(к 95-летию со дня рождения)
Широкую известность и всенародную любовь этой удивительной актрисе принёс, конечно же, в первую очередь, фильм режиссёра Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957 – 58 гг.), снятый по одноимённому роману выдающегося советского писателя Михаила Шолохова. Картину принимали на шолоховской родине, в Вёшенской, жители окрестных станиц. История съёмок и «народного утверждения» фильма гласит о том, что в местном клубе его демонстрировали круглосуточно несколько дней. Желающие увидеть киноэпопею, посвящённую их предкам, приезжали на просмотр целыми семьями, а после сеанса не спешили разъехаться по домам, а, расположившись в Вёшенской и по её округе, горячо обсуждали увиденное. Выразив своё отношение словами: «Любо!», они как будто предвосхитили не только общесоюзный, но и мировой успех ленты и её главных героев, а Элине Быстрицкой присвоили звание почётной казачки и прозвали Аксиньей Донской. Эта роль сделала актрису знаменитостью и, по сути, стала этапной в её славной биографии…
Элина Быстрицкая родилась в Киеве 4 апреля 1928 года в семье военного врача. Родители хотели, чтобы она связала свою жизнь с медициной. Но то ли потому, что ей пришлось во время войны работать санитаркой в госпитале и увидеть страшную изнанку войны ещё в юности, то ли потому, что любовь к театру и кино взяла верх, Быстрицкая решила поступать в Киевский институт театрального искусства и стать актрисой. Решению этому предшествовали и детское увлечение сценой, где она в собственной домашней инсценировке по любимому фильму «Чапаев» забавно исполняла роль Петьки. А легендарного героя в её «режиссуре» представлял двоюродный брат. Был и драматический кружок в медицинском техникуме города Нежина, куда вернулась семья после эвакуации (где Элина получила диплом акушера-гинеколога), и балетный класс музыкальной школы, и даже учёба какое-то время на филологическом факультете педагогического института, который она оставила ради актёрской профессии.
Она бала закалена войной, и ей хватало мудрости переносить невзгоды и человеческие интриги со свойственными ей стойкостью и благородством. Уже в театральном вузе Киева Быстрицкой пришлось столкнуться с завистью и недоброжелательностью некоторых студентов, которых, судя по всему, раздражали красота и принципиальность отличницы Элины. То её пытались исключить из института из-за того, что она дала пощёчину назойливому ухажёру однокурснику. То, узнав, что её берёт в столичный театр Моссовета знаменитый режиссёр Юрий Завадский, забросали театр анонимками с нелицеприятными отзывами о выпускнице, «мнящей себя звездой»…
По окончании учёбы, так и не попав к Завадскому, Элина Быстрицкая пять лет работала в вильнюсском Русском драматическом театре, где сыграла несколько впечатляющих ролей, среди которых были Таня и Ольга в пьесах Арбузова «Таня» и «Годы странствий», Варя в спектакле «Порт Артур» А. Степанова и И. Попова.
В это же время она ярко заявила себя в художественном фильме «Неоконченная повесть» (1955). Молодую героиню с великолепными внешними данными и многообещающим талантом отметили критики, и полюбили зрители. По опросу читателей газеты «Советская культура» Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года. Эта работа, позволившая Элине Быстрицкой поверить в свои силы, подвигла её на смелый поступок. Она решилась позвонить знаменитому режиссёру Сергею Герасимову, который приступал к съёмкам «Тихого Дона» по легендарному шолоховскому роману. Быстрицкая просила попробовать её на роль Аксиньи. Претенденток было немало. Несколько месяцев шли мучительные пробы. Сам Шолохов, увидев Элину Быстрицкую в отснятом материале, воскликнул: «Вот же она – Аксинья! Больше никого искать не надо».
Съёмки на Дону продолжались более 2-х лет. Они были очень трудными, ибо некоторым городским артистам приходилось вживаться в образы казаков и казачек. Нужно было учиться говору, походке, умению носить ведра на коромысле, скакать на лошади, доить коров, вникать в подробности сельского быта…
В 1958 году фильм вышел на экраны и триумфально прошёл по многим странам мира, получив несколько престижнейших призов. Некоторые специалисты кино до сих пор его считают лучшим фильмом всех времён и народов. О появлении шолоховского романа хочется сказать здесь несколько слов.
Михаил Шолохов перепробовал множество возможных вариантов своего будущего произведения, пока, наконец, не сложилась концепция «Тихого Дона» – такого, каким он предстаёт перед нами теперь, – романа о сложном периоде жизни донского казачества (да и всей России) в первой четверти 20 века, о семье Мелеховых, испытавшей в полной мере коллизии мятежного времени.
В конце 1927 года первая книга «Тихого Дона» была предложена журналу «Октябрь». И вскоре рукопись пошла в печать – во многом благодаря настойчивости главного редактора А. Серафимовича, покорённого шолоховским знанием казачьего быта, неповторимого донского говора, своеобразием языка и убеждённостью автора в том, что любовь, семья, дом, его родина (большая и малая) – есть для человека высшая ценность в катастрофах века.
