С проблемой аккредитации столкнулись несколько СМИ. Так уж получилось, что с исходом Алексея Гордеева из Воронежской области Международный Платоновский фестиваль искусств начал проводиться не так гладко. Это, конечно же, просто совпадение, но не секрет, что бывший губернатор покровительствовал и всячески оказывал поддержку главному культурному событию региона. На протяжении почти десятка лет его пытались сделать своеобразным брендом Воронежской области, который бы знали не только в России, но и за ее границами. Стоило Алексею Гордееву переместиться на федеральные хлеба, как в 2018 году с подачи художественного руководителя Платоновфеста Михаила Бычкова разразился скандал. Известный режиссер обвинил региональный департамент культуры, возглавляемый Эмилией Сухачевой, во вмешательстве в творческие дела.

Эмилия Сухачева – Культурой региона занимаются люди, которые не заинтересованы в реальном развитии культуры и искусства в области, – говорил Михаил Бычков по итогам VIII Платоновфеста. – Вся деятельность департамента сегодня сводится к тому, чтобы выполнить протокольное поручение и заслужить поощрение руководства. Я пессимистично смотрю в будущее, несмотря на уверения в том, что все положительные культурные тренды будут сохранены. Александр Гусев не догадывается сегодня, как обстоят дела в сфере культуры. Получается, что художественный руководитель Международного Платоновского фестиваля искусств год назад открыто выступил за то, чтобы творческие люди занимались своим делом, и никто со стороны им не указывал, как поступать, не строил препятствий и не мешал делать свою работу. И это похвальная мысль. Здравый смысл, другими словами. Однако наступил IX Платоновфест, и эти мысли куда-то улетучились. Оказывается, что «стрелочка не поворачивается», как говорят в интернете. То есть, то, против чего выступал Михаил Бычков, бросая вызов департаменту культуры и Эмилии Сухачевой, им же и было успешно реализовано. Цензура, которую он постарался отогнать от себя, оказалась бумерангом и ударила по имиджу пропагандировавшего свободу творчества Международного Платоновского фестиваля искусств. Речь о проблемах с журналистской аккредитацией на посещение главного культурного события Воронежской области. Сначала о допуске для избранных сообщил главный редактор портала «Культура ВРН», журналистам которого отказали в посещении Платоновфеста. – Письменного отказа мы так и не получили. Как не получили ни единого письменного ответа на все наши обращения. Причин может быть три. Во-первых, Бычкову может не нравиться независимая позиция издания, которое имеет свой экспертный взгляд на события. Похоже, худруку неприятны люди, которые не заглядывают ему в рот и не хвалят взахлёб всё, к чему он ни прикоснётся, – рассказал Юрий Данилов «Блокнот Воронеж».


Юрий Данилов

По словам главреда «Культура ВРН», вторая причина отказа в аккредитации может заключаться в том, что портал много внимания уделяет аутентичному и академическому искусству и культуре, а на Платоновфесте это не приветствуется. – И ещё одна причина – деньги. Мы писали о том, насколько большие суммы зарабатывает сам Бычков, сотрудники дирекции и Камерного театра. Нужно думать, им это не понравилось, – добавил Юрий Данилов. Позже стало известно, что проблемы с аккредитацией возникли и у воронежского «Московского комсомольца». Издание заявило двух журналистов, но дирекция Платоновфеста одобрила только одну кандидатуру.

Отказ для второго сотрудника СМИ в пресс-службе фестиваля объяснили его «тенденциозной позицией». Там же порекомендовали направить более компетентного журналиста. В итоге «МК в Воронеже» принял решение вовсе не писать о главном культурном событии региона. Такие истории, очевидно, бьют по имиджу Международного Платоновского фестиваля искусств. Политика двойных стандартов, вылившаяся в острые заголовки СМИ, вряд ли обрадует спонсоров. Тем более, что в этом году проблема в этой сфере уже ощутима. Так, в конце мая глава департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева рассказала губернатору Александру Гусеву о нехватке финансирования. Оказалось, что поступления от спонсоров в бюджет Платоновфеста значительно уменьшились по сравнению с прошлым годом: дефицит по статье «спонсорские поступления» и от продажи билетов (на тот момент было продано 75%) составлял 23,5 млн рублей. Общий же бюджет Платоновфеста-2019 составил 105,4 млн рублей, солидная часть из которых — это средства областного и городского бюджетов.

