(памяти народного артиста России)
Днём 5 июля российские СМИ сообщили об уходе талантливейшего режиссёра и актёра Владимира Валентиновича Меньшова. Не так давно (в сентябре 2019-го) отмечался его 80-летний юбилей. Много и по праву говорили тогда о выдающемся режиссёрском даровании Владимира Валентиновича, каждый раз упоминая американского «Оскара», полученного им за фильм «Москва слезам не верит», – приза, который поднимал Меньшова в глазах некоторых наших журналистов до «сказочных» высот. Но для большинства зрителей, полюбивших картины Владимира Меньшова и его многочисленные незабываемые актёрские работы, «оскаровское» признание не имело определяющего значения. Огромную любовь и уважение к Меньшову (Художнику и Гражданину), который в своём творчестве сумел выразить судьбы людей (и в каком-то смысле даже национальный характер), живших в советской эпохе и времени перестроечном, испытывали миллионы поклонников вне зависимости от наград и премий.
Помнится, в те юбилейные дни помешавшееся (в большинстве своём) на антисоветизме и во многих передачах рассказывающее, с какими ужасами цензуры и чиновничьего произвола сталкивались художники в былые «страшные и застойные» времена, телевидение и в случае с Меньшовым продолжило свои заказные шаблонные стенания.
Вспоминали, сокрушаясь, авторы передач и о том, что Владимир Меньшов поступал в театральный вуз, приезжая из Астрахани в Москву, аж четыре(!) раза. И что по получении диплома он не мог устроиться ни в один из столичных театров. И что приходилось ему подрабатывать в булочной, дабы содержать молодую семью, а до института трудиться простым рабочим, сменив несколько профессий(!). Как будто бы это было чем-то из ряда вон выходящим.
Когда же телебиографы доходили до этапов приёмок его фильмов (на создание которых государство тратило сотни тысяч, а то и миллионы рублей) к прокату, то всегда с невероятным отчаянием сообщали, как ему приходилось изворачиваться, отстаивая вызывающие сомнения («глупых советских чиновников») эпизоды снятых им картин…
Не о проблематике фильмов, их достоинствах и особенностях, не о подробностях актёрского и режиссёрского творчества, не о таинстве таланта и его проявлениях говорили в сюжетаж, не о том, что многие провинциалы имели возможность (в 50-е – 80-е годы) добиться высот в любой из выбранных профессий, в том числе взойти и на кинематографический олимп… А вещали о каких-то пустяках и общих местах, то и дело возвращаясь к «тяжёлому» советскому времени и «цензурным препонам».
И хотя сам Владимир Валентинович, появляясь в кадре, говорил о том, что самые болезненные неприятности ему приносили не цензоры, а коллеги (режиссёры, сценаристы и кинокритики) из-за своего высокомерия и зависти, телеканалы продолжали упорно рассказывать о «гнобившем художников тоталитарном коммунистическом режиме».
Наблюдая те или иные информационные «опусы» (не только Меньшову посвящённые), приходилось изумляться, что, вопреки здравому смыслу, нынешней удручающей реальности и, главное, исторической правде, российские СМИ, управляемые разбогатевшими (за счёт народа) хозяевами-прихватизаторами, раз за разом потчевали (и продолжают потчевать) зрителей слезливыми ангажированными откровениями, жонглируя «цифрами и фактами» по своему усмотрению.
Ни развал Советского Союза, ни беды миллионов людей, оставшихся в нищете по разные стороны границ бывших социалистических республик, ни многочисленные человеческие жертвы, ни ужасающая коррупция в стране, ни накалённая обстановка с санкциями против России, ни раздувание по всему миру русофобии, ни кровавые бойни на Кавказе, в Украине, Африке и на Ближнем Востоке, ни приближающаяся Третья мировая война не прибавляют ответственности и стыда ТВ-комментаторам-«просветителям», обслуживающим новоявленных буржуев-работодателей и их циничную изощрённую идеологию…
Между тем Владимир Меньшов оставался одним из немногих деятелей культуры, сохранявших совесть и прежние принципы. В ноябре 2007 перед телекамерами и сидящим в зале российским бомондом отказался «оскароносный» режиссёр Меньшов вручать премию нашумевшей картине «Сволочи», заявив (бросив конверт с указанием победителя на пол), что она подлая и позорящая нашу страну, что подобным фильмам пусть лучше вручает призы Памела Андерсон.
