ВЯЧЕСЛАВ  БУХАРОВ.  АКТЁР  И  МУЗЫКАНТ

 7 мая родственники, друзья и поклонники простились с актёром и музыкантом ВЯЧЕСЛАВОМ  ГЕННАДЬЕВИЧЕМ  БУХАРОВЫМ.  Он ушёл из жизни в 62 года после тяжёлой болезни.

Слава был человеком, обладавшим многими талантами, которые он сумел воплотить в ряде своих театральных и киноработ, а также работ музыкальных. После окончания театрального факультета Воронежского государственного института искусств (ВГИИ, курс народного артиста РСФСР Н.В. Дубинского, 1987 г.) он несколько лет работал в Драматическом театре Балтийского флота в городе Лиепая (Латвия). После распада Советского Союза и закрытия лиепайского театра Вячеслав переехал в Москву, где какое-то время сотрудничал с театром «Сатирикон», в котором тогда работала команда выпускников ВГИИ – Фёдор Добронравов, Александр Журман, Сергей Дорогов, Михаил Вандышев, Эльвира Кекеева.

В 1993-м на съёмках фильма «Тацу» Вячеслав Бухаров (игравший главную роль) познакомился с руководителем известной рок-группы «Крематорий» Арменом Григоряном, который предложил актёру, имевшему ещё и музыкальное образование по классу скрипки, попробовать себя в качестве участника коллектива. Вскоре талантливый воронежец стал не только скрипачом григоряновской команды, но и клавишником, гитаристом и исполнителем некоторых песен.

Вот как о судьбоносном знакомстве Бухарова и Григоряна во время съёмок картины, снимаемой по мотивам рассказа писателя Леонида Бородина «Вариант», и этапах судьбы Вячеслава вспоминает режиссёр и актёр Владимир Межевитин:

«…В 1994-м году состоялась премьера картины «Тацу», снятой на «Мосфильме» воронежцем Вячеславом Лагуновым. Запомнившейся она оказалась по разным причинам: и тем, что стала дебютом режиссёра в кино, и участием в ней вместе с московскими исполнителями воронежских актёров, и отчаянным преодолением экономических и организационных трудностей сложного для молодых постановщиков съёмочного процесса… Начиналась же эта киноработа задолго до упомянутого видеорождения с замечательного литературного произведения, принадлежавшего перу писателя Леонида Бородина – его рассказа «Вариант», опубликованного в Советском Союзе в конце 80-х годов.

Биография самого Бородина чрезвычайно интересна, удивительна и драматична. Жизнь теперь уже признанного и уважаемого литератора вместила в себя два тюремных заключения «за политику», последнее из которых в 1982 году предполагало десять лет тюрьмы и пять лет ссылки… Ему сначала вменяли участие в студенческой группе монархического направления (в 60-х), а затем участие во взрослой организации православного толка, «по-своему» рассматривавшей будущее нашей государственности, а также хранение запрещённой литературы, написание стихов, рассказов и повестей, публиковавшихся в зарубежных издательствах и самиздате. В годы «холодной войны» СССР, находившийся в противостоянии со странами, потерпевшими поражение во Второй мировой, но желавшими реванша (ослабления, а то и уничтожения советского государства), вынужден был себя и свою идеологию защищать, то принимая участие в военных конфликтах в Корее, Венгрии, Чехословакии, Вьетнаме, то борясь с диссидентствующим движением внутри, прибегая то к высылке «инакомыслящих», то к арестам. Война между блоками – капиталистическим и социалистическим – велась нешуточная. К тому же Победа наша в Великой Отечественной далась очень тяжело и сопровождалась большими жертвами. Новой войны и предпосылок её Советский Союз стремился избежать самыми разными способами, иногда и довольно крутыми…

К сочинительству, как утверждал Бородин, его и подвигла тюрьма: он очень хотел с помощью бумаги и карандаша отвлечься от окружающей его действительности, как-то разобраться с ней и своей жизнью, самому себе объяснить и придать какой-то новый смысл своему существованию. Бородинские тетрадки, убористо исписанные, сначала проникли на волю, а потом и в заграничные журналы «Посев» и «Грани». Проза Бородина обрела успех у читателей, ему были присуждены несколько литературных премий за рубежом, а с «перестройкой» его рассказы, повести и романы стали выходить и в России. Да и сам писатель был реабилитирован.

Одним из лучших рассказов первой книги Леонида Бородина «Повесть странного времени» и явился тот самый «Вариант», обративший на себя внимание автора этих строк и его однокурсника по режиссёрскому факультету Вячеслава Лагунова, ставший впоследствии основой сценария фильма «Тацу»… В рассказе действовала пятёрка молодых людей, решивших несовершенство, «уродливую кривизну» окружающей реальности усовершенствовать и «выпрямить» на свой лад. Трагедию юных героев, их лидера Андрея – романтичного и смелого, отчаявшегося и взбунтовавшегося, загнанного в угол и трогательного, – показал Бородин ярко и пронзительно.

Желанием поставить «Вариант» увлёкся выпускник ВГИКа – воронежец Вячеслав Лагунов, и взялся за съёмки с оператором Филиппом Фёдоровым в печально известном 93-м, что само по себе уже было смелым поступком. В кинематографе царила разруха, катастрофически не хватало денег, и потому пустовали павильоны «Мосфильма». Авторы киноленты, значительно расширив рамки рассказа, написали свой сценарий, более громоздкий и, может быть, несколько потерявший в качестве содержания, где иной раз психология уступала место стёбу. Подтекст и накал бородинской прозы перенести на экран удалось не во всём. Кроме того, картина долго монтировалась, переделывалась, меняла названия.

