(к 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского)

 

У гения русской музыки ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО юбилей – 180 лет со дня рождения!.. В советское время произведения его часто звучали по радио и телевидению. Да и в домах (тогда пианино находились во многих семьях), где жили многочисленные воспитанники музыкальных студий, школ, училищ и вузов, которых в СССР было огромное количество, – музыку Чайковского можно было слышать постоянно. Одних только романсов им было написано более сотни, и дополняли они список множества камерно-инструментальных сочинений, созданных композитором и ставших популярными среди самых разных поклонников творчества композитора…

Сегодня ситуация иная. Телевидение и радио потчуют нас сомнительного рода «попсой», блатным шансоном, зарубежным и отечественным роком (и рок-музыкантами, смахивающими на чертей). Но несмотря ни на что классическая музыка, и в частности музыка Петра Ильича Чайковского, остаётся примером взлёта человеческого духа и образцом подлинного Высокого искусства, волнующего его ценителей (многих стран) из века в век…

На сценах воронежских театров, концертных залов и филармонии лучшие произведения Чайковского радуют зрителей каждой своей премьерой, каждым упоминанием фамилии композитора на театральных афишах.

Биография Петра Ильича Чайковского так или иначе известна всем, кто ею интересуется. Напомнить сегодня (в связи с юбилеем композитора) хочется лишь об основных её этапах. Он родился на Урале, в Воткинске, в семье горного инженера. Заметив музыкальные способности сына, мать с пяти лет начала учить его игре на фортепиано. С годами музыка стала неотъемлемой частью жизни Петра Чайковского. В десятилетнем возрасте мальчика отвезли в Петербург, где по настоянию близких он должен был подготовиться к поступлению в Училище правоведения (одно из престижнейших высших учебных заведений России). Отъезд из родного дома им переживался тяжело. Утешением для мальчика стали музыкальные упражнения. Свободные от занятий часы он просиживал за роялем, стараясь в музыке выразить свои мысли и чувства. В 1859 году после окончания Училища Чайковский поступил в Министерство юстиции на службу, которая большой радости ему не приносила. Жить, не занимаясь музыкой, он уже не мог.

Идея совместить государственную службу с музыкальными занятиями принадлежала отцу композитора – Илье Петровичу. Здесь интересно обратить внимание на такой факт биографии будущей знаменитости. Глава семейства, прежде чем принять решение, консультировался у известного учителя музыки Рудольфа Кюндингера, ранее занимавшегося с Петром, по поводу способностей сына. На что получил ответ: музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится, да и поздно начинать: ему скоро двадцать один год. Несмотря на такой нелицеприятный отзыв, отец всё же предложил своему сыну продолжить обучение музыке, способствуя развитию дара… Позднее Кюндингер с сожалением писал: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вёл бы дневник наших уроков с ним».

Благодарный родителю композитор впоследствии написал: «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнёсся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с тёплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов».

В сентябре 1861 года Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию, где Пётр Чайковский стал одним из её первых студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Заремба (контрапункт, музыкальная форма) и Антон Рубинштейн (сочинение и инструментовка). Одновременно также обучался игре на флейте у Чезаре Чиарди и на органе у Генриха Штиля. До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем по настоянию Антона Рубинштейна он бросил службу, получив свободу, бедность, которая за ней последовала, а также уверенность в своём бесспорном призвании, и целиком отдался музыке.

Дипломной работой Чайковского была кантата «К радости» на русскоязычный перевод одноимённой оды Фридриха Шиллера, исполненная 29 декабря 1865 года (10 января 1866). Тут надо обратить внимание ещё на один факт биографии гения. Начинающий композитор на премьере своей кантаты не присутствовал. Она же не произвела на петербургских педагогов никакого впечатления: Антон Рубинштейн поморщился, читая её, Серов сказал, что он «ожидал большего», музыковед Цезарь Кюи объявил, что «Чайковский совсем слаб», что «дарование его нигде не прорвало консерваторские оковы». Один Герман Ларош (начинающий критик и приятель Петра Ильича) был от кантаты в восторге, увидев в этом произведении безусловные творческие возможности Чайковского. 31 декабря (12 января) того же года он окончил курс Петербургской консерватории с большой серебряной медалью (высшей наградой в те годы). Уже очень скоро в своём уникальном таланте композитору удастся убедить не только скептически настроенных в его адрес педагогов, но и весь музыкальный мир…

После завершения учёбы Петр Ильич Чайковский получил приглашение в Москву, где с 1866 по 1877 годы, будучи профессором Московской консерватории, воспитывал молодых талантливых музыкантов. Время, проведённое в Москве, было для Чайковского весьма плодотворным. В эти годы им были созданы три симфонии, балет «Лебединое озеро» – первый классический русский балет с симфонической музыкой, Первый концерт для фортепьяно с оркестром и другие произведения.

