В школе английского языка «Интерлингва» 24 июня состоялось закрытие выставки, посвященной эпохе королевы Виктории. Это событие привлекло множество людей разных возрастов, так или иначе связанных с культурой: занимающихся или интересующихся ей.
Антураж эпохи
Первым этапом мероприятия стало представление гостям экспозиций, пропитанных духом того времени. Были здесь и портреты королевской четы, и куколки, изображающие королеву, и журналы о моде эпохи. Также тут находились предметы быта, которые сейчас редко встретишь в повседневной жизни, например, печатная машинка Olympia и маленький швейный станок. Отдельная часть выставки была посвящена культовым писателям столетия: Артуру Конан Дойлу и Льюису Кэроллу. Куклы персонажей из их произведений создавали атмосферу сказки. Как нам объяснили, часть экспонатов взяли из музея, а некоторые вещи от коллекционеров и мастеров.
«Викторианский Воронеж»
После этого всех желающих пригласили на пешую экскурсию по Воронежу, чтобы проследить, какой отпечаток викторианская эпоха оставила на нем. Во вступительном слове нам рассказали, что викторианство – это эпоха изменений. Изменений настолько глобальных, что дошли они и до нашего городка в виде архитектурных решений. Началом маршрута стало само здание Киевского подворья, где и располагается «Интерлингва». На данный момент оно сочетает в себе русские и европейский черты. С одной стороны, корпус напоминает лондонскую улочку, а с другой – купеческий дом времен Российской империи. Стоит отметить речь экскурсовода, ее было приятно слушать и присутствующие гости с интересом внимали каждому слову.
Меценатство, благотворительность и архитектура
Далее нам предстоял длительный маршрут с остановками у значимых архитектурных сооружений, о каждом из которых рассказывали историю. Например, на Университетской площади мы говорили о гармоничном сочетании наследия литераторов и физиков в сквере, подаренном ВГУ на столетие. У Дома Клочковых речь пошла о благотворительности и меценатах того времени. Эти люди создавали дома для бедных, где мальчики и девочки могли обучаться совершенно бесплатно. «В основу желания учиться была положена эстетика вокруг – в комнатах, в самом здании и его отдельных уголках…».
Интересно было отмечать, как архитектура этого дома рифмуется с элементами на других зданиях вокруг. Думаю, мало кто раньше обращал на это внимание. На остановке у театра драмы им. Кольцова я первый раз заметила, как величественно выглядит слияние классицизма и ампира. И пусть снаружи не найти элементов викторианской эпохи, но внутри все выдержано в этом стиле.
После короткого экскурса в творчество Никитина у его памятника, мы погрузились в мир Вильгельма Германовича Столля. Судя по разговорам посетителей экскурсии, многие открыли для себя этого человека не только как предпринимателя-новатора, но и как мецената. Вильгельм Столль лечил слепых и даже удочерил двух незрячих девочек. Помимо этого, именно его инициативой стали первые велосипедные соревнования. Ближе к заключению экскурсии людей стало меньше, но самые любознательные дошли до Мариинской гимназии. Здесь нам рассказали, как получали начальные художественные навыки уроженцы Воронежа, ученики Репина — А.А.Бучкури и Е.А.Киселева. Их картины сохранились в фондах музея им.Крамского.
«Любой памятник – попытка указать на что-то важное»
Конечной точкой нашего маршрута стал памятник Петру I. Денег на его создание дал Александр II в 1860 году. Интересен тот факт, что изначально Петр должен был смотреть в другую сторону – на Азов, но тогда он оказывался спиной к губернаторскому дому, поэтому памятник поставили иначе, оправдав это тем, что император смотрит на Санкт-Петербург.
В Петровском сквере наше путешествие завершилось, и я решила спросить о впечатлениях присутствующих. Каждый узнал для себя что-то новое о привычном, казалось бы, центре родного города. Теперь места, мимо которых мы ходили каждый день, не задумываясь об их истории, наполнены смыслом.
Материал подготовила:
Рыжкова Дарья,
фото Сергея Соболева