Любопытный фильм тем не менее состоялся благодаря и операторской работе, и участию в нём таких личностей, как Армен Григорян и Настя Полева, рок-групп «Крематорий» и «Молотов коктейль», и тому, что кинематографистам удалось зафиксировать дух времени, дыхание 90-х – противоречивость, прелесть и трагедию бытия. Запомнились актёрские работы главного героя –Вячеслава Бухарова, а также Никиты Прозоровского, Виктора Троегубова. Для Славы Бухарова и Армена Григоряна, блеснувших в картине, это был первый опыт в кино. На съёмках они подружились и после того, как Вячеслав побывал на нескольких выступлениях «Крематория», у него возникло желание попробовать себя проявить и на музыкальном поприще, став участником этой уже довольно популярной, особенно среди молодёжи, группы. Композиции «Крематория», автором которых в основном являлся его руководитель Григорян, были любопытны музыкальными находками и текстами песен – то философскими, то ироничными или саркастичными, а часто и абсурдистскими, оригинально отражающими внутренний мир песенных героев (личностей мечтающих, бунтующих, отчаявшихся и даже деклассированных) и время, выпавшее на их долю.

С участием Славы Бухарова выходили такие диски рок-группы, как «Танго на облаке» (1994), «Текиловые сны» (1995), «Бесы в моих снах» (1995), «Микронезия» (1996), «Ботаника» (1997), «Гигантомания» (1998), «Трилогия. «Крематорий». CD 1, CD 2, CD 3 (1998), «Три источника» (2000), «Реквием для всадника без головы» (2001), «Солнце, ветер и столбы» (2001)…

Команда под руководством Армена Григоряна, в которой Бухаров занимал своё особое место, успешно гастролировала по городам не только нашей страны, а и за рубежом (США, Израиль…).

В 2000-е Вячеслав Бухаров находил время и для съёмок в кино. В списке его работ около тридцати фильмов. Там есть и заметные яркие роли, есть и эпизоды. Вот лишь некоторые из них: «Ландыш серебристый» (2004), «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» (2008), «Морской патруль» (2009), «Паутина» (2009), «Братья по обмену» (2013 – 2014), «Ёлки 1914» (2014), «Уйти, чтобы вернуться» (2014),  «Время колокольчиков» (2016), «Вышибала» (2016), «Мосгаз. Дело № 4» (2016)…

Надо сказать, что Слава был всегда душой любой компании. Я помню его ещё со студенческих лет в Воронеже активно участвующим в отрывках, спектаклях, капустниках, для которых он писал песни и стихи. Участвовать в институтских вечерах его приглашали ребята с разных факультетов, и он никогда не отказывал, готов был репетировать днём и ночью, появлялся на музыкальных вечерах то с гитарой, то с баяном или скрипкой. В институте ему повезло с педагогами. Курсом руководил выдающийся актёр Николай Вячеславович Дубинский, который начинал свой путь в легендарной «Александринке», где дружил с Борисом Бабочкиным, Михаилом Царёвым, Николаем Симоновым, Натальей Рашевской

Режиссёрами дипломных спектаклей были замечательнейшие мастера – выпускник Щукинского училища Владимир Степанович Сисикин и выпускник ГИТИСа Юрий Александрович Лактионов.

Мы со Славой учились на разных курсах. Он поступил после службы на Черноморском флоте, а я чуть раньше, после окончания политехнического вуза. Помню, как мы вместе репетировали Шукшина и Булгакова с режиссёром Владимиром Сисикиным. Столько было радости при общении с постановщиком и ребятами, участвовавшими в репетициях. Импровизации, музыка, гитары, погружение в шукшинский и булгаковский миры, в их героев… Продолжали общение и товарищество со Славой и после получения дипломов, в Воронеже и Москве многие годы… Его болезнь, с которой он мужественно боролся, и уход представляются какой-то чудовищной нелепостью, трагедией для всех близко знающих его людей. В нём было столько талантов, доброты и света, что к нему тянулись и примагничивались едва ли не все, кто знакомился с ним и попадал под обаяние его личности. Что ещё отличало Вячеслава, так это его гражданская позиция. Он был неравнодушен к горю людей, оказавшихся после развала советской страны – нашей Родины – среди обманутых, обездоленных, брошенных государством в 90-е годы. Переживал их проблемы, как свои собственные, активно интересовался происходящими событиями как в России, так и за рубежом, возмущаясь социальными катаклизмами, чудовищным расслоением общества, властью, оказавшейся в руках кучки ловких и циничных дельцов, присягнувших мамоне и поступающихся интересами миллионов соотечественников, а также безумием мира, скатывающегося к Третьей мировой войне…

Хочется сказать ещё, что ему повезло с семьёй, которая любила его и поддерживала всегда. Во время тяжёлой болезни, свалившейся на Славу, рядом с ним были мама Тамара Павловна и брат Андрей, помогавшие ему как только могли, а также и самые близкие друзья, оказывавшие моральную и материальную помощь другу, доживавшему последние дни с пенсией в 12 тысяч рублей… Невозможно поверить, что он ушёл. Кажется, что уехал в очередную экспедицию или на гастроли. Так и говорят мне многие, с кем приходится общаться в эти дни».

Владимир Межевитин.