(к 75-летию режиссёра)

Перечисление отечественных и международных кинематографических наград этого талантливейшего режиссёра заняло бы, в статье о нём немало места. Покорив зрителей такими фильмами как «Блондинка за углом», «Единожды солгав» и «Собачье сердце», снятыми ещё в 80-х годах, он восхищал нас своими работами и в 90-е, и в начале 2000-х. Продолжает удивлять и радовать многочисленных поклонников этот уникальный художник по сей день. Жизненный путь Владимира Владимировича Бортко и его творческая биография особенно интересны и показательны сегодня, когда в его родной Украине происходит столько противоречивых и страшных событий, разделяющих два великих братских народа, у которых долгое время была общая история выдающейся культуры и искусства.

 Владимир Бортко родился 7 мая 1946 года в семье театрального режиссёра Владимира Владимировича Бортко и актрисы Марины Федотовны Захаренко. Воспитывался он в семье украинского советского драматурга Александра Евдокимовича Корнейчука (известного на всю страну своими пьесами «Гибель эскадры», «Платон Кречет», «Богдан Хмельницкий», «Фронт», «Память сердца»…). После учёбы в Киевском геологоразведочном техникуме в середине 60-х служил в советской армии, потом три года работал техником-электриком в «Военпроекте» города Киева.

В 1969 году Владимир поступил в Киевский государственный институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого, где учился в мастерской Р.Р. Ефименко и В.Л. Чубасова. Окончив институт, Бортко сначала работал ассистентом режиссёра на киностудии имени А. Довженко, а после там же режиссёром-постановщиком. В 1976-м Владимир Бортко снял свой первый (не считая дипломной короткометражки «Доктор») фильм «Канал». Его удачный дебют заметили и пригласили на киностудию «Ленфильм».

Переехав в Ленинград, молодой режиссёр создаст несколько картин, запомнившихся замечательными актёрскими работами. Среди этих лент будут «Комиссия по расследованию», «Мой папа – идеалист», «Без семьи»…

Широкая известность пришла к Владимиру Бортко после комедии «Блондинка за углом» (1982) по сценарию Александра Червинского, где незабываемо проявил себя блистательный дуэт Андрея Миронова и Татьяны Догилевой. Живой отклик (особенно у киноклубной аудитории) вызовет пронзительный фильм Бортко «Единожды солгав», рассказывающий о художнике, поступившимся в какой-то момент своими принципами ради денег и «благополучной» жизни. Эта серьёзнейшая картина заставит задуматься и главного героя, и зрителей о жизненных ценностях, подлинных и мнимых, вызовет заметный общественный резонанс.

Экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» (1988) принесла Владимиру Бортко мировое признание: фильм был удостоен нескольких международных призов и снискал зрительский успех – огромный и, как говорил режиссёр, неожиданный, но, конечно же,  закономерный и востребованный большой частью зрительской аудитории, жаждущей перемен в стране и разогретой антисоветской информационной пропагандой и политикой (активно начатых в середине 80-х и доведших СССР до разрушения).

Роль профессора Филиппа Филипповича Преображенского стала одной из лучших работ Евгения Евстигнеева, а роль Шарикова открыла для кино Владимира Толоконникова. Вдохновенная картина поразила всех атмосферой, точно передавшей время повествования и фейерверком целого ряда запоминающихся характеров персонажей, талантливо созданных и переданных постановщиком (вместе с исполнителями), который, как и многие, не представлял, какой катастрофой для миллионов людей обернутся новомодные трактовки истории, наивные иллюзии и ожидания новых «светлых времён» наступающих 90-х…

В 1991 году на экраны вышла военная драма «Афганский излом», где снялся итальянский актёр Микеле Плачидо. После комедии 1992 года «Удачи вам, господа!» и до поставленной в 1998 драмы «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» Бортко под псевдонимом Ян Худокормов снимет несколько начальных серий телесериала «Улицы разбитых фонарей», ставшего лидером телевизионного показа, сумевшего при очень скромных финансовых возможностях затмить зарубежные боевики, царившие на наших телевизионных экранах и заливающие их потоками крови и всевозможными ужасами. Легко узнаваемые «менты», с их профессиональными и личными проблемами и не стреляющие направо и налево (как их западные «коллеги» – кровожадные герои нелепых страшилок), пришлись по душе зрителям, уставшим от американизированного варева, навязываемого на всех каналах… К сожалению, детективомания с более однообразными и примитивными фильмами будет продолжаться и впредь в версиях разных постановщиков, так как станет во многом отражением жизни страны, пережившей развал и криминальную революцию со всеми их атрибутами.

