6 декабря состоялся круглый стол, посвященный Е.А.Болховитинову в его одноименной школе. В школе №38 помнят митрополита и понимают его важный вклад в отечественную историю, читают его труды и проведение таких встреч с краеведами города приветствуются. Были сообщения о жизни и деятельности, были показаны фрагменты документального фильма о Болхофитинове. На круглом столе кроме учеников школы и преподавателей присутствовали Владимир Елецких, краевед, издатель книг; Александр Юрасов, краевед, писатель; Сергей Шахов, профессор ВГУИТ; Тамара Партолина, поэт, член союза военных писателей. Со вступительным словом к участникам круглого стола обратилась директор школы №38, Бугакова Юлия Александровна. Были стихи о митрополите. И, конечно же, подарки – книги для школы. Спасибо организаторам за полезную и познавательную встречу.
Наша Справка:
Видный славянский археограф, собиратель и исследователь воронежских, вологодских, новгородских, псковских, киевских древностей митрополит Евгений (Болховитинов) вошел в русскую историю как иерарх Русской православной церкви, неутомимый собиратель исторических документов по истории Руси, Украины, Грузии. Особое значение имя Болховитинова имеет для Воронежского края, начало изучению истории которого он положил. В Воронеже ежегодно проходят «Болховитиновские чтения» при поддержке Министерства культуры РФ в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Именем Евгения Болховитинова в Воронеже названы: улица, средняя школа № 38, Областная типография-издательство. Однако, в современной научной литературе имя Е.А. Болховитинова не освещается в достаточной объеме, что негативно влияет на изучение его огромного творческого наследия. До сих пор исследованию жизни и трудов Е.А. Болховитинова не посвящено комплексной монографии, где могли бы быть раскрыты его научные и общественные взгляды. В разное время по объективным причинам его наследие оценивалось от восторженных до унизительных комментариев. И во все времена поднимался вопрос, почему человек, который посвятил всю свою жизнь собиранию, систематизации различного рода исторических источников и их переработки, оставил множество книг после себя, выступал как ревностный защитник сохранения исторических памятников, всегда оставался в тени своих более известных современников. В данной связи, обращение к анализу исторических трудов Е. Болховитинова, в том числе его роли в становлении воронежского краеведения, представляется, безусловно, актуальным.
В изучении творческого наследия и деятельности Евфимия Болховитинова можно выделить три периода: дореволюционный, советский и современный.
Дореволюционный период считается началом изучения творческого наследия Е. Болховитинова. Первой и единственной на сей день монографией, посвященной Евгению, считается книга Е.Ф.Шмурло «Митрополит Евгений как ученый. Ранние год жизни», в которой автор ставит вопрос о роли и месте митрополита Евгения в ряду русских историков.
В издании церковного историко-археологического комитета «Воронежская старина» даются ценные сведения о годах преподавания Евфимия в Воронеже. Благодаря изданию, можно проследить его движение по карьерной лестнице, с какими проблемами сталкивался, какие материалы по истории его волновали и интересовали.
В советское «атеистическое» время деятельность священнослужителя Е.А. Болховитинова практически не изучалась, анализу его научного наследия не было посвящено фундаментальных работ. Воронежский период жизни Евгения, его вклад в историческую науку губернии, преподавательская деятельность Болховитинова, рассматривается лишь в обобщающей работе «Очерки литературной жизни Воронежского края XIX – начала XX века».
С распадом Советского Союза и освобождением исторической науки от идеологического воздействия исследователи стали проявлять интерес к различным аспектам отечественной истории, ранее находившимся «под запретом». Не осталась без внимания и деятельность Е. Болховитинова, анализ которой представлен в ряде современных статей и очерков.
Так, в своем небольшом исследовании «Житие Митрополита Евгения (1767-1837)» А.М.Аббасов описывает творческий путь Е.А. Болховитинова, становление его как историка, дает характеристику исторических работ, а также оценку его роли в становлении воронежского краеведения.
