(к 200-летию со дня рождения)

В биографии великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, чей юбилей отмечают в эти дни поклонники отечественного театра и кино, есть и воронежские страницы, о которых сегодня хочется напомнить…

Рядом с воронежским Глав­почтамтом находится примеча­тельное здание с гипсовыми мас­ками львов на фасаде. Оно было построено в 1844 году по про­екту архитектора Семёна Ивано­вича Соколова. В течение мно­гих лет здесь размещалась го­родская гостиница. Среди её по­сетителей в мае 1860 года ока­зался Александр Остров­ский. Он сопровождал своего тяжело больного друга – извест­ного актёра Александра Евстафьевича Мартынова на юг. Путь их лежал через Воронеж, в котором они пробыли восемь дней.

Поездка напоминала собой гастроли, так как Мартынова зри­тели хотели видеть везде, где имелись театральные подмост­ки, а имя Островского было на слуху у множества его поклон­ников, ибо пьесы 37-летнего драматурга обрели уже успех и широкий обще­ственный резонанс.

Известно, что перу Остров­ского принадлежат десятки пьес, и по сей день лучшие из них идут в театрах. А начали они своё триумфальное шествие с конца 40-х годов XIX века. Ставили их сначала в московс­ком Малом театре и в петербург­ской «Александринке», а затем в провинции, где Воронеж за­нимал особое место. Именно на нашей сцене шли едва ли не все нашумевшие произведения дра­матурга.

Как праздник воспринима­лось почитателями театра и ли­тературы пребывание в Вороне­же Островского и Мартынова. Александр Мартынов превосход­но сыграл роль Тихона в «Грозе» на сцене нашего города, а с Ост­ровским многие жаждали зна­комства и общения. Губернатор Воронежа, граф Дмитрий Нико­лаевич Толстой, будучи ещё и главным директором театра, признался драматургу (во время одного из торжественных при­емов в честь именитых гостей), что знает некоторые пьесы Ост­ровского наизусть, не пропуска­ет ни одной и даже подсказыва­ет иногда актёрам, когда они забывают текст. Удивительным был и тот факт, что пьеса «Гро­за», появившаяся на свет в Мос­кве в конце октября 1859 года, уже через несколько месяцев оказалась в репертуаре воро­нежского театра.

Кстати, в пьесах Островского Мартынов сыграл восемь ролей. Среди них были Беневоленский («Бедная невеста», 1853), Коршунов («Бедность не порок», 1854), Тит Титыч Брусков («В чужом пиру похмелье», 1856), Бальзаминов («Праздничный сон до обеда», 1857), Тихон («Гроза»). Исполнение актёром роли Тихона оставило яркий след в истории русского театра, как уверяли знатоки отечественной сцены. В понимании творчества Островского, Мартынов был близок к взглядам Н.А. Добролюбова, высказанным им в статьях «Тёмное царство» (1859) и «Луч света в тёмном царстве» (1860). Александр Мартынов играл Тихона как человека, «загубленного жестоким домостроевским режимом, робкого и беспомощного в своём протесте». С большой глубиной раскрывал он в характере Тихона «проблески подлинной человечности». Огромной трагической силы достигала игра актёра в финальной сцене, звучавшей «как обвинение всему несправедливому общественному порядку». Талант Мартынова был необычайно широк по своему диапазону. От остро сатирического, иногда пародийно гротескного комизма он переходил к подлинной трагедии, мог создавать предельно убедительные, замечательные по своей психологической тонкости образы представителей чиновничьей мещанской и дворянской среды…

Надо сказать, что реалистичные и талантливейшие пьесы Островского в немалой степени способствовали развитию дарования не только Мартынова, а и целого ряда актёров, соприкасающихся с произведения драматурга. Попав в начале своей деятельности под некоторое влияние славянофилов, Островский, довольно быстро расширив круг своих творческих интересов, сошёлся с писателями, тяготевшими к революционно-демократическому журналу «Современник», в особенности с Некрасовым. А после закрытия «Современника» все пьесы Островского публиковались в «Отечественных записках», возглавляемых Н.А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным.

