Памяти Татьяны Игнатьевны Перминовой…
Наверняка никто из нас не задумывался о том, почему, согласно времени и моде, одежда наша видоизменяется, а исконно русская рубаха-косоворотка остается в своем первозданном виде. Думаю, что и историки-этнографы не смогут со стопроцентной точностью ответить на этот вопрос. Удобная одежда? Очень! Красивая? Да! Подходит всем? Еще как! Скрывает недостатки фигуры, подчеркивает достоинства. Многие скажут, что сейчас мода на старинные костюмы… Да, но косоворотка никогда и не выходила из моды, как никогда не выходила из обихода. Более того, испокон веку считалось, что рубаха славянина не просто защищает его во время работы или охоты, но и таит в себе магическую силу, является оберегом человека. Своего рода священная защита от зла, от дурного глаза, от всего плохого с рождения (особенную надевали на младенцев), по всей жизни (роскошные свадебные рубахи) и до гроба, до последнего прощания. Позднее русские солдаты и офицеры перед тем, как пойти в атаку на врага, переодевались в чистую белую рубаху, в которую, как правило, был вшит тайный знак-оберег.
В своем материале я буду ссылаться на мнение серьезного исследователя народного костюма Воронежской губернии, художника, этнографа Петра Денисовича Пономарева, который собрал, зарисовал народные костюмы всех районов и сел земли Воронежской и очень подробно описал отличие воронежской косоворотки от общепринятой русской.
Вот что он писал: «Мужская одежда крестьян Воронежской губернии состояла из комплекса нескольких предметов и аксессуаров. В комплекс входили: рубашка-косоворотка, портки великорусского типа, коротай, халат, шуба, полушубок и тулуп, грешневик, малахай и треух, шапка-куркуль, шапка вязаная, картуз, шарф, башлык, грибатка, гарус, сапоги с отрезными головками, сапоги-вытяжки, валенки, сапоги хромовые, пояса разные (дерганый, вязаный, витой, плетеный в четыре пряди и бисерный, кушак тканый, калита)».
Итак, косоворотка. Тип этой рубахи – туникообразный, скорее всего, скопированный с восточных одежд. Но в его основе – древнейшие общевосточные формы покроя одежды: прямоугольник с вырезанным горловым отверстием и широкими рукавами. Косовороткой рубаха называется потому, что разрез у ворота не прямой, а косой, расположенный всегда в левой стороне груди. Изначально косоворотка была длинной, ниже колен, рубахой и шилась из тонкой посконной белой и серой холстины. С появлением фабричных тканей косоворотка стала цветной. В Воронежской губернии бытовали определенные цвета: красный, оранжевый зеленый и малиновый. Ворот, подол, рукава расшивались узорами. «Элементы, которые составляли русские узоры, в том числе и воронежские, имеют древнейшее происхождение и непосредственно связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками-первославянами», — отмечал в своей книге «Народный костюм Воронежской губернии» П. Д. Пономарев. — Боги-покровители должны были оберегать человека от различных бед и напастей. Но, чтобы общаться с богами, нужно было изобрести соответствующий язык. Таким языком стали узоры на одежде, выложенные или вышитые цветными лентами, нитками, шнуром».
Пономарев пишет, что самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Значит, их нужно было защищать в первую очередь. И, следовательно, узоры-обереги нужно было размещать как можно ближе к ним.
Шею опоясывал жерелок – воротник косоворотки. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от воротника спускается планка косоворотки. По ней также вышивали знаки-обереги.
Руки защищала вышивка на концах рукавов, а ноги – по низу подола длинной косоворотки. Таким образом, сама рубаха превратилась в ценный и главный оберег.
Музей народного костюма Воронежского государственного университета инженерных технологий. Русские народные костюмы изготовлены в театральной мастерской «Узорочье».
А узнать, что эта косоворотка жителя Воронежской губернии, можно было по форме узоров и цвету. Воронежский ромб (репей) символизировал солнце с лучами, а позднее – жилище молодой семьи (изображение похоже на первый венец деревянного сруба строящегося дома). Цвет – красный. Вторым по распространению элементов воронежского узора можно считать крест. Техника вышивания крестом сохранилась на воронежской земле до сих пор. Излюбленный цвет – черный. Символ земли и вечного покоя. Воронежские узоры – на черном поле красные с зеленым и желтым квадраты.