Исследователь Н.И.Солнцев предпринял попытку исследовать исторические взгляды митрополита Евгения Болховитинова. Он увидел в трудах ученого-архиерея провиденциальную историческую концепцию, которая определяет характер изложения исторических событий. По мнению Солнцева, в работах митрополита Евгения исторический процесс является механическим взаимодействием таких факторов, через познание которых достигается раскрытие действия Провидения в истории. Жервэ Н.Н. в статье «Усердный ревнитель просвещения», анализирует его научные работы и вклад в историческую науку.
Корниенко Н.Г. в работе «Преодоление. Черноземный край в судьбах замечательных людей XVIII-XIV веков» ставит Е.Болховитинова на первое место среди краеведов Воронежа, связывая с его именем начало развития краеведения в Воронежской губернии.
Белозерцев Е.П. в работе «Философско-педагогическое наследие отчего края» рассмотрел научную деятельность Е. Болховитинова и представил его в качестве одного из главных деятелей русского Просвещения и одного из виднейших иерархов русской православной Церкви. Автор отметил, что научные труды Е.Болховитинова имеют важное духовно – интеллектуальное значение для Воронежского края.
Источниковая база исследования представлена трудами самого Е. Болховитинова. Следует отметить «Полное описание жизни святителя Тихона Задонского», собранное из устных преданий и записок очевидцев. Это произведение дало начало научным изысканиям автора. Безусловно, важным источником по теме исследования является фундаментальный труд Е.А. Болховитинова «Историческое, географическое, экономическое описание Воронежской губернии[9]». Это первый комплексный исторический труд, посвященный истории Воронежской губернии. Работа представляет для нас высокую ценность, поскольку источники, которые использует Е.А. Болховитинов не дошли до нас в первоначальном виде.
Евфимий Алексеевич Болховитинов родился в Воронеже 18 декабря 1767 г. в семье священника Ильинской (Входо – Иерусалимской) церкви, которая находилась в историческом центре Воронежа, там, где в самом конце XVI века была заложена деревянная пограничная крепость[10]. Отец Болховитинова был служилого происхождения и предки его, дворяне Болховитиновы, в XVII веке переселились в Воронежский край из Орловской губернии.
А.А. Болховитинов служил в приходской церкви Ильи Пророка, стоящей возле их дома. С рождением в 1774 г. в семье Болховитинова второго сына Алексея семилетнему Ефиму стало уделяться меньше времени. Правда, к тому моменту, отец определил его в архиерейский хор при Благовещенском кафедральном соборе. Там он находился на полном обеспечении. У преподавателей он был на хорошем счету.
Помимо брата Алексея у Евфимия была сестра Ефросинья, старше на 14 лет, впоследствии вышедшая за священника Галаренкова, брат Алексей, родившийся в 1774 г. и умерший в 1831 г. в чине коллежского советника и другой брат, Григорий, бывший священником и, после смерти жены своей, поступивший в монахи.
В 1776 г. неожиданно скончался отец Болховитинова. После его похорон все заботы о воспитании детей легли на плечи вдовы. В октябре 1777 г. мать исходатайствовала у церковного начальства разрешения на зачислении Евфимия сразу же во второй класс (синтаксический) духовной семинарии. Зная его старание и тяготение к наукам, начальство не возражало против перехода через одну ступень. За четыре года он досконально изучил историю, географию, грамматику и арифметику. Учеба в семинарии, занятия в церковном хоре, забота о младшем брате и старшей сестре до предела заполняли его рабочий день. Следует заметить, что смерть отца рано сделала его взрослым и приучила во всем полагаться только на собственные силы.
В 1782 году Болховитинов перешел в класс риторики и в числе 34 учеников отмечен «отличных дарования и прилежания», как сирота, он пользовался казенным пособием. В классе риторике Евгений проучился 2 года, когда наступили летние каникулы 1785 г., он подал прошение преосвященному Воронежскому епископу Тихону III «об увольнении его в Московское училище для окончания учения своего». Епископ удовлетворил ходатайство и дал Евфимию жалование для содержания себе в Москве.
Таким образом, на пороге восемнадцатилетнего возраста Евфимий Болховитинов успел выказать свои природные дарования и склонность к труду в связи с любознательностью, успел обратить внимание своего начальства и, при содействии последнего и за счет семинарии, «в надежду учительства», был послан в Москву в славяно-греко-латинскую академию, где по приезду и зачислен в число студентов в 1785 году.