В начале 2000-х Владимир Бортко, обратившись к классике, снял впечатляющие сериалы «Идиот» и «Мастер и Маргарита», собравшие большую телеаудиторию и отмеченные многочисленными наградами, в том числе и за рубежом.

В 2009 году на экраны вышел потрясающий по своему размаху художественный фильм «Тарас Бульба» с украинским актёром Богданом Ступкой в главной роли. Фильм вызвал огромный зрительский интерес и острую полемику в СМИ России и Украины. Через два года мастер вновь удивил своих поклонников захватывающим историческим сериалом «Пётр Первый. Завещание».

Вызывает уважение и гражданская позиция режиссёра. Он всякий раз откликается на те или иные события политической жизни страны, пытаясь понять их причинно-следственные связи, искренне отзываясь на боли народа, оказавшегося разбросанным после распада Советского Союза по «национальным квартирам» и терпящего бедствия из-за безответственных, циничных политиканов и коррумпированных чиновников. В одном из своих интервью Бортко запомнился такими словами:

«Если спросить наших либералов: вам что, действительно хочется, чтобы тут всё пошло прахом? Боюсь, что мы получим ответ: мы Родину любим, но пусть тут хоть всё сгорит, лишь бы торжествовала либеральная идея». В другом – цитатой из Ф.М. Достоевского: «Странная вещь – русский либерал. Это единственный человек в мире, который ненавидит и бьёт свою мать, свою землю. И малейшая её ошибка – он начинает хохотать, потирать потные ручонки, дико радуется по этому поводу, забывая, что это его мать».

Став депутатом Государственной Думы, Владимир Бортко неоднократно поднимал острые вопросы по поводу положения дел в российской культуре, нашей сегодняшней жизни, принимал активное участие в депутатской работе. Запомнилось интервью о его вступлении в Коммунистическую партию Российской Федерации:

«…С каждым днём утверждаюсь в необходимости и сугубой правильности своего выбора. Я  пришёл в Коммунистическую партию совершенно сознательно.

Я и в КПСС состоял, но в определённый период партийный комитет на нашей студии исчез, и я оказался вне партии. Но чем больше размышлял над происходящим, тем твёрже приходил к выводу, что партийность свою надо обязательно восстановить. И вот почему.

Первое: мне близки и дороги левые, коммунистические идеи как самые справедливые. А второе – мне ещё более дорога моя Родина, Россия. Она, если можно так сказать, сложносочинённая страна. Почему в России всегда был царь-батюшка, а потом Генеральный секретарь? Потому что и тот, и другой объединяли страну.

В России должна существовать идеология, разделяемая большинством населения, которая призвана объединять и скреплять этот гигантский механизм. Иначе неизбежен распад страны на национальные государства.

И то, что после 1917 года на территории бывшей империи восторжествовал марксизм, а не парламентская республика, абсолютно закономерно, так как марксистская идеология является наиболее подходящей идеологией для цементирования многонациональной страны.

Идеологией, объединяющей все её многочисленные народы одной целью – построения наиболее справедливого общества.

Идеологией, не интересующейся, или, по крайней мере, которая не должна интересоваться национальностью участника этого строительства.

Идеологией, заменившей разнообразные религии одной верой – верой в возможность построения справедливого будущего.

Но при всём при том эта идеология традиционно позволяла твёрдо управлять страной из единого центра.

Советская власть объединила страну одной великой идеей – построения светлого будущего на социалистической, коммунистической основе, и у нас успешно создавалась действительно новая общность – советский народ.

Но когда страну развалили, когда отринули и предали светлую идею братства народов, на которой она держалась, стало ясно, что оставшиеся территории скрепляются плохо. Держать их в государстве можно только полицейскими силами…

Любое государство должно быть озабочено двумя главными проблемами. Это умножение собственного народа. И воспитание народа.

Не может быть власть безразличной к тому, кто у неё под началом будет, – сборище неграмотных идиотов или культурное общество, какой и была наша страна при Советской власти. Что бы там ни говорили про нехватку колбасы и т. п., у нас было культурное, образованное общество.

Государство было заинтересовано в воспитании граждан… думало о своём народе, заботилось о воспитании его, о культуре, – бесспорно…».

О своих сомнениях, болях и надеждах Владимир Владимирович Бортко рассказал в книге «НУЖНА ЛИ РОССИИ ПРАВДА?»

Все, кто знают Владимира Бортко, уверены, что своим идеалам и принципам он не изменит никогда. Мы же, отдавая должное важной государственной деятельности выдающегося режиссёра (вместе с ним надеясь на возрождение нашей Великой Родины), ждём от него и новых фильмов, глубоких и талантливых.

                                                                     Владимир  Межевитин