Запомнился и такой эпизод, характеризующий Владимира Валентиновича Меньшова (произошедший с ним в 1991 году во время развала страны), когда чуть ли не в гордом одиночестве поднялся он во время исполнения по радио гимна Советского Союза (олицетворяющего собой Победу в Великой Отечественной войне и взлёт Советской Державы в науке, промышленности, искусстве в послевоенные годы) в ресторане Дома кино и стоял до конца в обалдевшем зале, наполненном публикой, устремлённой в своих мечтах в «светлое капиталистическое будущее». Стоял среди элитных коллег, получивших всё от Советской власти, начитавшихся тогда, к началу 90-х, «правдолюба-публициста» и «пророка-сочинителя» Солженицына (с его апологетами) и наслушавшихся «забугорных» голосов, курируемых соответствующими спецслужбами, десятилетиями обрабатывающими нашу интеллигенцию – доверчивую, наивную и особо не вникающую в причинно-следственные связи происходящих в мировой и российской истории событий… Поддержали Меньшова тогда только Вера Алентова и Карен Шахназаров, встав вслед за ним.
Владимира Меньшова, много чего повидавшего в жизни, жившего с чувством благодарности и любви к предкам и своей стране, как оказалось, сбить с пути было не так просто. Оставался он личностью, не зависевшей от чужого мнения и старавшейся жить по Совести, с пониманием того, как живут вокруг другие люди, испытывающие тяготы, проблемы, боль и отчаяние…
Он снялся более чем в ста(!) фильмах. Значительная часть его ролей незабываема и уникальна, как незабываемы и уникальны режиссёрские работы, известные нескольким поколениям зрителей, – любимые, несмотря на все усилия теле- и кинобизнеса, озабоченных только добычей денег и продвижением в массы идеологии крайнего индивидуализма, потребительства, карьеризма и стяжательства, забвения собственной истории и предков – созидателей Великой страны, её грандиозных побед и невероятных свершений… Среди этих свершений в искусстве и фильмы Владимира Валентиновича Меньшова.
Конечно, и Меньшову нелегко было осознавать в полной мере всё происходящее вокруг. Слишком много хитроумных интриг, манипуляций и соблазнов в оторвавшемся от народа сообществе, занимающемся экранным бизнесом, торгующем кровожадными боевиками, снимаемыми на американский манер и всяческими далёкими от реальной действительности запредельными бесчеловечными фантазиями, «впариваемыми» россиянам, уставшим от бесчисленных бытовых и социальных проблем, с ничтожными пенсиями и зарплатами в 10 – 20 тысяч рублей и смутными, мягко говоря, надеждами на будущее… Что не мешает некоторым, продающим свой талант в кино и на телевидении, получать гонорары десятками, а то и сотнями тысяч рублей в день(!). При таких оплатах «изнурительного» лицедейского и пропагандистского (но такого интересного и приносящего наслаждение самим исполнителям) труда очень быстро можно потерять ощущение подлинности жизни, её истинных и мнимых ценностей. Всё это убедительно демонстрируют некоторые известные обитатели «столичной песочницы», разбогатевшие и соглашающиеся сниматься в любой высокооплачиваемой ахинее.
P.S. «Обличители» советского строя, рассказывающие о мытарствах режиссёра Меньшова во время съёмок его фильмов («Розыгрыш» (1977), «Москва слезам не верит» (1980), «Любовь и голуби» (1984)), почти никогда не говорят о наградах их постановщика. А ведь помимо пресловутого «Оскара» его картины (советского периода) были удостоены призов не только престижных отечественных кинофестивалей, а и международных форумов самых разных стран – в Хьюстоне, Брюсселе, Кито, Торремолиносе…
В Советском Союзе Владимир Меньшов был награждён почётнейшими званиями заслуженного деятеля искусств РСФСР (1984) и народного артиста РСФСР (1989), Государственными премиями РСФСР и СССР в 1976 и 81-м годах.
Владимир Межевитин