Осенью 1877 года Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над Четвёртой симфонией и оперой «Евгений Онегин». Благодаря материальной поддержке поклонницы его дарования Надежды Филаретовны фон Мекк Чайковский смог полностью посвятить себя композиторскому труду и до 1885 года жил то за рубежом, то на родине, в имении сестры на Украине, а в последние годы жизни – в подмосковном Клину, о котором он за рубежом говорил: «Я совершенно влюблён во Фроловское /предместье Клина/. Вся здешняя местность кажется мне раем небесным»…

Творческое наследие Чайковского очень велико. Им создано 10 опер, среди которых выделяются написанные на пушкинские сюжеты «Евгений Онегин» (лирические сцены, новый тип оперы) и «Пиковая дама» – непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия, 6 симфоний, три концерта для фортепиано с оркестром, три балета, многочисленные камерно-инструментальные произведения (в том числе 104 романса).

Композитор, как уверяют исследователи его творчества, тяготел к театру, считая его искусством широкого, массового воздействия, поэтому музыкально-сценические произведения Чайковского, прежде всего оперы, занимают большое место в его многогранном творчестве. В статьях и письмах Чайковского сформулированы основы реалистической оперной эстетики, как жанра, делающего музыку «достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа». Отсюда – постоянная забота Чайковского «о мелодичной рельефности вокальных партий, широте и ясности музыкального письма, сочетающегося со сквозной симфонизацией партитуры».

Творчество композитора принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры. Чайковского упоминают в одном ряду с Пушкиным, Тургеневым, Толстым, Чеховым. Чуткий лирик-психолог, Пётр Ильич глубоко раскрывал внутренний мир своего современника. При этом одним из главных источников его музыкальной речи были русская песня и романс.

Чайковский, по словам специалистов, стал крупнейшим реформатором балетной музыки. Он определил новые пути развития этого жанра, сделав основным компонентом балетного спектакля симфонически насыщенную партитуру; наполнил новым драматичным содержанием классические и характерные танцы, пантомиму, нашёл оригинальные приёмы их сочетания и объединения. Музыка балетов Чайковского пронизана широкой русской распевностью. Особой мелодической щедростью и пластикой отличаются вальсы и дуэтные адажио – средоточие светлой романтической лирики. Сюжеты балетов, взятые из западно-европейского фольклора, послужили композитору канвой для создания поэм о больших человеческих чувствах.

В одной из цитат, характеризующих талант Петра Ильича, говорится: «Жизнеутверждающее начало, богатство образно-музыкального содержания и яркая театральность обусловили огромную популярность балетного наследия. В балете «Лебединое озеро» Чайковский передал красоту и силу чувств, преодолевающих все препятствия. Светлый балет «Спящая красавица» отличается мощным симфоническим развитием, динамикой, острой образной характерностью. Противоборство контрастных тем – добра и зла – явилось симфоническим «стержнем» партитуры этого балета. По отточенности мастерства, симфоническому динамизму, остроте тембровых характеристик близок поздним операм и симфониям балет «Щелкунчик»…

Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни»

Смерть Петра Ильича в возрасте 53 лет вызвала немало досужих сплетен и слухов, как и неудавшаяся его семейная жизнь. До сих пор ряд сплетен и слухов время от времени продолжает гулять по страницам жёлтых и низкопробных газет, журналов и книг, любящих эпатаж и «жареные факты», на которых они успешно наживаются. Между тем о смерти Чайковского известно следующее:

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года всемирно известный композитор посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Во время ужина он попросил принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятно складывающуюся ситуацию в городе из-за холеры (эпидемии, уносящие жизни тысяч людей, вспыхивали в Российской империи, да и других странах, довольно часто), Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице…

Несостоявшаяся свадьба Петра Ильича Чайковского с известной французской оперной певицей Дезире Арто (после помолвки в 1868 году), и позже неудачный брак с Антониной Ивановной Милюковой (в 1877-м), а также многолетние платонические отношения с Надеждой Филаретовной фон Мекк, покровительствовавшей композитору (безвозмездно помогавшей ему финансово), вызывали пересуды всевозможных завистников. Часть из них охотно подхватила слухи о «нетрадиционной ориентации» гениального музыканта (и даже, якобы, его возможном самоубийстве(!) из-за этого). Продвигающим скандальную моду как в Европе, так и в России, подобные домыслы и «сведения» и в прошлые времена, и сегодня кажутся более интересными, чем выдающееся творческое наследие композитора. С удовольствием готовы они смаковать личную жизнь Петра Ильича, как будто бы сами были участниками тех или иных «событий», милых их сердцам и телам, ратующим за вседозволенность, «свободу» и наслаждения любой ценой… Бог им судья!..

Искусство Чайковского оказало огромнейшее воздействие на многих музыкантов конца 19-го – 20-го веков. И, конечно же, продолжает оказывать своё влияние в веке 21-м. Удивительное творчество его получило признание ещё при жизни композитора по всему миру: он был избран членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств (1892), почётным доктором Кембриджского университета (1893). Именем его названа Московская консерватория. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Дом композитора в Клину сохраняется как дом-музей (с 1894 г.). Полное собрание сочинений Чайковского (насчитывающее десятки томов) выходило в ХХ веке многочисленными тиражами.

 Владимир  Межевитин

 Смотреть балет «Лебединное озеро»

https://ok.ru/video/333975325433