(к 100-летию со дня рождения Владимира Этуша)
Своими боевыми орденами и медалями народный артист СССР Владимир Этуш гордился больше, чем призами и наградами, полученными в мирное время. И это понятно: человек, прошедший страшную войну, видевший смерть товарищей, хорошо понимал цену подвига, цену жизни и всегда жил с чувством благодарности к тем, кто погиб, не увидев Победы, лучшего времени, кто отстоял страну, подарив нам мир и судьбу. В своих интервью известный актёр говорил об этом не раз…
Будучи студентом щукинского училища, Владимир Этуш ушёл на фронт добровольцем. Сначала оказался на курсах военных переводчиков, а затем в составе стрелкового полка воевал в Кабарде и Осетии, освобождал Ростов-на-Дону, Украину… После тяжёлого ранения он демобилизовался в 1944 году и вернулся на студенческую скамью.
По окончании учёбы в 1945 году стал Этуш актёром Московского академического театра имени Вахтангова. Первая большая роль – Лаунс в спектакле «Два веронца» по Шекспиру – принесла успех. В ней он продемонстрировал свободу импровизации, находчивость, темперамент, искромётный юмор и огромное обаяние. Вскоре о нём стали говорить как об актёре, умеющем создать цельный и яркий характер даже в небольшой роли. От филигранно сыгранных эпизодов закономерно перешёл артист к воплощению сложных, разноплановых образов.
Среди незабываемых сценических ролей – Дорогомилов («Кирилл Извеков» К.А. Федина), Меньос («Ангелы» А. Севастик-оглу), Барин-англоман («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Свидерский («Двенадцатый час» А.Н. Арбузова), Блендербленд («Миллионерша» Б. Шоу), Купо («Западня» Э. Золя), Бенкендорф («Шаги командора» В. Н. Коростылёва), Журден («Мещанин во дворянстве» Мольера), Отто Марвулья («Великая магия» Э. Де Филиппе), Коршунов («Чем люди живы» Г. Я. Бакланова), Мерикур («Будьте здоровы!» П. Шено), Арье Лейб («Закат» И.Э. Бабеля), Элвуд («Белый кролик» М. Чейза), Князь К. («Дядюшкин сон» по Достоевскому), Вальтер («Пат, или Игра королей» П. Когоута)…
Мастер импровизации, капустников, розыгрышей, Этуш неповторимо смешно представлял Бригеллу в знаменитом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот» (К. Гоцци) – своеобразной визитной карточке театра. Высочайший профессионализм, точность и выверенность каждого движения, интонации и взгляда, собранность и ответственность артиста всегда придавали его персонажам значительность и масштабность.
Актёрский диапазон Владимира Этуша в театре был широк – от буффонады и сатиры до глубокого драматизма и подлинной трагедии. На театральных подмостках оттачивалось его мастерство, а широкий зритель познакомился с ним в кино, где созданные Этушем образы, вроде неудачливого жениха Саахова в «Кавказской пленнице», инженера Брунса в «Двенадцати стульях» или Короля в «Старой, старой сказке», – стали нарицательными.
Дебютировал в кинематографе актёр в 1953 году, сыграв Сеид-Али («Адмирал Ушаков»). Каждая его роль в кино, даже небольшая, обращала на себя внимание зрителей. Среди них были: Мартини («Овод»), Мамедов («Время летних отпусков»), Калоев («Председатель»), Пьетро («Тень»), Шпак («Иван Васильевич меняет профессию»), Король Бурухтании («Неисправимый лгун»), Карабас-Барабас («Приключения Буратино»), Факир («Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»), Бабадул («Дюма на Кавказе»), Король Гастон («Ослиная шкура»), «Монарх» («Классик»)…
Он был одним из узнаваемых и уважаемых актёров на всём пространстве бывшего Союза. Полного артистизма, юмора, оптимизма, но и требовательности, профессора Владимира Абрамовича Этуша любили не только зрители, но и его воспитанники по щукинскому училищу. Их много, ибо народный артист СССР Этуш преподавал в «Щуке» с 1945 года (а с 87-го являлся ректором этого театрального вуза). Кстати, среди выпускников знаменитого училища есть и воронежцы, достаточно назвать хотя бы педагогов института искусств: Владимира Сисикина, Галину и Владимира Разуваевых, Алексея Дундукова…
P.S. Сегодня, вспоминая Владимира Этуша и его поколение – фронтовиков и людей, работавших в тылу, принёсших нам Победу, – обращаешься к их откровениям, посвящённым войне. Среди них, например, есть и такое, принадлежащее поэту-фронтовику, публицисту, литературному критику Владимиру Сергеевичу Бушину:
Я на войне зелёным был юнцом,
И если б долголетья тяжким даром
Как фронтовик был наделён Творцом,
То мог предстать бы пред Его лицом
Последним самым, хоть не самым старым.
Подумать страшно: вся ушла братва…
И что такое Т-34,
Сорокапятка, Пэ-пэ-ша, У-2
И прочие старинные слова
Я буду понимать один лишь в мире.
Но и один я в майский день приду
К Могиле Неизвестного Солдата.
А если кто-то бросит на ходу,
Увидев, что гвоздики я кладу:
– Какой сегодня праздник? Что за дата? –
А если кто-то будет сквозь смотреть
На выцветшие орденские планки,
То лучше мне сегодня умереть,
Чем заживо среди живых гореть
В забвения тяжёлом танке!
материал подготовил: Владимир Межевитин