(к 155-летию со дня рождения писателя)
Писательская судьба Максима Горького была невероятно впечатляющей, безусловно, грандиозной и отчасти трагической, ибо стала отражением эпохи социальных потрясений и войн. Его самобытный талант обнаружился и проявился не на студенческой скамье, не в поэтической башне из «слоновой кости», не в уединённом кабинете родового помещичьего дома, а, что называется, вырос в самой «гуще народной» – в среде простой и тяжёлой жизни, жаждущей перемен и вдохновившей будущего писателя на творчество. Знаменитые горьковские хождения «в люди», смена нескольких профессий, длительные путешествия по России, бесчисленные встречи и впечатления предшествовали появлению в отечественной литературе этой выдающейся личности, – бесспорно, планетарного масштаба.
В биографии Горького есть и воронежская страница, ставшая частью периода странствий будущего писателя, завершившегося его литературным дебютом – рассказом «Макар Чудра» (напечатан 12 сентября 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ»). Тогда же появился и псевдоним Максим Горький, который выбрал для себя Алексей Пешков.
Родившись в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова (мама Варвара Васильевна Каширина), Алексей рано лишился отца. С 1871 года он с матерью жил в семье деда В.В. Каширина – владельца красильного заведения. В 1876 году семья Каширина разорилась, и спустя три года (после смерти матери) Алексей вынужден был уже зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Он служил на посылках в обувном магазине, посудником на пароходах «Добрый», «Пермь», в иконной лавке и учеником в иконописной мастерской, чертёжником, десятником на ремонте ярмарочных зданий. Позднее работал в булочной города Казани, сторожем на железнодорожной станции Борисоглебска и письмоводителем у присяжного поверенного в Нижнем Новгороде…
В 1884-м в Казани он хотел осуществить свою мечту – поступить в университет, но очень скоро пришёл к выводу, что учиться не сможет из-за отсутствия средств. Совмещать работу с учёбой было невозможно. Заработков его едва хватало на жизнь. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде».
Четыре года, проведённые в Казани, оказали влияние на формирование его личности и определили дальнейший путь. Там будущий писатель познакомился с членами первых марксистских кружков, попал за революционную агитацию под негласный надзор полиции. Этот этап его жизни и дальнейшие несколько лет странствий по России (включая пребывание в Воронеже) – время идейных исканий, самообразования и, судя по всему, время первых литературных опытов.
Путешествуя «по Руси», он летом 1891-го останавливается в Воронеже и устраивается работать в Митрофановский монастырь помощником садовника. Работа давала ему приют и возможность пристально наблюдать за оказавшимися рядом с ним людьми. Надо думать, что пытливый и мятущийся молодой человек жадно впитывал в себя картины окружающего его быта. Не мог не впечатлить его и дальний конец сада, где с откоса можно было любоваться живописными ландшафтами, наполняющими душу ощущением полёта и творческими мечтами.
Монастырь стоял таким образом, что от его стен взгляду открывались виды на луг и левобережье реки Воронеж. «Вниз по скату идут слободы и старинная часть города, домишки петровских времён, низенькие казармы жёлтые, а за ними мягко сизеет, синеет даль, воронежские вольные просторы, начинающиеся уже степи…» – так писал другой классик Борис Зайцев в своих воспоминаниях о нашем городе. Нечто подобное, наверное, ощущал и Горький. А вот что о монастыре в своей книге рассказал один из воронежских литературоведов и историков: «Там, где возвышается ныне главный корпус ВГУ, стоял открытый в 1836 г. знаменитый на всю богомольную Россию Благовещенский первоклассный Митрофановский монастырь. Воронеж со слободами вообще изобиловал всякого рода заведениями, подведомственными епархии. Одних только православных церквей, включая домовые, в 1910 г. насчитывалось более сорока. Когда они начинали звать своих прихожан к обедне или вечерне, в городе поднимался настоящий колокольный гвалт. Но в этом хоре неизменно солировал медный голос Митрофановского монастыря. У его стен собиралась вся бродяжая, странническая Русь. Калеки, увечные, толпы страждущих и болящих жаждали обрести здесь телесное исцеление. Паломники тащились месяцами, голодные, в рубищах, с посохами. Их единственным желанием было прикоснуться к раке, где покоились мощи святителя, обладавшие чудодейственной силой. Вокруг монастыря была построена тьма различных гостиничек и странноприимных домов, которые никогда не пустовали. На площади шла бойкая торговля иконками, ладанками, крестиками…» Во время Великой Отечественной войны в ходе ожесточённых боёв (и немецких бомбёжек) все монастырские здания были разрушены.
