(к 150-летию со дня рождения)
Вспоминая сегодня великого русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова, нельзя не сказать о его пребывании на воронежской земле, где им были созданы замечательные произведения и где он с удовольствием прожил несколько незабываемых месяцев.
Лето 1899 года 26-летний музыкант провёл в селе Красное Новохопёрского уезда в семье своей ученицы – пианистки и певицы Елены Юльевны Крейцер (она была близкой подругой будущей жены Рахманинова – Натальи Александровны Сатиной). Отец Елены Крейцер служил управляющим имения, расположенного в старинном воронежском селе.
Большой одноэтажный дом, окружённый садом и цветущим лугом, лес и река Хопёр, а также гостеприимные хозяева располагали к умиротворению, общению, вдохновенной работе. Отдыхающие в имении совершали запоминающиеся прогулки и много музицировали. «Иногда мы уходили в сад, располагались где-нибудь в тени на траве или свежескошенном сене, и начинался у нас квартет, – вспоминала позднее Е. Ю. Крейцер. – У Натали было высокое сопрано, я пела второй голос, брат – партию тенора, а Сергей Васильевич был одновременно и басом, и дирижёром… Помню, что всё выходило у нас очень хорошо и доставляло нам большое удовольствие. Думаю, что если бы квартет был неточен в смысле интонации, Сергей Васильевич не мог бы его слушать. Пели мы обычно русские песни и только что написанного им (для хора) «Пантелея-целителя…». В те дни композитор написал обработку украинской песни «Чоботы», начал прелюдию ре-минор и романс «Судьба» на слова А. Н. Апухтина…
Через несколько месяцев Сергей Васильевич побывал в Ялте, где он постоянно встречался с Чеховым, общался в его доме с Горьким, Куприным, Маминым-Сибиряком, Станюковичем, с артистами Художественного театра, приехавшими на гастроли. Там и подружился Рахманинов с Иваном Алексеевичем Буниным, талант и дружбу которого высоко ценил всю свою жизнь. «При моей первой встрече с ним в Ялте произошло между нами нечто подобное тому, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве, – вспоминал Бунин. – …В ту ночь мы были ещё молоды, были далеки от сдержанности, как-то внезапно сблизились (как давние друзья), чуть не с первых слов… ушли на мол – было уже поздно, нигде не было ни души… и говорили всё горячей и радостней уже о том чудесном, что вспоминалось нам из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова…»
Летние месяцы 1900 года музыкант собирался провести в Италии, где его ждал Шаляпин с семьёй. Федор Иванович готовился к дебюту в миланском «Ла Скала» и приглашал друга побыть с ним, разучить новую партию, вместе поработать, съездить в Венецию, Рим, Геную, Вену. Но долго быть в Италии Рахманинов не смог и уехал в Россию к Крейцерам, в Красное, где жил до октября. Именно здесь заканчивает он вторую и третью части Второго концерта (для фортепиано с оркестром), работает над дуэтом Франчески и Паоло, начатым в Италии…
Весной 1901 года Рахманинов завершает первую часть концерта и Вторую сюиту. Лето он вновь проводит в Новохопёрском уезде Воронежской губернии, у Крейцеров. А вскоре музыка Рахманинова завоевывает весь мир, и он начинает активно гастролировать как композитор, пианист и дирижёр, чередуя города и страны, никогда не забывая, однако, своих друзей и тех мест, где он мог плодотворно работать и жить среди любящих его людей, в том числе и на воронежской земле… Кстати, в 1919 году в этих местах несколько месяцев длилось восстание крестьян против белогвардейцев, известное как Краснянское восстание (после подавления которого в Красном было расстреляно 96 человек)…
В конце 1917 года Сергей Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию и в Россию больше не вернулся. Вскоре он поселился в США и занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью без перерыва почти 25 лет. В 1941 – 42-ом Рахманинов выступал с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии. Искусство его всегда отличали жизненная правдивость, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Музыка композитора необычайно мелодична. Она впитала в себя русские народно-песенные истоки. Тема родины – центральная в зрелом творчестве Рахманинова – наиболее ярко воплощена в крупных инструментальных произведениях, особенно во Втором и Третьем фортепьянных концертах, непревзойдённым исполнителем которых был сам композитор. Живя в далёкой Америке, Сергей Васильевич сильно тосковал по Отчизне: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя», – признавался композитор.
Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами самых известнейших исполнителей. Он считается не только выдающимся композитором, но и крупнейшим дирижёром своего времени.
Скончался Сергей Рахманинов в 1943 году. О своей жизни и творчестве Рахманинов рассказал в книге «Воспоминания». Уже много лет в Москве проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей его имени.
P.S. Накануне предстоящего юбилея Сергея Рахманинова в череде разнообразных мероприятий Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. Никитина зрители (в киноклубе «Слово») могли посмотреть фильм режиссёра Павла Лунгина «Ветка сирени», посвящённый выдающемуся композитору, и поделиться своими впечатлениями от потрясающей рахманиновской музыки и увиденной кинокартины, повествующей о нескольких годах жизни музыканта. Как известно, воплощение на экране образов легендарных личностей – дело наисложнейшее и удаётся довольно редко. Не стала исключением и лента Лунгина. Картина вызвала споры и неоднозначные оценки аудитории. Её сочли не адекватной масштабу Рахманинова, к тому же картина (как водится сегодня) грешила явно выраженной антисоветской направленностью и некоторым упрощением образа главного героя и событий, в которых он оказался. Впрочем, среди ряда документальных фильмов и передач, посвящённых Сергею Васильевичу, было и несколько замечательных, напомнивших нам о его биографии и судьбе.
материал подготовили: Владимир Межевитин,
Сергей Ольденбургский