В   ФРОНТОВОМ ВОРОНЕЖЕ

Ранней зимой в фронтовом Воронеже, несмотря на тяготы жизни, несмот­ря на тревожное положение, земляки по-братски приняли соседей, эвакуиро­ванных с Украины. Приехали писатели, композиторы и журналисты централь­ных, фронтовых и армейских газет. Приехали театры, ансамбли.

Большие дома теперь занимали воинские части, штабы. Школы преврати­лись в госпитали, медсанбаты, а то и в казармы… Заводы и ряд воронежских учреждений были вывезены на восток. Уехала труппа драматического театра. Теперь в его здании шли спектакли украинского театра. Регулярно давались концерты симфонического оркестра областной филармонии. Желающих по­пасть на спектакль или на концерт было много. В дни испытаний искусство становилось особенно нужным, дорогим…

Нарядных платьев и черных костюмов с накрахмаленными воротничками в зале почти не было. Их заменила фронтовая форма. Случалось, выходил на сцену администратор и, прервав действие или музыку, называл фамилию и зва­ние какого-то товарища — его вызывали в часть.

Большую работу вел Дом народного творчества. Он стал своего рода диспет­чером концертной деятельности коллективов художественной самодеятельно­сти и бригад артистов эстрады. Концерты проходили в воинских частях, в гос­питалях и для населения города. Их украшали прославленные сказительницы Анна Куприяновна Барышникова, земляки ее величали «бабушка Куприяни-ха», и Анна Николаевна Королькова, с которой выступала небольшая группа песенниц — односельчанок из Тойды. Сказка украшала народное действо так же, как русская гармоника «ливенка» и жалейка. В это время объявился и неза­урядный жалеечник Егор Павлович Володин. Раненые подолгу не отпускали из своих палат полюбившихся артистов.

Рождение хора

Село Анна становилось прифронтовым. По ночам слышны дальние отголос­ки боя. Наша бездеятельность была недолгой. В самой Анне расположился штаб Воронежского фронта. Политуправление обратилось к нам с просьбой: поду­мать об октябрьском концерте. Снова за дело! Подсчитали свой актив. Для по­полнения хора поручили сказительнице Анне Николаевне Корольковой собрать из своего тойденского села нескольких песенниц, кто мог бы к тому же хоро­вод водить.

В ПРИФРОНТОВОМ СЕЛЕ

В селе Анна фонари на улицах не горят. Темень вокруг. Иначе нельзя — село прифронтовое. Иной раз зажженная спичка в ночи беду несет. Как-то на выез­де из Анны, у колодца собрались шоферы военной колонны радиаторы залить. Закурили. Тут девушки по воду пришли. Душевный разговор завязался. Откуда ни возьмись, на такой никудышный огонек бомбы с неба посыпались. Заметил же стервятник!

К моему приезду в домике Анны Ивановны Ивановой народа собралось много. Повечерять, послушать московские новости пришли песенницы даже с дальних улиц. Что им темень, что им крещенские морозы! Я рассказал собрав­шимся, о чем в Москве речь шла. Вслух мечты свои высказывал. Пошел разговор о будущем нашей песни: как снаряжать ее в дальний поход? Кто будет распе­вать песню с молодыми? Ведь без них, хранителей песни, не поднять ее, во весь голос не сыграть.

Долго думали, судили-рядили. Нельзя было ударить лицом в грязь. Ведь Ми­хаил Иванович Калинин, слушая хор в столице, сказал: «Певцы-то артистами стать могут!» Говорили о руководстве хора, думали, что хорошо в нем иметь людей, навсегда связавших себя с певческими «гнездами» родного края. Об­суждали все сообща, по-деловому и в то же время по-родственному. Спорили, какие песни на первый случай потребуются. Одни песни заменяли другими. Тут же напевали мотивы… Главное решили: хору быть!

Невзначай комнату осветило. Где-то у станции ухнуло. Видать, бомбу боль-    шой силы сбросили. Одна из старых песенниц перекрестилась. Анна Николоевна Королькова шутливо сказала: «Прости, Господи, душу грешную. За песней нашей супостат гоняется, погутарить не дает спокойно. Все равно песни сказывать будем, на фронт повезем, а если придется — присказкой потешу. Слушайте:

Сорока летела,

Летела, села,

Посидела, хвостиком повертела

Да опять полетела.

