(к 100-летию со дня рождения С.И. Ростоцкого)
Мало кто знал, что этот замечательный режиссёр, отличавшийся доброжелательностью, человечностью и необычайным трудолюбием, был инвалидом войны. Но даже потеряв ногу на фронте, Станислав Ростоцкий свою мечту о кинематографе оставить не мог. Он, как легендарный лётчик Маресьев, превозмогая всё, вернулся «в строй» и снимал свои удивительные фильмы с такой отдачей и таким талантом, что зрительские сердца неизменно наполнялись любовью и благодарностью, светом и добром…
Он долгие годы дружил с воронежским писателем Гавриилом Троепольским и с актёром кольцовского театра Алексеем Черновым, которого снимал во многих своих фильмах. Не раз бывал в Воронеже на премьерах своих фильмов и творческих встречах со зрителями.
Станислав Иосифович Ростоцкий – один из тех кинорежиссёров, чьи фильмы по праву считаются классикой отечественного кинематографа. «Дело было в Пенькове», «Майские звёзды», «На семи ветрах», «Герой нашего времени», «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо», «Эскадрон гусар летучих» – всё это фильмы, признанные не только отечественными зрителями и специалистами, но и поклонниками кинематографа многих стран мира.
Первые шаги Ростоцкого в кино оказались связаны с именем Сергея Эйзенштейна. Когда Ростоцкий учился в шестом классе, в школу пришла помощница режиссёра и, понаблюдав за ребятами, вручила ему приглашение на студию «Мосфильм», где Эйзенштейн отбирал будущих участников съёмок для фильма «Бежин луг». Картина эта в итоге так на экраны и не вышла, но знакомство Станислава с великим мастером состоялось. Спустя три года уже принявший решение связать свою жизнь с кино Ростоцкий написал сценарий по повести А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин» и нашёл возможность передать его Эйзенштейну. При встрече 16-летний Ростоцкий заявил мэтру, что согласен на любую работу, лишь бы находиться рядом с мастером и учиться у него. Первой задачей, которую поставил Эйзенштейн молодому Ростоцкому, было знакомство с искусством во всей его полноте. Помимо русской классики будущий режиссёр должен был основательно изучить лучшую мировую литературу, изобразительное искусство, музыку. Эти первые уроки Эйзенштейна Ростоцкий запомнил на всю жизнь. Вскоре началась война, и Станислав, прервав учёбу ушёл на фронт. В 1944 году Ростоцкий в бою попал под танк, в результате чего лишился ноги и всю оставшуюся жизнь передвигался с помощью протеза. После лечения и демобилизации он поступил во ВГИК на курс Г. М. Козинцева.
Студенчество Ростоцкого длилось 7 лет – из-за того, что параллельно с учёбой он работал у Козинцева на съёмках. Первой самостоятельной работой Станислава Ростоцкого стала «Земля и люди» – по циклу рассказов нашего земляка Гавриила Троепольского «Прохор семнадцатый и другие», которая рассказывала о тогдашних проблемах села. Сельским жителям был посвящён и следующий кинофильм режиссёра – «Дело было в Пенькове» (1958), получивший приз Всесоюзного кинофестиваля. Почти все следующие картины Ростоцкого восторженно принимались зрителями и удостаивались престижнейших отечественных и зарубежных наград. Картины «А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1977) номинировались на «Оскар» – приз, который в 70-х – 80-х годах отмечал ещё незаурядные фильмы, в отличие от времён сегодняшних.
В конце 80 – начале 90-х годов система советского кинематографа оказалась разрушенной. Кино снимали мало и едва ли не все знаменитые режиссёры оказались не у дел. В известной степени этому поспособствовал печально известный V съезд Союза кинематографистов СССР, состоявшийся в 1986 году на перестроечной контрреволюционной волне. Делегаты съезда, получив, наконец, свободу слова, сполна воспользовались возможностью вытащить на свет все свои обиды и претензии. Подверглись незаслуженной и несправедливой критике такие мастера как Бондарчук, Матвеев, Кулижданов, Наумов, Ростоцкий… По словам супруги режиссёра, актрисы Нины Меньшиковой, после того съезда Ростоцкому и многим другим оправиться так и не удалось.
В последний период жизни отдушиной для Ростоцкого стал ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу», с 1993 года проводящийся в Выборге. Ещё в 80-х Ростоцкие приобрели в этом городе дом и стали проводить здесь летние месяцы. Помимо насыщенной кинематографической жизни Выборг привлекал Ростоцкого отличной рыбалкой, которая была страстью Станислава Иосифовича. «По профессии я рыбак, а режиссура – это хобби», – иногда шутил он.
В августе 2001 года по пути в Выборг на очередной кинофестиваль сердце Ростоцкого остановилось. Находясь за рулём «Волги», он почувствовал острую боль и успел остановить машину. Прибывшие на место врачи установили, что смерть наступила вследствие инфаркта. Через 4 года трагически погиб и сын Станислава Иосифовича – талантливый актёр и режиссёр Андрей Ростоцкий, сорвавшись со скалы, на которой должны были проходить съёмки его нового фильма… Нам остались их картины – светлые и искренние.
материал подготовил: Владимир Межевитин