Юрий Поляков подвёл итоги Года театра: традиционный русский театр практически уничтожен
- Текст:Юрий Данилов
- Фото:соцсети
«Разумеется, традиционалисты, как всегда, побеждены не в открытом бою, в состязании за любовь народа, симпатии зрителей и полные залы. Нет, их опять одолели с помощью хитрых аппаратных игр, многоходовых интриг и некомпетентности тех, кто принимает решения».
По мнению писателя и драматурга Юрия Полякова, «минувший Год театра запомнится окончательным разгромом русского традиционного театра, который всегда воспитывал, просвещал, взывал к совести зрителя, к его чувству справедливости, учил добру». И сделано это без оглядки на зрителя. Сегодня не редкость сцены «повального бегства с премьер в театрах, напоминающих драмкружок при центре реабилитации малолетних токсикоманов».
В своей обширной статье, опубликованной в еженедельнике «Аргументы недели», Юрий Поляков подробно анализирует современную театральную ситуацию, объясняет причины изгнания Татьяны Дорониной, суть «бояковщины», засилье постмодернизма на подмостках.
Всё это не случайно. «В нынешней ситуации куда спокойнее, если театр, литература, кино взывают не к чувству справедливости, а эксплуатируют любопытство человека, по преимуществу нездоровое. Если зритель воспалился, видя, как актриса на сцене демонстрирует групповой орал, власти плевать. Разве что православные активисты возмутятся. А вот от воспалённой гражданской совести бывают волнения», – пишет Юрий Поляков.
По его мнению, Татьяну Доронину «ушли» по распоряжению с самого верха, потому что «в эпоху политического постмодерна, сознательного размывания границ между плохим и хорошим она упорно пыталась сохранить свой театр как кафедру для нравственной проповеди». «Ну не смешно ли взывать со сцены к совести у нас в стране, где министр с тремя гражданствами и пятью виллами в разных концах света считает картофелины в продовольственной корзине пенсионера?!», – восклицает Поляков.
Следующий, по мнению автора статьи, – Малый театр: «Думаю, уже обивают пороги администрации президента желающие прописать в Доме Островского транссексуалку Катерину, бросающуюся с кручи из-за того, что горожане не поняли её трансгендерной трагедии. Хочется выйти на Красную площадь и громко спросить: «Дорогие отцы и матери Державы, вы то своих детей-внуков куда водить будете, когда прикроете последний традиционный театр? На «Золотой ключик», где у Буратино длинный фаллос вместо носа?»
Поляков подробно анализирует мировоззрение и творческий потенциал Эдуарда Боякова, вынося этому перекрасившемуся деятелю суровый приговор. МХАТ имени Горького под его руководством погибает, превращаясь в гипертрофированную «Практику». А в те годы, когда Бояков был куратором «Золотой маски» и топ-менеджером «Практики», «мата-перемата со сцены я наслушался столько, сколько не слыхал в казарме за всё время срочной службы», – пишет Юрий Поляков.
Он также раскрывает, как и кому присуждаются «Золотые маски», как потом золотомасочные «гении», получая в своё распоряжение театры, разваливают их за короткое время, оставляя после себя руины.
Полностью статью «Мельпомена повержена, или Здравствуй, местечковый холуин» можно прочитать здесь.