(к 75-летию со дня рождения Натальи Гундаревой)
Эта выдающаяся русская (советская) актриса полюбилась зрителям с первых же своих работ в театре и кино. Она была женственна, обаятельна и незабываема в самых разных жанрах – от комедии до трагедии, достигнув с годами мастерства, позволяющего ей создавать образы яркие, масштабные, проникновенные. Последние годы своей жизни Наталья Георгиевна была больна, перенеся инсульт, но все, кто знал и ценил её талант, надеялись на выздоровление Гундаревой и встречу с ней в новых работах… Народная артистка России ушла из жизни в 2005 году, оставив нам свои фильмы и спектакли, своё удивительное, редкостное дарование, запечатлённое на плёнках и в нашей памяти.
Она родилась в Москве в 1948 году (28 августа) в семье инженеров. В восьмом классе стала посещать театр при городском Дворце пионеров, где вскоре и пришли к ней первые сценические успехи. Но, несмотря на явные актёрские способности, Гундарева после школы собиралась пойти по стопам своей мамы – стать инженером-проектировщиком. Но судьба распорядилась иначе. Друг детства Натальи Виктор Павлов (он уже работал в Театре имени Ермоловой), всегда восхищавшийся её сценическим талантом, уговорил поступать в театральный.
В Щукинском училище, куда она пришла сдавать экзамены, был огромнейший конкурс, однако Наталью Гундареву это не смутило, и она поступила на курс к замечательному актёру и педагогу Юрию Васильевичу Катину-Ярцеву. Однокурсниками её оказались многие будущие звёзды – Юрий Богатырёв, Константин Райкин, Наталья Варлей… В стенах театрального вуза Наталья Гундарева довольно быстро стала одной из лучших студенток. На втором курсе она блестяще сыграла несколько отрывков, в том числе и Домну Платоновну из «Воительницы» Лескова, и сам ректор училища Борис Захава заявил: «Я хоть сегодня готов выдать Гундаревой диплом об окончании училища!»
Когда весной 1971 года учёба была завершена, выпускницу пригласили к себе сразу четыре (!) московских театра: МХАТ, «Современник», Вахтанговский и имени Маяковского. Гундарева выбрала «Маяковку», которую возглавлял Андрей Гончаров. В театре она сначала играла в массовке, эпизодах и небольших ролях. Роли были разные: жена вора Каспара в спектакле «Конец книги шестой», дочь Ванюшина Катя в «Детях Ванюшина», сибирячка Василиса Одинцова в «Марии» и другие.
В 1973 году Наталья Гундарева сыграла свою первую главную роль – Варьку в спектакле «Дума о Британике». За неё молодая актриса была удостоена премии на Московском городском смотре творческой молодёжи.
В середине 1972 года состоялся двойной дебют Гундаревой – на телевидении и в кинематографе. В телевизионном спектакле ей посчастливилось работать с режиссёром Леонидом Хейфецем, который пригласил её на роль Марфиньки в экранизацию «Обрыва» И. Гончарова. А в кино её пригласил режиссёр «Ленфильма» Виталий Мельников на лирическую комедию «Здравствуй и прощай». Съемки картины проходили летом в донской станице Приморская. Несмотря на то, что Гундарева всю жизнь прожила в городе, ей удалось удивительно точно, самобытно и пронзительно сыграть молодую деревенскую женщину.
Фильм «Здравствуй и прощай» вышел на экраны в 1973 году и был очень тепло принят публикой. Тогда же режиссёр Михаил Богин пригласил её на одну из ролей в свою картину «Ищу человека», в которой Гундарева снималась с воронежскими артистами – Мануковской, Черновым, Краснопольской. А через год актриса блеснула в фильме Андрея Смирнова «Осень».
В те же годы успешно развивалась театральная биография актрисы. В мае 1974 года состоялась премьера спектакля «Банкрот», в котором Гундарева сыграла Липочку, произведя настоящий фурор в театральной Москве. Такой блистательной игры в комедийной роли от молодой актрисы не ожидал никто. Вскоре она ярко проявила себя и в спектакле «Трактирщица», поставленном на телевидении режиссёром Александром Белинским.
Фильм «Сладкая женщина» с участием Гундаревой вышел на экраны страны в 1977 году и прошёл с большим успехом. В том же году Наталья Георгиевна была названа лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».
Во второй половине 70-х она запомнилась в картинах: «Подранки», «Гарантирую жизнь», «Смешные люди», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон» (Государственная премия РСФСР), «О бедном гусаре замолвите слово». На театральной сцене в тот же период она сыграла Люську в «Беге» М. Булгакова и Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда». Трагическая роль Катерины Измайловой стала одной из лучших работ Гундаревой в театре.
В 1981 году, после выхода на экраны фильма Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя», актрису ждал новый триумф. Она получила призы на фестивалях в Авеллино, Вильнюсе и Варне. На последнем смотре Гундареву наградили призом как исполнительницу лучшей женской роли (такой же приз получила и французская актриса Роми Шнайдер).
В 80-х Наталья Георгиевна продолжала довольно активно работать в театре и кино, снявшись в картинах режиссёров разных жанров. Зрители увидели её в фильмах: «Уходя – уходи», «Белый снег России», «Дульсинея Тобосская», «Незваный друг», «Подросток», «Срок давности», «Одиноким предоставляется общежитие», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Хозяйка детского дома», «Зимний вечер в Гаграх», «Дети Солнца», «Личное дело судьи Ивановой», «Подвиг Одессы», «Прощание славянки», «Трактирщица», «Жизнь Клима Самгина», «Аэлита, не приставай к мужчинам!», «Две стрелы», «Оно», «Сердце не камень».
В 1984 году Наталье Гундаревой была присуждена Государственная премия СССР за спектакли последних лет, сыгранные на сцене Театра имени Маяковского: «Леди Макбет Мценского уезда», «Молва», «Жизнь Клима Самгина», а в 1986 присвоено звание народной артистки РСФСР.
Творчески удачным оказалось для Гундаревой начало 90-х. Сыграв одну из главных ролей (Жанна) в фильме Леонида Менакера «Собачий пир», она была удостоена за неё главного приза на Всесоюзном фестивале актеров советского кино «Созвездие-91». Кроме этого фильм был удостоен «Ники-90» и получил специальный приз на фестивале в Монреале. Чуть раньше Н. Гундаревой было присвоено звание народной артистки СССР.
До середины 90-х Гундарева снялась ещё в 14 фильмах: «Искушение Б.», «Паспорт», «Затерянный в Сибири», «Небеса обетованные», «Тысяча долларов в одну сторону», «Виват, гардемарины!», «Гардемарины-III», «Чокнутые», «Курица», «Заложники дьявола», «Осколок Челенджера», «Альфонс», «Личная жизнь королевы», «Петербургские тайны». Во второй половине 90-х годов (во время развала отечественного кинематографа) Наталья Георгиевна снималась редко, предпочитая работать в театре, где она продолжала премьерствовать как одна из лучших актрис…
Владимир Межевитин