Петр Денисович Пономарев был уверен в том, что «выработанная народом художественная орнаментальная система ни в коем случае не служит простой суммой знаков. Наоборот, получилась конкретная орнаментальная форма, точнее, система неписанных правил практического использования в жизненном обиходе накопленных многими поколениями магических культовых знаков. По этим правилам знаки превращались в орнаментальное национальное искусство, органически связанное с утилитарными функциями предметного мира и, в частности, народной одежды. Древнерусский орнамент – часть живой истории русского народа, вобравший в себя столетия, от язычников до сегодняшнего дня. Он, несомненно, явился глубоким выражением мощи духовной жизни народа, создавшего его».
Ах, как хочется в сознание нашего народа заложить эту вековую гордость за настоящую русскую красоту! Почему, ну почему мы готовы восторгаться ирландскими национальными костюмами, когда смотрим их танцы? Или любоваться баварскими девушками в народных платьях во время пивного фестиваля? И как-то очень ровно относимся к родному русскому костюму. Ведь понимаем же, что это нарядно, красиво, самобытно. И очень уместно в соответствующей обстановке. И что же мешает нашим мужчинам выйти на праздник в воронежской косоворотке, а женщинам — в удивительной по красоте воронежской паневной юбке – черной, но расшитой такими цветными клетками, что нарядней и не придумаешь. А если учесть, что покрой позволяет надеть ее на любую фигуру, то юбке этой цены просто нет. Может, дело просто в отсутствии национальных, истинно народных праздниках?
Справедливости ради надо сказать, что нынешнее молодое поколении все более активно интересуется праздником Ивана Купалы, его обрядами и нарядами для него. И Масленицу сейчас отмечают в русской народной одежде. У молодежи становится традицией отмечать свадьбу в народном стиле. Но в основном народные костюмы заказывают творческие коллективы: хореографические, певческие, сценические. И любители фотосессий. Я знаю это не понаслышке, так как много лет сотрудничаю с воронежской театральной мастерской «Узорочье», которая специализируется на изготовлении и прокате народных костюмов. Создание мастерской благословил тот самый художник Петр Денисович Пономарев. Выросла она из клуба по интересам с тем же названием в далеком 1991 году. Петр Денисович, будучи уже пожилым человеком мечтал, чтобы не только сохранились все его коллекции, но чтобы нашлись люди, способные по его эскизам восстановить и изготовить одежду наших предков. К счастью для нынешнего поколения такие единомышленники нашлись во главе с Татьяной Игнатьевной Перминовой. И вот уже 27 лет «Узорочье» воссоздает старинную, извечную русскую народную красоту, сохраняет многовековую технику вышивки и технику изготовления рубах, сарафанов, поясов и кушаков.
Вечер на Ивана Купалы. На девушке платье в народном стиле от «Узорочья». Фото: Марина Даймонд.
Свадьба в русском народном стиле. Мастера «Узорочья» гордятся этими костюмами.
Особо радуют молодые мастерицы, для которых изготовление нарядов по эскизам Пономарева в радость и дело чести. Модельер и швея Алена Раткевич с таким удовольствием воссоздавала воронежский народный костюм и так изящно его демонстрировала на выставке к 100-летию художника, что посетители неоднократно просили ее сфотографироваться на фоне подлинных нарядов позапрошлого столетия, принадлежащих матери Петра Денисовича. Посмотрите, с какой любовью изготовлена каждая деталь рубахи, юбки, головного убора и украшений.
Алена Раткевич в собственноручно изготовленном костюме женщин Воронежской губернии.
Двухнедельную выставку народного костюма, организаторами которой выступили театральная мастерская «Узорочье», Воронежское отделение союза художников России и музей-библиотека им. П. Д. Пономарева, посетили около тысячи человек из 28 регионов России! И, что радует, было много молодежи. Значит, интерес к исконно русскому в душах наших людей жив! Видимо, он сохранился на генетическом уровне, если посетители расспрашивали организаторов выставки о том, как в старину выделывалась полотно, как наносились краски, какие головные уборы носили девушки, а какие – женщины…
И пусть не в настоящие народные костюмы, пусть в стилизованные косоворотки, юбки и сарафаны все чаще одевается молодежь на праздники, корпоративы и фотосессии, но (и это главное!) молодые люди себе нравятся в таких нарядах, они любуются собой, они душой возвращаются в прошлое, прикасаются к историческим ценностям, сохраненным через пространство и время.
Автор: Надежда Кальянова