В академии Е.А. Болховитинов учился легко и непринужденно, с увлечением осваивая учебную программу. В свободное от занятий время посещал лекции в университете, где вскоре близко сошелся со многими видными людьми. Часто он бывал на заседаниях кружка ученого и просветителя Н.И. Новикова. Там же он познакомился с историком Д.Н. Бантыш — Каменским, оказавшим заметное влияние на его духовное развитие. В автобиографии Болховитинов писал, что в академии «обучался полному курсу философии и потом богословию, а сверх того, греческому и французскому языку; вместе с тем записался на лекции Московского университета, в коем слушал курсы всеобщей нравственной философии и политики у Шадена, опытной физики у Роста, французского красноречия у Бодуэна, а немецкого языка у Гейма. Годы, проведенные в Московской академии, были драгоценны для Евфимия. Здесь он основательно изучил не только богословские науки, но еще греческий и французский языки. Здесь же он мог познакомиться с состоянием исторической науки и получить особенную склонность к историческим изысканиям. Но что особенно важно – здесь он познакомился с новейшими направлениями в философии и литературе.
После окончания академии в 1788 г. Болховитинов вернулся в родной Воронеж. В городе он поселился на казенной квартире в здании семинарии и первый месяц жил еще без должности, пока его не назначили учителем риторики и французского языка.
Получив в 1789 г. назначение учителем в Воронежской духовной семинарии, Болховитинов зарекомендовал себя, как способный и деятельный преподаватель. В виде особого приватного курса (в классе риторики) он вводил преподавание греческих и римских древностей. На сколько усвоил Болховитинов в Москве французскую речь, видно из того, что в классе он говорил часто с учениками на этом языке, а когда в 1792 г. через город проезжал на место нового своего служения Тихон, бывший епископ Воронежский, то Евгению поручено было приветствовать бывшего владыку речами на французском.
Будучи учителем в Воронежской духовной семинарии (1789-1800 гг.), из семинаристов Болховитинов создал кружок переводчиков, занявшихся переводом иностранных книг на русский язык. В период Французской буржуазной революции члены этого кружка перевели на русский язык и издали сочинения Ненота «Вольтеровы заблуждения», в котором содержалось большое количество материалов о свободолюбивом Вольтере, в том числе и его биография, написанная самим Болховитиновым.
Болховитинов изучал с семинаристами французские языки, чтобы познакомить их с сокровищами французской литературы. Он давал в руки семинаристов и сочинения вольнодумцев, и самого Вольтера. Вместе с ними переводил с французского языка и разбирал сочинения Вольтера. И в это время, когда с таким трудом издавались книги, он добивался печатания перевода этой апологетики, сделанного его питомцами-семинаристами. Надо представить себе эти вечера, проведенные юношами для размышления об увлечениях и ошибках Вольтера, надо учитывать их пытливый труд над переводом, в постоянном общении с наставником, который и руководил ими, и редактировал их перевод – чтобы понять, какое громадное образовательное влияние имел этот человек над семинаристами.
Под его руководством был издан сборник «Торжество воронежской семинарии», в котором были напечатаны стихи семинаристов. Впоследствии многие члены этого кружка заняли видное положение в обществе: И.Ставров, будущий друг Кондратия Рылеева, стал преподавателем греческого языка в семинарии; С. Юшков, поэт, автор первой воронежской пьесы «Опыт дружбы» и корректор воронежской типографии; И. Зацепин, преподаватель семинарии и физик-самоучка и другие.
Впрочем, под влиянием французской революции, в 1794 г. было запрещено преподавание французского языка. После отмены запрета в 1797 г. Болховитинов снова открыл французский класс в семинарии и уже для старшего курса.
Ставший префектом, Болховитинов составил «Конспекты учения, по которым в Воронежской семинарии были преподаваемы лекции», и здесь предъявил наставникам гораздо более серьезные требования, чем те, которые были прежде. Сравнение этого конспекта по содержанию с краткой программой той же семинарии за 1785-1786 учебный год сразу показывает, насколько они полнее и обстоятельнее, насколько человек, его выработавший, основательнее знаком был с объемом курса и постановкой всего учебного дела.
