(к 75-летию со дня рождения народной артистки России)

У этой удивительной актрисы было всё, чтобы стать настоящей звездой сцены – яркой и неповторимой. И она стала лидером не только знаменитого Академического театра драмы, но и всей театральной жизни Воронежа. Её солнечное обаяние, профессионализм, потрясающая внешность, чувство юмора и уникальные организаторские способности сделали Людмилу Кравцову личностью, без которой нельзя было представить жизнь воронежской сцены нескольких последних десятилетий. А также нельзя было представить без неё и работы городского Дома актёра, который народная артистка России успешно возглавляла многие годы, будучи председателем отделения Союза театральных деятелей

Она дебютировала в 65-ом году в постановке замечательного режиссёра Германа Меньшенина по пьесе Лопе де Веги «Дурочка», где сыграла Нису. Потом были и другие роли в пьесах современного и классического репертуаров, в которых молодая актриса доказала, что способна на воплощения самых сложных режиссёрских задач. Тем первым работам были уже свойственны оптимизм, праздничность, пленительная женственность и дерзновенность, которые она пронесёт через всю свою творческую биографию. Её героини, обладающие незаурядной фактурой, запомнились зрителям возвышенной поэтичностью и завидной духовной силой.

Надо сказать, что творческому росту кольцовских актёров способствовала плеяда талантливейших режиссёров, работавших в Воронеже в 60 – 80-е годы. Среди них были Монастырский и Дунаев, Радун и Соловьёв, Веригин, Кузнецов, Логвинов, Дроздов… В спектаклях по пьесам Кальдерона и Мольера,  Горького и Уильямса, Чехова и Булгакова, Погодина и Рощина, Васильева, Радзинского, Гельмана актриса Людмила Кравцова совершенствовала своё мастерство. Не довольствуясь лишь яркими внешними данными, красивым голосом и природным изяществом, стремилась она в каждой роли выявить внутреннее содержание образа, сильного и самостоятельного женского характера, которому могли быть присущи непокорность и простота, открытость и лукавство, искромётный темперамент, глубина и манящее очарование. Игру её почти всегда отличали пластическая точность и завершённость формы.

Особым этапом в творчестве актрисы стали работы с режиссёром Анатолием Ивановым, возглавившим театр в 1987 году. В его постановках: «Всё в саду» Э. Олби, «Венецианский карнавал» («Группа» А. Галина), «Барменша из дискотеки» В. Андреева, «Прости меня, мой ангел белоснежный» («Безотцовщина») А. Чехова, «Бег» М. Булгакова, «Малина в феврале» Р. Баэра, а также в спектаклях режиссёров: Юрия Лактионова («Человеческий голос» Ж. Кокто), Вацлава Лаутнера («Наполеон и корсиканка» И. Губача), Владимира Салюка («Не боюсь Вирджинии Вульф» Э. Олби, «Семья для женщины лёгкого поведения» Э. де Филиппо», «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса), Валерия Тищенко («Спортивные сцены 1981 г.» Э. Радзинского, «Там, в замке, за маленькой рощицей…» Ж.-М. Риба), Евгения Марчелли («Лев зимой» Дж. Голдмена), Ваге Шахвердяна («Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г. Лорки) – она предстала настоящим мастером перевоплощения с диапазоном ролей от острохарактерных до подлинно трагических, где её героини часто балансировали на грани высокой одухотворённости и предельной исповедальности.

Когда рамки одного театра становились тесны, Людмила Александровна уходила на подмостки домактёровской «Антрепризы» (так назывался созданный ею новый театр). И в течение десятка лет (наряду с кольцовской сценой) восхищала зрителей там в спектаклях своего сокурсника по ЛГИТМИКу Владислава Ширченко: «Послевкусие» Зорина, «Владимирская площадь» Разумовской, «Старомодная комедия» Арбузова.

Спектакли с участием Людмилы Кравцовой неизменно собирали полные залы, вплоть до неожиданного и шокирующего ухода актрисы из жизни в конце 2010-ого года. Многие зрители не знали, что она несколько лет стоически боролась с тяжёлой болезнью. Когда её не стало, все поняли, что замены ей нет.

Из многочисленных рецензий на постановки, в которых участвовала Людмила Александровна, запомнились такие слова: «Воронежский театр драмы представил пьесы, достойные во всех отношениях… В спектаклях есть высокая постановочная культура и актёрские работы редкой по нынешним временам добросовестности и профессионализма… Театр притягивает интеллигентностью, которая прежде всего выражается в полном отсутствии позы и аффектации, серьёзном отношении к своей миссии, неравнодушии, которое даёт толчок к творческим поискам… Не к низменным инстинктам обращено его творчество, а к уму и сердцу современников». Думаю, что все эти слова могли бы стать эпиграфом к творческой жизни народной артистки России Людмилы Кравцовой, чей солнечный талант продолжает согревать зрительские сердца и память.

Владимир   Межевитин