(к 80-летию со дня рождения артиста)

                Братья Соломины появи­лись в нашем кинематографе ещё в 60-х, когда после окон­чания Щепкинского училища стали актёрами столичного Малого театра. В те годы мог­ло сложиться впечатление, что Виталию, который был на шесть лет моложе Юрия, суждено будет оставаться в тени брата старшего, уж больно эффект­но стартовавшего в театраль­ных работах и кино. Однако дальнейшая жизнь приехавших из Читы в Москву талантливых провинциалов (родившихся в семье музыкальных педагогов) показала, что каждый из них сумел обрести свой путь в ис­кусстве, своего зрителя и свой успех.

Виталий Соломин запом­нился с первых же киноролей: Жени («Женщины», 1966) и Кирилла («Старшая се­стра», 1967), Кости Лубенцова («Бабье царство», 1968) и лей­тенанта Грозных («Крепкий орешек», 1968). Затем после­довали работы в фильмах «Са­лют, Мария!», «Даурия», «Пры­жок с крыши», «Сдаётся квар­тира с ребёнком», «Сильва», «Летучая мышь»… Роли Нико­лая Устюжанина в «Сибириаде» А. Кончаловского и Ватсона в «Приключениях Шерлока Хол­мса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова принесли актёру сверхпопулярность. Фильм Кончаловского получил пре­стижнейший приз в Канне (1979). Детектив Масленнико­ва на долгие годы стал одной из любимейших картин у мно­гомиллионной аудитории. Большим успехом пользовал­ся и следующий фильм этого режиссёра – «Зимняя вишня», в котором Виталий Соломин так­же сыграл одну из главных ро­лей.

Способность Соломина одинаково превосходно про­являть себя в комедии и тра­гедии, в оперетте и драме, его удивительное обаяние, плас­тичность и юмор делали его ведущим артистом как в кино, так и в театре. На сцене он не­забываемо играл Чацкого («Горе от ума») и Астрова («Дядя Ваня»), Протасова («Жи­вой труп») и Ипполита («Не все коту масленица»), Хлестакова («Ревизор») и Нелькина («Свадьба Кречинского»)… За­помнились его актёрские ра­боты в спектаклях: «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, «Летние прогулки» Салынско­го, «Твой дядя Миша» Мдива­ни, «Дачники» Горького, «Вишнёвый сад» Чехова, «Криминальное танго» Раннета, «Эмигранты» Софронова, «Ночь игуаны» Уильямса, «Печальный детектив» В. Астафьева (в театре имени Моссовета)…

Удачными оказались и режис­сёрские опыты Виталия Мефодьевича в постановках «Дикар­ки»      А. Островского, «Живого трупа» Л. Толстого, «Моего лю­бимого клоуна» В. Ливанова, «Западни для одинокого муж­чины» Р. Тома, чеховского «Иванова», «Свадьбы Кречинского» Сухово-Кобылина… Выступил Соло­мин как сценарист и режиссёр в кино, сняв в 1994 году фильм «Охота». В последние годы он ещё и преподавал во ВГИКе, набрав там свой курс.

            В 1992 году Виталию Со­ломину было присвоено зва­ние народного артиста Рос­сии, а еще раньше за работу в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренёва в постановке П. Н. Фоменко актёр удостоился золотой медали А. Д. Попова.

«Перестроечное» время упразднило всякую «цензуру» и художественные советы. В начале 90-х на сцену хлынули потоком спектакли, изощрявшиеся в эпатаже, «новациях», скандалах, нередко спекулировавшие на антисоветизме, а то и русофобии. Ангажированные СМИ наперебой рекламировали экзальтированные постановки новомодных отечественных и зарубежных режиссёров, завлекали зрителей на мюзиклы, сделанные по западным лекалам. По городам и весям колесили (и продолжают колесить) антрепризные «комедии» с актёрами, известными по бесконечным бандитским телесериалам и поверхностным слезливым мелодрамам. Такие театры, как «Малый» (в котором работал Виталий Соломин), опирающиеся на традиции русской психологической школы, отечественной и мировой литературной классики, оказались вне поля интересов медийного «формата».

Своего зрителя, однако, Малый театр не потерял. На выдающихся корифеев прославленной сцены продолжали ходить поклонники, наслаждаясь филигранной игрой мастеров, среди которых Виталий Мефодьевич Соломин занимал своё достойнейшее место. На спектакль Виталия Соломина «Свадьба Кречинского», где он был и постановщиком, и главным исполнителем, стремилась попасть едва ли не вся театральная Москва. Соломину удалось вдохнуть в пьесу, написанную в 1854 году, не только свежее прочтение, но и оригинальную сценическую форму (и соответствующее ей содержание). Спектакль требовал больших физических усилий, и актёр Соломин затрачивался неистово и самозабвенно. Спектакли шли с неизменными аншлагами 5 лет. Именно на «Свадьбе Кречинского» весной 2002 года у Виталия Соломина случился приступ. С ди­агнозом «инсульт» он был по­мещён в отделение нейрореанимации НИИ имени Склифосовского. 11 мая Виталию Соломину сде­лали операцию – казалось, успешно: врачи констатирова­ли положительную динамику. Но, к сожалению, организм не вы­держал, и Виталий Мефодьевич скончался. Ему было 60 лет…

            Таких актёров, как Виталий Соломин, – талантливейших, требовательных к выбору материала, с которым они работают, ответственных за своё появление перед зрителем, равно как и за прикосновение к прошлому и настоящему своей страны, – нам сегодня очень и очень не хватает. К счастью, есть его фильмы и спектакли, которые остались с нами.

материал подготовил:  Владимир  Межевитин