Определив новую программу семинарского курса в своем «Конспекте учений», Болховитинов должен был пролагать новые пути в преподавании, так как прежнее руководство, составленное по выдержанному схоластическому методу, оказывалось устарелым, а новых еще не было на русском языке. Он берет на себя труды перевода, и приспособления иностранных сочинений к воззрениям Русской Православной церкви. Так, он переделывает курс общей церковной истории Мосгейма, самого видного историка Германии XVIII века. Параллельно этому систематическому курсу, Болховитинов составляет книгу «Всеобщая хронология знаменитых мужей, прославившихся искусствами, науками, изобретениями и сочинениями во всем свете от начала мира до наших дней». В то же время он излагает герменевтику, то есть правила толкования Священного Писания по руководству немецкого богослова Рамбаха. А по догматическому богословию он составляет собственное руководство. Наконец, он переводит сочинение аббата Трюбле о красноречии в учебное руководство для тех же семинаристов.
Излагая в церковной истории несомненные исторические факты, путем критики исторических повествований и требуя от толкователей Священного Писания способности проникать духом предмета, Евгений от церковной проповеди требовал прежде всего живого и одушевленного чувства. Проповедь должна была вытекать из самой глубины души и отнюдь не должна быть рассчитана на впечатление высокопарной фразой. «Надо избегать пышного стиля, а подражать миссионерам в простой их речи, их благочестивой и умилительной скромности, — и действие ваших слов будет разительно.
В творчестве Болховитинова воронежского периода важное место занимает перевод поэмы выдающегося английского поэта Александра Попа «Опыт о природе человека», посвященной происхождению зла в мире. В 1793 году Евфимий опубликовал перевод другого сочинения А. Попа – «Различные мнения». Интерес к подобным произведениям, проникнутым верой в лучшее будущее, свидетельствовал о том, что в болховитинском кружке сильны были традиции Новикова, мечтавшего о мирном переустройстве общества путем нравственного воспитания людей и распространения просвещения.
Живя в Воронеже, он составил «Всеобщую хронологию знаменитых мужей, прославившихся искусствами, науками, изобретениями и сочинениями во всем свете от начала мира и до наших дней». Это был очень громоздкий труд. На каждую «персоналию» приходилось от 3 до 10 строк. Но уже тогда стало ясно, что Болховитинов тяготеет к систематизации определенного материала (в данном случае он хотел выявить определенный поступательный процесс в развитии литературы, искусства, науки). К тому же такая работа носила и просветительский характер, что отражало веяния эпохи. После этого произведения, у Евфимия появилась идея создания «Словаря русских писателей», над которой он будет работать много лет.
Кипучая энергия префекта стремилась найти выход в общественной работе. По его инициативе в Воронеже оформился литературный кружок, вошедший в историю как «Болховитиновский». Значительно позже в одном из своих писем Евфимий Алексеевич признавался: «Я слышал, что нас за тесное знакомство в Воронеже называли масонами и знатниками, так кто же после этого захочет с ним знаться?».