Эмилия Сухачева 

2020 год для Международного Платоновского фестиваля искусств станет юбилейным. По идее, десятый Платоновфест должен быть самым грандиозным за все эти годы. Однако сложившиеся тенденции заставляют с тревогой смотреть на судьбу важнейшего культурного события в регионе, как нередко называет его губернатор Александр Гусев. Художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков, возможно, знаком с работами российского культуролога Александра Ахиезера. В своей книге «Россия: критика исторического опыта» он пишет: «Задача цензуры во всех ее формах, включая самоцензуру, предотвратить высказывания, поступки, представления, взгляды и их передачу, могущие повлечь нежелательную реакцию референтной группы, слушателей, читателей…». При необходимости данное определение можно перечитать.  Владимир Смехнов  Бычков не пустил СМИ на «Платоновфест», потому что его надо облизывать Как стало известно «Блокнот Воронеж», Платоновфест-2019 уже отметился скандалом — дирекция не допустила профильное воронежское СМИ «Страницы Воронежской культуры» (Культура ВРН). При этом заявку в АУК ВО «Дирекция Международного Платоновского фестиваля» на аккредитацию своих журналистов «Культура ВРН» подала в срок и в порядке, предусмотренные «Правилами аккредитации СМИ». Значит причины отказа – субъективна. И первое, что предположили наши эксперты — главный по фестивалю Михаил Бычков таким жестом решил указать редакции на её место в его личном рейтинге. Скандальную ситуацию специально для «Блокнот Воронеж» прокомментировал заместитель главного редактора «Культура ВРН» Юрий Данилов.   — Мы впервые с 2011 года не пишем о Платоновском фестивале, хотя наш журнал за прошедшие годы стал своеобразной летописью форума. Сначала дирекция Платоновфеста  говорила, что не получили нашу заявку на аккредитацию. Пришлось выслать скан с фиксацией отправления 19 мая. После этого стали говорить, что, скорее всего, это недоразумение будет исправлено, издание получит аккредитацию. Но нет! 31 мая я лично позвонил директору Платоновского фестиваля Любови Пристинской, и она мне сообщила, что худрук Платоновфеста Михаил Бычков отказал нам в аккредитации.   — Лично? На каком основании?   —  Письменного отказа мы так и не получили. Как не получили ни единого письменного ответа на все наши обращения. Причин может быть три. Во-первых, Бычкову может не нравиться независимая позиция издания, которое имеет свой экспертный взгляд на события. Похоже, худруку неприятны люди, которые не заглядывают ему в рот и не хвалят взахлёб всё, к чему он ни прикоснётся. Кстати, ещё раньше нас с супругой (главным редактором «Культура ВРН» Екатериной Даниловой) не велели пускать на порог Камерного театра. Пресс-секретарь театра снизошла до письменного объяснения этого казуса: мы-де недостаточно лояльны по отношению к Михаилу Владимировичу. Ныне, эта гражданка, не будем называть фамилию, также в Камерном не работает – расстались с ней внезапно. По-видимому, её лояльности тоже оказалось недостаточно. Как почти каждый год расставались с пресс-секретарями Камерного и Платоновфеста.   — Что подразумевается под этой лояльностью?  — Надо полагать – тщательное облизывание. Этим занимаются многие наши коллеги, которые у господина Бычкова в фаворе. При этом никаких критических и фактических аргументов кроме тезисов пресс-конференций и дайджеста пресс-релизов у них, обычно, не находится. Цепочка суждений такова: гениально потому что потрясающе, потрясающе так как великолепно. Вот этих граждан в театр и на события фестивальной программы пускают, особенно лояльным дают билетик-другой на личные нужды. Хочу подчеркнуть, что эта система подавления прессы, унижения журналистов и самой профессии совершенствуется чуть ли не со второго Платоновского фестиваля, когда поезд искусства пошёл под откос. Хвалишь, восторгаешься – вот тебе конфетка. Анализируешь или – не дай Бог! – критикуешь – ничего не получишь. Противно смотреть, как каждый год представители СМИ выпрашивают у пресс-секретаря входные билеты на спектакли и концерты. В зале полным-полно актёров, волонтёров, полотёров и столичных гостей, у которых пребывание полностью оплачено. Но для местной прессы всё равно остаётся жёсткий лимит, даже если билеты не проданы. При этом наши коллеги из Москвы или Санкт-Петербурга могут смотреть всё не по одному разу – на лучших местах… — Вы говорили о трёх причинах… — Во-вторых, не исключаю, что недовольство Михаила Бычкова могло вызвать и то обстоятельство, что мы много внимания уделяем аутентичному и академическому искусству и культуре. Это, мягко говоря, на Платоновском фестивале не приветствуется. Помните, как он неоднократно говорил, что будет привозить то, что он лично сочтёт нужным?  И ещё одна причина – деньги. Мы писали о том, насколько большие суммы зарабатывает сам Бычков, сотрудники дирекции и Камерного театра. Нужно думать, им это не понравилось. Неслучайно, на запрос нашей редакции, в какую сумму обходится круглогодичное содержание дирекции фестиваля, нам ответили, что это, одновременно, и коммерческая тайна и разглашение персональных данных. Абсурд, дирекция – это государственное, хоть и автономное учреждение культуры. На мой взгляд, в наших реалиях Михаил Бычков больше менеджер и бизнесмен от культуры, нежели художник-творец. Свой талант он умело конвертирует в денежные знаки. Поэтому всякое сомнение в художественной ценности спектаклей Камерного или событий фестивальной программы может рассматриваться как прямая попытка «залезть в карман».

Подробнее:  http://bloknot-voronezh.ru/news/bychkov-ne-pustil-smi-na-platonovfest-potomu-chto—1109916

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.