(к 200-летию со дня рождения)
В биографии великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, чей юбилей отмечают в эти дни поклонники отечественного театра и кино, есть и воронежские страницы, о которых сегодня хочется напомнить…
Рядом с воронежским Главпочтамтом находится примечательное здание с гипсовыми масками львов на фасаде. Оно было построено в 1844 году по проекту архитектора Семёна Ивановича Соколова. В течение многих лет здесь размещалась городская гостиница. Среди её посетителей в мае 1860 года оказался Александр Островский. Он сопровождал своего тяжело больного друга – известного актёра Александра Евстафьевича Мартынова на юг. Путь их лежал через Воронеж, в котором они пробыли восемь дней.
Поездка напоминала собой гастроли, так как Мартынова зрители хотели видеть везде, где имелись театральные подмостки, а имя Островского было на слуху у множества его поклонников, ибо пьесы 37-летнего драматурга обрели уже успех и широкий общественный резонанс.
Известно, что перу Островского принадлежат десятки пьес, и по сей день лучшие из них идут в театрах. А начали они своё триумфальное шествие с конца 40-х годов XIX века. Ставили их сначала в московском Малом театре и в петербургской «Александринке», а затем в провинции, где Воронеж занимал особое место. Именно на нашей сцене шли едва ли не все нашумевшие произведения драматурга.
Как праздник воспринималось почитателями театра и литературы пребывание в Воронеже Островского и Мартынова. Александр Мартынов превосходно сыграл роль Тихона в «Грозе» на сцене нашего города, а с Островским многие жаждали знакомства и общения. Губернатор Воронежа, граф Дмитрий Николаевич Толстой, будучи ещё и главным директором театра, признался драматургу (во время одного из торжественных приемов в честь именитых гостей), что знает некоторые пьесы Островского наизусть, не пропускает ни одной и даже подсказывает иногда актёрам, когда они забывают текст. Удивительным был и тот факт, что пьеса «Гроза», появившаяся на свет в Москве в конце октября 1859 года, уже через несколько месяцев оказалась в репертуаре воронежского театра.
Кстати, в пьесах Островского Мартынов сыграл восемь ролей. Среди них были Беневоленский («Бедная невеста», 1853), Коршунов («Бедность не порок», 1854), Тит Титыч Брусков («В чужом пиру похмелье», 1856), Бальзаминов («Праздничный сон до обеда», 1857), Тихон («Гроза»). Исполнение актёром роли Тихона оставило яркий след в истории русского театра, как уверяли знатоки отечественной сцены. В понимании творчества Островского, Мартынов был близок к взглядам Н.А. Добролюбова, высказанным им в статьях «Тёмное царство» (1859) и «Луч света в тёмном царстве» (1860). Александр Мартынов играл Тихона как человека, «загубленного жестоким домостроевским режимом, робкого и беспомощного в своём протесте». С большой глубиной раскрывал он в характере Тихона «проблески подлинной человечности». Огромной трагической силы достигала игра актёра в финальной сцене, звучавшей «как обвинение всему несправедливому общественному порядку». Талант Мартынова был необычайно широк по своему диапазону. От остро сатирического, иногда пародийно гротескного комизма он переходил к подлинной трагедии, мог создавать предельно убедительные, замечательные по своей психологической тонкости образы представителей чиновничьей мещанской и дворянской среды…
Надо сказать, что реалистичные и талантливейшие пьесы Островского в немалой степени способствовали развитию дарования не только Мартынова, а и целого ряда актёров, соприкасающихся с произведения драматурга. Попав в начале своей деятельности под некоторое влияние славянофилов, Островский, довольно быстро расширив круг своих творческих интересов, сошёлся с писателями, тяготевшими к революционно-демократическому журналу «Современник», в особенности с Некрасовым. А после закрытия «Современника» все пьесы Островского публиковались в «Отечественных записках», возглавляемых Н.А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным.
В 1869-м Островский писал Некрасову: «Ведь мы с Вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его /свой народ/, умеем любить его и сердцем чувствовать его нужды без кабинетного западничества и без детского славянофильства»…
В тот памятный приезд в Воронеж Александр Островский познакомился с поэтом Иваном Никитиным, которого назвал (в одном из писем) «очень дельным и милым, но болезненным господином». Туберкулёз всерьёз донимал Мартынова, и Островский, переживая за друга, видимо, и в случае с Никитиным почувствовал смертельную опасность, приближающуюся развязку (Никитин умер в 1861 году)… Направляясь в Крым на лечение, Мартынов выступал в Москве и Воронеже, Харькове и Одессе, всюду восхищая своих поклонников. Возвращаясь на обратном пути домой, Александр Евстафьевич Мартынов скончался в Харькове в возрасте 44 лет. Хоронил его весь Петербург, ибо артист, сыгравший более 600 ролей, был истинным премьером «Александринки» и, соответственно, столичной сцены, успехи которого в последние годы оказались связанными с драматургией Островского…
Случилась трагедия тремя месяцами позже майского вояжа, радовавшего воронежцев незабываемыми впечатлениями. Островский и Мартынов тоже были тронуты тёплым приемом и искренним расположением к ним людей, преданных искусству. Запомнился им и уютный город, утопающий в роскошной зелени клёнов и пирамидальных тополей. «Воронеж нам очень понравился, – признавался драматург, – такого миленького и чистенького города я не видывал!.. Долго я помнить буду о Воронеже!»
В интересных постановках Кольцовского театра, его недавнего художественного руководителя А.В. Иванова – одного из наиболее уважаемых режиссёров России, – воронежцы в 90-е годы 20 века и начале века 21-го могли увидеть «Резвые крылья амура», «Волки и овцы», «Бесприданницу» и «Доходное место», шедшие с неизменными аншлагами, свидетельствовавшими о том, что творчество Островского живо и по-прежнему волнует людей невзирая на время.
P.S. Жизненный путь Александра Николаевича Островского был нелёгким. Драматург писал свои пьесы (как нам сообщают театральные справочники) постоянно нуждаясь, добивался их постановок, которые сам и режиссировал, преодолевая сопротивление не только цензуры (некоторые пьесы были запрещаемы годами и появлялись на подмостках с трудом), но часто и Дирекции императорских театров. Консервативная и примыкающая к ней либеральная критика встречала его пьесы иногда равнодушно, а иногда даже враждебно. Но передовая критика, прогрессивная общественность уже при жизни Островского оценили его творческую деятельность как поучительный образец высокого служения родине, как патриотический подвиг истинно народного драматурга. Великая правда жизни, воплощённая в художественно совершенных образах, органичное слияние демократического содержания с блестящей формой, высочайшего реалистического мастерства с простотой и доступностью обусловили вечно живую ценность пьес Островского. По его произведениям были созданы оперы «Гроза» Кашперова (1867, либретто Островского), «Воевода» Чайковского (1869), «Вражья сила» Серова (1871), «Снегурочка» (1882), «Катя Кабанова» Яначека (1921)…
Творчество Островского оказало огромное влияние и на развитие отечественного сценического искусства и кинематографа. Его пьесы прочно вошли в репертуар многих и многих театров, а фильмы по ним идут на наших экранах уже более сотни лет и, судя по всему, его произведениям уготована долгая жизнь.
подготовили: Владимир Межевитин,
Сергей Ольденбургский