Члены кружка собирались в дворянских клубах, в доме Болховитинова и других местах. Вопросы, обсуждаемые на заседаниях, были самыми разнообразными – о состоянии русской литературы и поэзии, политических событиях в мире, о музыке, театре, новых книгах и издательском деле. Кружок этот просуществовал до 1806 г., даже, несмотря на неожиданный отъезд Болховитинова из Воронежа. Важной заслугой его членов явилось создание ими в городе губернской типографии, которую привез из Москвы С.И. Селивановский. Типография вступила в строй 14 мая 1798 г. Ее первым директором стал член кружка Григорий Андреевич Петров. Типография располагалась в здании Главного народного училища. На первых порах она регулярно печатала произведения членов литературного кружка. Руководя всем учебным процессом, давая семинаристам руководство по разным богословским предметам, направляя их развитие путем подбора книг для чтения и переводов с французского языка, Болховитинов часто выступал перед семинарской аудиторией с диссертациями по вопросам науки, наиболее интересными для самого автора. Здесь он излагал мысли о естественном богопознании, о причинах религиозных несогласий и споров между христианами о предрассудках, то есть религиозных заблуждениях. И так как эта живая мысль развивалась в определенное православно-христианское убеждение, при свете широкого философского образования, то диссертация Болховитинова не могла не иметь сильного образовательного и воспитательного влияния на его питомцев – семинаристов. Под влиянием даровитого наставника, они и сами писали диссертации и выступали с ними на торжественных собраниях, при этом Болховитинов прочитывал и исправляет их прежде, чем допустить к произведению. Как префект, Евгений, в течение 10 лет заведовал техникой педагогического дела и административной стороной семинарской жизни. В его действиях и распоряжениях, прежде всего, сказывались традиции Платоновской школы. Лекции свои излагал он на родном языке; как префект, не допускал телесных наказаний в стенах вверенного ему заведения; семинарская библиотека приведена была в порядок и пополнялась. Впрочем, после новгородской и Троицко — лаврской она была самой полной из всех тогдашних библиотек России, превосходя даже и некоторые академические.
Но Болховитинов, приводя в образцовый порядок и пополняя семинарскую библиотеку, действовал не только как библиотекарь, а как настоящий живой деятель просвещения, он приобретал книгу, чтобы использовать ее для развития молодых умов.
Для этого он совершил специальную поездку в Москву в 1792 году и там приобретал самые солидные издания того времени по разным предметам, в том числе и сочинения французских вольнодумцев. И здесь, как раньше в своем стремлении учиться, он находил высоких покровителей в лице Воронежских епископов Мефодия и Иннокентия, бывших выдающимся духовными писателями – членами Российской академии.
В общем, библиотека за время 1789-1795 гг. увеличилась на 520 экземпляров и к 1800 году владела более чем 5000 названий. Во время управления семинарией Евфимием выписывались газеты: Политический журнал, Московские и Санкт-Петербургские ведомости. Личная библиотека Евфимия уже к этому времени, была тоже довольно солидных размеров.
Собственно как преподавателю, Болховитинову, вероятно, пришлось, немало потрудится над своими лекциями. Следуя обычаям времени, он держался общепризнанных образцов и по ним обрабатывал свои курсы. Таковы его труды по Всеобщей церковной истории, герменевтике, Догматическому богословию и Греческой грамматике. В то же время он составлял из года в год массу «диссертаций», работая над ними или непосредственно сам, или принимая деятельное учение в составление их учениками.
Такова была работа Болховитинова в Воронежской семинарии. И неудивительно, что это семинария, стоявшая очень невысоко в 70-80 годах XVIII века, в 90-х годах достигла цветущего состояния и выпустила из своих стен целый род выдающихся деятелей, оставивших свои имена в местной истории.
Помимо преподавательской деятельности Болховитинов занимался в Воронеже и историческими изысканиями. Первым местно-историческим трудом его стало «Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного». Вслед за тем Болховитинов подготовил к печати поучения своего современника и покровителя, Епископа Воронежского Иннокентия. Эти две работы самым естественным образом наталкивали его на мысль составить биографии всех живших до него воронежских епископов, что он и выполняет в «Кратком летописце пресвященных воронежских», а затем в составленной, по всей вероятности, им же «Истории Воронежской семинарии», сохранившейся в рукописи.
В «Описании жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого» Е. Болховитинов так определяет свою задачу: «Сохранить в памяти имя, жизнь, подвиги, наставления и благотворные деяния мужей благочестивых и добродетельных обязует нас глас совести и закон божественный». По мысли профессора Е.П. Белозерцева, «слова эти показывают, что в основе подлинного научного познания лежит не любопытство ученого, даже не стремление к «истине», а духовные установки – «глас совести» и «закон божественный». Подлинная «связь поколений» есть дело Совести, а не только человеческой памяти, которая бывает не слишком долгой и почтительной. А совесть, она ведь не человеческое свойство, в ней глас Божий повествует о высшем предначертании человека. Это весть, идущая к человеку и направляющего его к иному, то есть, к истинному. Поэтому совесть, как «оракул из вечного мира», есть основа и исторической науки, и подлинной жизни. «Сию память и сей пример их добродетели, — говорит Е. Болховитинов, — достоит передавать их потомству, как для подражания, так и для славы». Итак, историческая наука есть духовное восстановление соборной связи поколений. Принцип этот положен Е. Болховитиновым, и нужно сказать, он дал поразительные плоды. И раскрыт сугубо русский способ научного деления – делания через экзистенциональные потрясения. Оно всегда будет давать результат совсем не похожий на тот, который рождается в уютных кабинетах западных схоластов – теоретиков, где производится не истина «живой жизни», а логический конструкт духовно обеспложенного ума».
