(к 85 летию Е.Ф. Слепых)
В начале января воронежские поклонники литературы и театра отметили 85-летний юбилей заслуженного артиста России, профессора института искусств ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВИЧА СЛЕПЫХ, которого и поздравили недавно (13 января) на его поэтическо-музыкальном вечере в Доме актёра…
Евгений Слепых родился в Воронеже в 1935 году. Детство его было опалено войной. Он чудом остался жив после одного из налётов немецкой авиации. Во время известной трагедии – бомбардировки фашистами детского парка в центре города – мама закрыла его своим телом, получив ранение. Потом были эвакуация, возвращение в разрушенный немцами Воронеж, Великая Победа и тяготы послевоенного времени.
Путь Евгения Фёдоровича на сцену оказался непростым и в каком-то смысле нетрадиционным. После окончания техникума сахарной промышленности (в Тамбовской области) он 5 лет работал теплотехником сахарного комбината в Винницкой области на Украине. Продолжив образование в Ленинградской Высшей школе культуры по специальности «режиссёр телевидения» и получив диплом, оказался в Новосибирске, где, будучи директором Дома культуры, организовал поэтический театр (в 1964 г.). Там, на новосибирской сцене, и началась его биография артиста-чтеца.
Вернувшись в Воронеж, он стал педагогом сценической речи института искусств. Много лет был деканом театрального факультета, активно выступал на самых разных подмостках как нашего города и области, так и других городов страны.
Чтецкие программы Евгения Слепых, спектакли и передачи на радио неизменно привлекали ценителей театрального искусства, художественного слова, ибо выступления эти, вдохновенные и пронзительные, надолго оставались в зрительских сердцах. Они волновали и радовали нас более полувека. Его искренне любили (и продолжают любить) студенты и преподаватели, для которых он – был настоящим товарищем, готовым в трудную минуту подставить плечо и в жизни, и в профессии.
Поклонникам его таланта запомнился целый ряд замечательных литературных спектаклей Евгения Фёдоровича, среди которых особо впечатляли инсценировки по произведениям Андрея Вознесенского, Михаила Светлова, Василия Шукшина, Светланы Алексиевич, Юрия Левитанского. На программы Евгения Фёдоровича по стихам Ахматовой, Пастернака, Есенина, Евтушенко, Солоухина, Рождественского, Жигулина собирались залы неравнодушных и искушённых зрителей. Свыше 20 передач по произведениям Бунина, Набокова, Бабеля, Платонова, Паустовского, Астафьева, Маркеса прозвучало по радио в его исполнении.
Ученики Евгения Фёдоровича Слепых постоянно становились лауреатами всероссийского конкурса чтецов имени Владимира Яхонтова в Петербурге, что способствовало знакомству с воронежскими студентами ленинградских и московских режиссёров. Во многих театрах Петербурга и Москвы работают сегодня выпускники воронежской школы, снимаются в кино и на телевидении, получая почётные звания и престижные призы.
В последние годы мы, к сожалению, не часто слышим художественное слово из уст истинных профессионалов декламации, незаметно привыкая к актёрам-недоучкам, по-скоморошьи скачущим на телеканалах с нелепыми шутками, дикторам-дилетантам, к разухабистым ведущим многочисленных радиостанций, извергающим в эфир мириады пустых и циничных словес. Их «прикольные» пассажи, как ни прискорбно, настырно претендуют быть частью нашей жизни, нашего культурного и языкового пространства.
Поэзия, настоящая глубокая литература, театр в каком-то смысле противостоят этой вербальной шелухе, оберегая нас (хотя бы отчасти) от экспансии пошлости и пустословия. «Говорить – значит действовать», – утверждал когда-то Константин Сергеевич Станиславский. Будучи ведущим преподавателем театрального вуза, заслуженный артист России Евгений Фёдорович Слепых хорошо понимает, что имел в виду великий деятель театра, требуя, чтобы актёр видел за каждым произносимым словом не отвлечённые, а конкретные понятия, волновал и убеждал партнёров и зрителей искренними чувствами, переживаниями, образами и соответствующей человеку разумному культурой речи.
Разработанную Станиславским методику воплощали и продолжали педагоги и чтецы-артисты: Саричева и Закушняк, Яхонтов и Журавлёв, М. Царёв, С. Юрский, М. Козаков, В. Никулин, В. Лановой, Ю. Яковлев, А. Калягин, М. Ульянов, О. Ефремов, Б. Бабочкин… Их творчество хорошо знакомо Евгению Слепых, поскольку изучение подобного опыта, развитие его – часть работы, которую воронежский артист и педагог делает замечательно.
В годы крушения Советской страны и выдающегося советского искусства многое было перевёрнуто с ног на голову. Традиции русского психологического театра ломались под натиском театра «формы» и новых культурных «ценностей» (насаждаемых новыми хозяевами жизни и повёрнутыми головами на Запад денежными воротилами), породивших новую моду, которой присягали как прежние, так и вновь появившиеся деятели сцены и кинематографа, о чём с болью и отчаянием говорили многие наши известные мастера театра и кино. Среди них запомнились полные горечи слова великолепного актёра и режиссёра Николая Губенко:
«Можно поздравить академиков, так называемых народных артистов, кинорежиссёров, музыкантов, попрыгунчиков телевидения: на их улице праздник. Только они не знают, кому подали руку. Они никогда не были разборчивыми, они своё сделали – предали народ, бесплатно учивший их в университетах и вузах искусства.
Они своё сделали!.. Сделали, как всегда, думая только о себе. И за это нет к ним уважения! Собственность – вот та «чечевичная похлёбка», за которую они продали народ…
За что благодарить этих бессердечных созерцателей людских страданий, этих праздных свидетелей кровавой борьбы, не принимающих участия в горестях своего народа? Прежде они выполняли задачи Политбюро ЦК КПСС, теперь они выполняют задачи другого политбюро… с задачей задушить, насколько возможно, мысль, превратить юношей в тупиц. Иными словами, лишить разума наше будущее, растоптать целомудрие, нести с экрана мещанскую чушь. Их задача одна – дать каждому взамен веры, закона, материальную выгоду, приказать народу: ˝Ешь и не смей думать!˝ Цель – отнять у человека мозг, оставить ему одно брюхо. Раньше социализм был их лучшим другом, они вдохновенно играли выдающихся полководцев, вождей, в кокошниках воспевали советскую действительность, прославляли молодогвардейцев, получая за это награды и привилегии. Теперь они получают то же, плюс недвижимость, банковские счета и право поцеловать взасос президента…
Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести…»
К сожалению, сегодня любому художнику нелегко противостоять деградирующему вкусу публики, испытывающей на себе давление низкопробного отупляющего телевидения, соревнующегося с жёлтой прессой в развращении народа и разжигании в нём самых дурных инстинктов.
И даже Евгений Фёдорович всё чаще выступает перед аудиторией не с чтением проникновенных поэтических произведений (как классических, так и современных, но тщательно отобранных), а с рассказами сомнительных театральных и литературных баек (по сути, сплетен) и анекдотов, природа которых всегда пошловата, а зачастую и политически некорректна, особенно когда касается Советского прошлого страны – Великого, славного и в то же время тяжёлого и противоречивого… Думается, что он всё же преодолеет этот соблазн развлекать аудиторию, потакая её невзыскательному спросу и осознавая должную ответственность перед своим уникальным талантом и умением поднимать зрителя на более высокий уровень восприятия мыслей и чувств, и продолжит миссию просветителя и проводника Подлинного искусства, которую даровала ему Судьба.
Владимир Межевитин