В Воронеже будущий автор всемирно известных романов, рассказов и пьес провёл несколько месяцев. Увиденное здесь во всех своих противоречиях (вполне вероятно) нашло отражение в рассказе «У схимника», повести «Исповедь» и других его произведениях, из которых можно понять, что деятельная натура писателя не могла принять религиозных этических догматов, «призывающих паству терпеливо переносить земные страдания в надежде на загробное блаженство»… Уж слишком невыносимой представлялась Алексею Максимовичу такая участь (длившаяся веками) для миллионов людей, «униженных и оскорблённых», доведённых до отчаяния, лишённых элементарных прав и именовавшихся тогда официально «подлым сословием»…
Максим Горький не забывал о нашем городе. Когда в 1904 году он, беседуя с писательницей В.И. Дмитриевой, узнал, что она живёт в Воронеже, то очень обрадовался и, вспоминая своё воронежское лето, выразил желание вновь посетить его… Революционные события 1905 года, в которых принимал участие Алексей Максимович, и в дальнейшем его арест, тяжёлая болезнь, вынужденные (на несколько лет) отъезды из России на лечение, интенсивнейшая литературная и общественная работа, революции 1917 года, деятельность его в становлении Союза писателей России и в организации помощи известным людям отечественной культуры и литераторам начинающим – всё это вехи незабываемой биографии Горького. Умер он во время обострения болезни (туберкулёза), с которой боролся многие годы 18 июня 1936 года.
В ряде городов страны были воздвигнуты памятники, посвящённые Горькому. Мемориальная доска на главном корпусе Воронежского университета (месте, где находился сад Митрофановского монастыря) напоминает нам о писателе и времени, проведённом им в Воронеже. На территории санатория, носящего имя писателя, в 1952 году установлен памятник работы скульптора В.Ф. Буримова.
С начала 1990-х годов фильмы и спектакли по произведениям Максима Горького стали редкими гостями российского телевидения: основоположник соцреализма, судя по всему, перестал тогда вписываться в новую культурную политику сменившего курс государства (от «диктатуры пролетариата» к диктатуре живущих за счёт бедствующего народа, алчных, высокооплачиваемых чиновников, то и дело попадающихся на баснословных взятках, и всемогущих олигархов-прихватизаторов)… Между тем творчество Горького (запечатлённое в 30-ти томах) не переставало вызывать интерес в мире, книги, переведённые на многие языки, продолжали волновать читателей, а пьесы постоянно ставились в театрах самых разных стран.
В памяти миллионов зрителей остаются не только снятые на плёнку полтора десятка его лучших драматургических произведений и многочисленные экранизации горьковских романов, повестей и рассказов, а и грандиозная эпопея, над которой он работал едва ли не до последних своих дней, – «Жизнь Клима Самгина». Этот великий роман (воплощённый также в кинематографе в 14-серийном фильме режиссёра Виктора Титова), охватывающий жизнь России за 40-летний предреволюционный и революционный периоды, заставляет всех вновь и вновь размышлять об истории нашей страны, героях Горького и вместе с тем общечеловеческих ценностях и объективных причинах революций, свершавшихся по неотвратимым законам бытия…
Полное собрание 30-и томов Максима Горького, которое высоко оценивается во всём мире…
подготовили: Владимир Межевитин, Сергей Ольденбургский