«Полное описание жизни святителя Тихона Задонского» — начало всех научных дел будущего ученого монаха. Здесь выстраивается определенная смысловая иерархия, духовная методология: вход в Отчий край через святителя этого края. В дальнейшем, занимаясь описанием Новгородской, Псковской и других российских регионов, митрополит Евгений следует примеру описания края через описание его духовных святынь.
Таковы были первые частные работы Евгения Болховитинова в области местной истории. Но, уже работая над ними, он постоянно знакомился с материалами, касающимися всей местной истории. Трудно было приступить к этой работе, так как у автора не было предшественника собственно по Воронежской истории. Да и в общей русской истории не только не было полных научных курсов, но и сами источники истории не были обнародованы. Надо было перечитать многочисленные документы, хранившиеся в разных местных архивах, надо было собрать и проверить многочисленные известные предания, надо было перечитать и сохранить для потомства случайные записки очевидцев и современников исторических деятелей.
В 1793 году Е.А. Болховитинов обвенчался с дочерью липецкого купца Анной Антоновной Расторгуевой, которая была на десять лет моложе его. Брак длился недолго: жена умерла 21 августа 1799 г., трое детей скончались во младенчестве: Андриан (26 августа 1794 – 25 марта 1795), Николай (9 марта 1797 – 3 августа 1798) и Пульхерия (3 августа 1798 – 9 июля 1799). Все они были погребены на Чижовском плацдарме близ церкви Иоанна Предтечи.
После смерти детей и жены Е.Болховитинов пытался заглушить напряженной научной работой. В 1799 г. из под его пера вышли в свет книги: «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия», «Рассуждение о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской церкви». Здесь же в последних числах 1799 г. вышла книга и по истории Воронежской губернии — «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». В 1800 г. ее переиздали в Москве. Это был капитальный историко-краеведческий труд о губернских и уездных центрах Воронежской губернии, древнейшей истории края. В его основу были положены богатейшие архивные материалы, редкие источники и документы.
По словам литературоведа О.Г. Ласунского, «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» — это истоки нашего краеведения. Предшественников у автора не было. И хотя Болховитинов открывал не какую-нибудь заморскую Америку, а всего-навсего обыкновенную российскую губернию, он вполне заслужил в наших глазах звание Воронежского Колумба.
Анализ источниковедческой базы его произведения свидетельствует, что им использовались архивные материалы: «Описание Воронежской губернии» 1777 года, различные сведения комиссии подполковника Костроминова по изучению губернии, ученый проштудировал «ревизские сказки» 1795 г., использовал материалы многих уездных, сельских церковных и монастырских архивов, среди которых имелись церковные исповедальные росписи, указы, грамоты, писцовые книги. В его работе даны обильные ссылки на русские летописи, труды греческих историков Геродота, Страбона, византийских писателей. Ссылается он на труды русских историков И.Н. Болтина, И.И. Голикова, В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, А.И. Мусин-Пушкина, Г.Ф. Миллера и др. Все это придало книге большую научную ценность. До революции книга Е.А. Болховитинова издавалась всего лишь один раз, да и то в журнальном варианте в «Воронежской старине». Затем издание было полностью воспроизведено (факсимильным и обычным способом) в первом выпуске серии «Историко-литературные памятники воронежского края» (Воронеж, 2011); научным редактором выпуска стал профессор ВГУ А.Н. Акиньшин. Тираж книги, рассчитанный на широкий круг любителей региональной старины, отпечатан в областной типографии, которая с 1998 г. приобрела и статус самостоятельного издательства. Она носит имя подвижника просвещения Е.А. Болховитинова.