В 1869-м Островский писал Некрасову: «Ведь мы с Вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его /свой народ/, умеем любить его и сердцем чувствовать его нужды без кабинетного западничества и без детского славянофильства»

В тот памятный приезд в Воронеж Алек­сандр Островский познакомил­ся с поэтом Иваном Никитиным, которого назвал (в одном из пи­сем) «очень дельным и милым, но болезненным господином». Туберкулёз всерьёз донимал Мартынова, и Островский, пере­живая за друга, видимо, и в слу­чае с Никитиным почувствовал смертельную опасность, при­ближающуюся развязку (Никитин умер в 1861 году)… Направля­ясь в Крым на лечение, Марты­нов выступал в Москве и Воро­неже, Харькове и Одессе, всю­ду восхищая своих поклонников. Возвращаясь на обратном пути домой, Александр Евстафьевич Мартынов скончался в Харькове в возрасте 44 лет. Хоронил его весь Петербург, ибо артист, сыг­равший более 600 ролей, был истинным премьером «Алексан­дринки» и, соответственно, сто­личной сцены, успехи которого в последние годы оказались связанными с драматургией Островского

Случилась трагедия тремя ме­сяцами позже майского вояжа, радовавшего воронежцев незабы­ваемыми впечатлениями. Ост­ровский и Мартынов тоже были тронуты тёплым приемом и ис­кренним расположением к ним людей, преданных искусству. Запомнился им и уютный город, утопающий в роскошной зеле­ни клёнов и пирамидальных то­полей. «Воронеж нам очень по­нравился, – признавался драма­тург, – такого миленького и чис­тенького города я не видывал!.. Долго я помнить буду о Воро­неже!»

 

 

 

 

Произведения Островского и сегодня необычайно актуальны и востребованы. Известно, что помимо оригинальных пьес (их у него 47, и ещё 7 созданы в сотрудничестве с другими авторами), он пополнил репертуар отечественного театра своими переводами пьес Шекспира, Гольдони, Сервантеса (всего 22), помогая начинающим драматургам, написал несколько пьес в соавторстве с Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным…

В интересных постановках Кольцовского теат­ра, его недавнего художественного руко­водителя А.В. Иванова – одного из наиболее уважаемых режис­сёров России, – воронежцы в 90-е годы 20 века и начале века 21-го могли уви­деть «Резвые крылья амура», «Волки и овцы», «Беспри­данницу» и «Доходное место», шедшие с неизменными аншлагами, свидетельствовавшими о том, что творчество Островского живо и по-прежнему волнует людей невзирая на время.

            P.S. Жизненный путь Александра Николаевича Островского был нелёгким. Драматург писал свои пьесы (как нам сообщают театральные справочники) постоянно нуждаясь, добивался их постановок, которые сам и режиссировал, преодолевая сопротивление не только цензуры (некоторые пьесы были запрещаемы годами и появлялись на подмостках с трудом), но часто и Дирекции императорских театров. Консервативная и примыкающая к ней либеральная критика встречала его пьесы иногда равнодушно, а иногда даже враждебно. Но передовая критика, прогрессивная общественность уже при жизни Островского оценили его творческую деятельность как поучительный образец высокого служения родине, как патриотический подвиг истинно народного драматурга. Великая правда жизни, воплощённая в художественно совершенных образах, органичное слияние демократического содержания с блестящей формой, высочайшего реалистического мастерства с простотой и доступностью обусловили вечно живую ценность пьес Островского. По его произведениям были созданы оперы «Гроза» Кашперова (1867, либретто Островского), «Воевода» Чайковского (1869), «Вражья сила» Серова (1871), «Снегурочка» (1882), «Катя Кабанова» Яначека (1921)…

Творчество Островского оказало огромное влияние и на развитие отечественного сценического искусства и кинематографа. Его пьесы прочно вошли в репертуар многих и многих театров, а фильмы по ним идут на наших экранах уже более сотни лет и, судя по всему, его произведениям уготована долгая жизнь.

подготовили: Владимир Межевитин,

Сергей Ольденбургский