Ее спрашивают:

  • Сорока-душа,
    Где ты была?
  • Табун стерегла.
  • Где ж твой табун?
  • По горам пошел.
  • А где те горы?
  • Черви выточили.
  • А где же черви?
  • Гуси выклевали.
  • А где же гуси?
  • По тернам пошли.
    —А где же терны?
  • Девки выпололи.
  • А где же девки?
  • За мужьев пошли.
  • А где мужья?
  • На войну пошли.
  • А где ж война?
  • Там война, где бьют врага.
  • А какой это враг?
  • Тот враг, кто хочет у народа радость отнять.
    ~ Тогда и мы пойдем бить врага…

Присказка всем понравилась, захлопали в ладоши. Рогинская, входя в роль директора, уверенно заявила: «Такие присказки нам нужны будут. Не охать и ахать только, а веселить фронтовиков надо». Фекла Миляева лукаво спросила: «А такая песня подойдет?» — и, не дожидаясь ответа, скороговоркой звонко запела: Полно, Маша, шаловать, Ох, шаловать, баловать

Константин  Моссалитинов

  И СНОВА В ВОРОНЕЖЕ

Хор запел протяжную песню «Где вы, горы мои». На сцену вышла Анна Николаевна Королькова в праздничном наряде с расписным фартуком, над которым не один день и вечер старательно трудились вышивальщицы. Узнали ее, приветствуют. Из передних рядов руки протягивают, «видаются». Без объяв­ления Анна Николаевна стала сказку сказывать…

Слушатели все настроены по-праздничному. С каким-то особенно радостным волнением, как неожиданное открытие для себя, встречают каждый номер про­граммы. А большинство слушателей — воины. На гимнастерках ордена горят. Песен играли много, без устали. Концерт окончен. Мы в кругу слушателей. Благо­дарности артистам нет конца. А мы в ответ: «Спасибо, наши спасители». Объяви­лось много земляков из Чиглы, Воронцовки, Анны, и пошли разговоры долгие.

В окружении слушателей вышли на улицу. И сразу обратно. Была сильная бомбежка. Били зенитки. Осколки летели на крыши домов, свистели по про­спекту Революции… Затем все стихло.

Оставшись одни, солисты дали волю своему настроению. Молчать было не­возможно. Счастливые, гордые, что доставили столько радости людям, шли ночью домой на Среднемосковскую с песнями. Дома кое-кто и всплакнул — наступила разрядка. Женщинам весна мирная вспомнилась, а с ней радость жизни, ушедшая с войной.

                                                     Константин  Моссалитинов

«Тихонько сказку расскажи — на свете правды больше станет»

В левобережной библиотеке для семейного чтения № 39 ещё в феврале месяце 2017 года прошло мероприятие, посвященное 125 -летию со Дня Рождения известной воронежской сказительницы Анны Корольковой. Судьба Анны Николаевны Корольковой не была похожа на сказку. Тяжёлый труд с детства, две революции, три войны, послевоенная каторжная работа и голод. Но сказке все-таки нашлось место в её жизни. Свой творческий дар Анна Николаевна получила в наследство. В семье Корольковой любили петь и рассказывать. Перед самой войной вышел сборник «Песни и сказки Воронежской области», в котором были напечатаны и некоторые её сказки. В 1969 году вышел отдельный сборник сказок Корольковой в Москве, в издательстве Академики наук. Анна Николаевна получила мировую известность. Её сказки за рубежом издавались в 1970 году — на немецком языке, а в 1976 году — на японском языке. Именем Корольковой названа улица в Левобережном районе Воронежа и центральная улица её родного села Старая Тойда.

Библиотека для семейного чтения № 39 с 2005 года носит имя Анны Корольковой. 15 февраля, в день рождения сказительницы, здесь выступили перед гостями мероприятия самые большие почитатели творчества Анны Николаевны — дети. Они подготовили инсценировку сказки «Почему петух нарядный», спели знаменитые частушки, сочинённые Корольковой.

Мероприятие посетили почётные гости.
Её творчество актуально. Ведь именно возвращение к общечеловеческим ценностям — это то, чего не хватает сегодня для нравственного, духовного возрождения нашего народа. Сказки Корольковой, в которых в простые и красочные образы зашифрована мудрость предыдущих поколений, и сегодня продолжают учить детей и взрослых добру, народной смекалке, любви к родной истории и культу¬ре, к своей малой родине. Неслучайно, рассказывая о своей судьбе, сложной и тяжёлой, как и вся история России в это время, она призывает нас любить свою Родину: «Ведь ничего, детушки, нету на свете милее родимого места».
Ожившая сказка поселилась в библиотеке на втором этаже. Здесь руками работников создана «Комната сказок», в которой собраны персонажи из произведений корольковой. Посетить её может любой желающий, и таких много. Сюда не только приходят читатели из Левобережного района, но и приезжают родители с детьми из других районов города. Сказка нужна и детям, и взрослым. Вот только взрослые несут ответственность за то, чтобы народная сказка не исчезла совсем.

Фоторепортаж, пройдясь по «Комнате сказок» в Библиотеке №39 : 

Материал подготовил: Сергей Соболев