Болховитинов выступил здесь сразу в нескольких ипостасях: он и летописец, и географ — топонист, и статистик, и экономист и блистатель. Исследование вобрало в себя такой колоссальный объем первородных сведений, что и доселе наши ученые припадают к нему, точно к живительному роднику. «Прабабушка современных краеведческих монографий», болховитинская книга продолжает служить людям.
Е. Болховитинов, пожалуй, одним из первых в стране стал пользоваться архивными материалами при подготовке рукописей. По стилю, манере изложения, его работа носила летописный характер. И поныне она не потеряла своего прикладного значения и числится в разряде библиографических раритетов. В 1801-1809 гг. книга была размещена по различным азбучным статьям в Географическом словаре Афанасия Щекатова, изданном в Москве.
Книга Е.А. Болховитинова состоит из нескольких частей. Первая часть – «Всеобщие исторические сведения о Воронежской губернии по месту, жителям, пространству и произведениям оной» представляет собой историко-географическое и статистико — экономическое описание всей губернии. Второй раздел – это «Исторические сведения о городе Воронеже». Автор — сторонник отсчета истории города с летописных времен, с 1177 года. Историю города автор дополнил подробным описанием воронежских соборов, монастырей, церквей, сведениями о пригородных слободах, промышленных предприятиях, улицах и наиболее значительных зданиях. Им дана история Воронежской духовной семинарии, перечислены все ее ректоры и префекты. Здесь же дано «Описание Воронежского уезда». Далее идет – «Описание уездных городов», где раскрывается история девяти уездных городов. Заключительная часть книги – «Описание Воронежской епархии», берущей начало с 1682 г. Книга снабжена научными комментариями автора.
«Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» – это своеобразная краеведческая энциклопедия, дающая, может быть, впервые в отечественной науке философский облик края: здесь всестороннее видение родной земли – помимо перечисленных исторических, географических, экономических пластов, присутствует и топомический, и религиозный, особенно православный.
Болховитинов работает в архивах губернского правления, консистории, монастырских, церковных. Он заносит в свою книгу местные предания, подвергая их исторической критике. Ссылки Болховитинова на первоисточники были основаны на действительном изучении их, а не на поверхностном знакомстве. И недаром, поэтому, «Описание Воронежской губернии», в течение целого столетия было основой не только для изучения местной истории, но по своей обоснованности и проверенности данных стояла в числе официальных документов.
«Описание Воронежской губернии» было последним, так сказать, завершительным трудом Болховитинова в Воронеже. Сам автор считал свое дело оконченным, но им заинтересовался Воронежский губернатор Сонцев, пожелавший, чтобы она была поднесена Павлу I. Болховитинов, уже принявший монашеское имя Евгений, согласился на это, только под условием, чтобы он был в стороне от этого поднесения, и чтобы книга была поднесена императору через генерал-прокурора. Когда же генерал-прокурор предложил ему лично поднести книгу, Евгений не согласился на это, «дабы не быть нахальною выскочкою». В результате получилось то, что губернатор поднес книгу Александру I от своего имени, за что и получил бриллиантовую табакерку в полторы тысячи рублей. Почти одновременно с этим использовали труды Евгения. Московские издатели «Географического словаря Российского Государства» Максимович и Щекатов, перепечатавши почти всю книгу его. Сам Евгений, по видимому, не получил никакого поощрения за этот свой труд. Но он послужил для него первым крупным опытом научно-исторической работы.
Резюмируя, следует отметить, что Евфимий Болховитинов родился, вырос и получил первое образование в Воронеже. За непродолжительное время работы в Воронежской духовной семинарии заслужил авторитет среди учеников и преподавателей, поднялся по карьерной лестнице до префекта. Но личное горе – смерть жены и детей – круто изменило его дальнейшую жизнь, и в марте 1800 года Болховитинов покинул родной город навсегда.
Материал к публикации подготовил Сергей Ольденбургский, фото автора.Видео фильма предоставлено Александром Юрасовым.