Публикации романа, свидетельствующие о появлении в литературе уникальнейшего дарования, вызвали восторг одних, зависть и недовольство других – не могущих смириться с тем, что автору столь пронзительного и масштабного произведения 20 с небольшим лет(!). В журнале «Октябрь» стараниями недругов писателя публикация была прервана в марте 1929. Против Шолохова некоторыми его рьяными недоброжелателями была развернута кампания противостояния. Тогда же впервые был пущен слух о возможном плагиате, предполагающий, что молодой, лишённый серьёзного образования «самоучка» из глухой станицы едва ли мог написать столь глубокий роман и, скорее всего, воспользовался чьей-то чужой рукописью. Предположительно назывались имена опытных донских прозаиков, таких как Ф. Крюков или есаул И. Родионов, возникла и фамилия московского литератора С. Голоушева, автора очерков под названием «Тихий Дон». Над Шолоховым был организован своего рода «суд чести», от писателя потребовали представления черновиков, вариантов романа. В результате этого разбирательства в газете «Правда» (29 марта 1929 г.) появилось заявление руководителей РАППа, квалифицировавших нападки на Михаила Шолохова как «злобную и мелкую клевету». Через несколько месяцев публикация 3-й книги романа была продолжена. В это же время состоялась очная встреча Шолохова со Сталиным при посредничестве Максима Горького (незадолго до вступления Михаила Александровича в Коммунистическую партию)…
После столь успешного участия в фильме, ставшем, как и роман, легендарным, Элина Быстрицкая была очень избирательна к предложениям сниматься в других работах. Их не так много в её послужном списке. Среди фильмов запомнились «Добровольцы», «Русский сувенир», «Всё остаётся людям», «Негасимое пламя», «Николай Бауман».
Творческая жизнь актрисы сосредоточилась на театральной сцене. В 1958-м Элина Авраамовна перешла в московский Малый театр. Выбор этого театра диктовался глубоким уважением к его традициям, репертуару, русской психологической школе, которую исповедует коллектив на протяжении многих десятилетий.
Героиням Быстрицкой в независимости от их социального происхождения и жизненных обстоятельств, как правило, были присущи незаурядность натуры и волевые устремления. Важной в её театральной судьбе стала роль баронессы Штраль из лермонтовского «Маскарада», в которой она великолепно овладела искусством произнесения стиха, запомнились неподражаемые образы из русской классики: Юлии Филипповны («Дачники» М. Горького), Сарры («Иванов» А.П. Чехова), Глафиры, Лидии, Кручининой в пьесах А.Н. Островского «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Без вины виноватые», Москалёвой («Дядюшкин сон» по Достоевскому), Хлестовой («Горе от ума» Грибоедова). В каждой из этих ролей она утверждала свой тип ярчайшего характера. Таланту Быстрицкой не чужд оказался и жанр комедии. В 1966-ом она блистательно сыграла роль Глафиры в комедии «Волки и овцы». Её Глафира – боец по жизни, настоящая личность исключительного обаяния и волевых качеств. Играя в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренёва «отрицательную» Панову, ненавидящую революцию и уезжающую за границу с белогвардейцами, она незабываемо остро раскрывала душевную драму своей героини.
Специалистов театра и многочисленных поклонников актрисы всегда восхищало умение её носить дорогие эффектные туалеты, виртуозно управляться со сложными театральными костюмами, как и её отточенная пластика, культура слова и жеста, умение мастерски сыграть не только главные роли, но и эпизоды. Ей всегда подвластны были манеры любой эпохи, любой социальной среды, характерные роли и образы романтического звучания, полные жизнеутверждающей силы и духовной красоты.
Среди наиболее крупных ролей, сыгранных в разные годы на сцене: леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» Оскара Уайльда), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э. Скриба), Паулина-Клотильда Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Касатка («Касатка» А.К. Толстого), Пелагея («Фома Гордеев» М. Горького), Мария («Выбор» Ю. Бондарева). Огромный перерыв в съёмках (связанный во многом и с падением отечественного кинематографа и распадом СССР) Быстрицкая прервала в 1997 году, сыграв в фильме Булата Мансурова «Тёплые ветры древних булгар» исторический персонаж – княгиню Ольгу.
Элину Быстрицкую на протяжении всей её жизни отличала активная гражданская позиция (с 1970 года была членом КПСС). Она занималась общественной деятельностью. Много сделала для развития художественной гимнастики.
Свой актёрский опыт Быстрицкая передавала студентам, преподавая в ГИТИСе и театральном училище имени Щепкина (профессор с 1988 года). Творческий путь актрисы был отмечен званиями народной артистки РСФСР (1966), народной артистки СССР (1978), наградами и призами, среди которых «За выдающийся вклад в кинематограф» и премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству».
Появляясь на телевизионных экранах (к сожалению, изредка), Элина Быстрицкая продолжала поражать нас своим удивительным обаянием и благородством талантливейшей Личности, излучающей красоту и доброту. Владимир Межевитин