Ваня»), Протасова («Живой труп») и Ипполита («Не все коту масленица»), Хлестакова («Ревизор») и Нелькина («Свадьба Кречинского»)… Запомнились его актёрские работы в спектаклях: «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, «Летние прогулки» Салынского, «Твой дядя Миша» Мдивани, «Дачники» Горького, «Вишнёвый сад» Чехова, «Криминальное танго» Раннета, «Эмигранты» Софронова, «Ночь игуаны» Уильямса, «Печальный детектив» В. Астафьева (в театре имени Моссовета)…
Удачными оказались и режиссёрские опыты Виталия Мефодьевича в постановках «Дикарки» А. Островского, «Живого трупа» Л. Толстого, «Моего любимого клоуна» В. Ливанова, «Западни для одинокого мужчины» Р. Тома, чеховского «Иванова», «Свадьбы Кречинского» Сухово-Кобылина… Выступил Соломин как сценарист и режиссёр в кино, сняв в 1994 году фильм «Охота». В последние годы он ещё и преподавал во ВГИКе, набрав там свой курс.
В 1992 году Виталию Соломину было присвоено звание народного артиста России, а еще раньше за работу в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренёва в постановке П. Н. Фоменко актёр удостоился золотой медали А. Д. Попова.
«Перестроечное» время упразднило всякую «цензуру» и художественные советы. В начале 90-х на сцену хлынули потоком спектакли, изощрявшиеся в эпатаже, «новациях», скандалах, нередко спекулировавшие на антисоветизме, а то и русофобии. Ангажированные СМИ наперебой рекламировали экзальтированные постановки новомодных отечественных и зарубежных режиссёров, завлекали зрителей на мюзиклы, сделанные по западным лекалам. По городам и весям колесили (и продолжают колесить) антрепризные «комедии» с актёрами, известными по бесконечным бандитским телесериалам и поверхностным слезливым мелодрамам. Такие театры, как «Малый» (в котором работал Виталий Соломин), опирающиеся на традиции русской психологической школы, отечественной и мировой литературной классики, оказались вне поля интересов медийного «формата».
Своего зрителя, однако, Малый театр не потерял. На выдающихся корифеев прославленной сцены продолжали ходить поклонники, наслаждаясь филигранной игрой мастеров, среди которых Виталий Мефодьевич Соломин занимал своё достойнейшее место. На спектакль Виталия Соломина «Свадьба Кречинского», где он был и постановщиком, и главным исполнителем, стремилась попасть едва ли не вся театральная Москва. Соломину удалось вдохнуть в пьесу, написанную в 1854 году, не только свежее прочтение, но и оригинальную сценическую форму (и соответствующее ей содержание). Спектакль требовал больших физических усилий, и актёр Соломин затрачивался неистово и самозабвенно. Спектакли шли с неизменными аншлагами 5 лет. Именно на «Свадьбе Кречинского» весной 2002 года у Виталия Соломина случился приступ. С диагнозом «инсульт» он был помещён в отделение нейрореанимации НИИ имени Склифосовского. 11 мая Виталию Соломину сделали операцию – казалось, успешно: врачи констатировали положительную динамику. Но, к сожалению, организм не выдержал, и Виталий Мефодьевич скончался. Ему было 60 лет…
Таких актёров, как Виталий Соломин, – талантливейших, требовательных к выбору материала, с которым они работают, ответственных за своё появление перед зрителем, равно как и за прикосновение к прошлому и настоящему своей страны, – нам сегодня очень и очень не хватает. К счастью, есть его фильмы и спектакли, которые остались с нами.
материал подготовил: Владимир Межевитин