Киноклуб «Слово» имени Владимира Павловича Шуваева встречу, завершающую третий сезон, посвятил наиболее ярким юбилярам весны – лета 2019 года. В афише были заявлены поэт и сценарист Булат Окуджава; сценарист и писатель Борис Васильев; режиссёр Татьяна Лиознова; писатель, режиссёр, актёр Василий Шукшин. Об этих удивительных личностях вспоминали собравшиеся с особой благодарностью и любовью.

Помимо героев вечера, имена которых украшали афишу киноклуба, участники говорили и о других деятелях отечественного и мирового кинематографа, чьи юбилеи отмечались в ближайшее время. Среди них были режиссёры Глеб Панфилов (21.05.1934), Алексей Сахаров (17.04.1934), Алексей Салтыков (13.05.1934), Виктор Титов (27.03.39), Владимир Скуйбин (3.06.1929)… Оператор Вадим Юсов (20.04.1929)… Сценаристы и писатели Юрий Бондарев (15.03.1924), Александр Бородянский (03.02.1944)… Актёры Олег Янковский, Александр Хочинский, Александр Вертинский, Ирина Муравьёва, Владимир Самойлов, Татьяна Пельтцер, Ольга Волкова, Валерий Гаркалин, Леонид Дьячков, Валентина Сперантова, Владислав Дворжецкий, Донатас Банионис, Вячеслав Шалевич, Иван Бортник, Борис Блинов…

Вспоминая о таланте певца, поэта и киноактёра Александра Вертинского, отдали должное его легендарным коллегам юбилярам Жаку Брелю (08.04.1929) и Шарлю Азнавуру (22.05.1924).

Признательные слова были высказаны и в адрес выдающегося режиссёра и актёра Чарли Чаплина (16.04.1889 – 25.12.1977), внёсшего огромнейший вклад в развитие киноискусства (с большой теплотой относившегося к нашей стране и с нескрываемым восхищением к советскому кинематографу).

Основная часть встречи была посвящена творческой биографии Василия Макаровича Шукшина (25.07.1929 – 02.10.1974), что вполне понятно, ибо с его именем и нашим городом были связаны несколько юбилеев.

Весной 1959 года Шукшин снимался в Воронеже в одном из первых своих фильмов «Золотой эшелон» (режиссёра Ильи Гурина), а в мае 1964 – в ДК им. С.М. Кирова состоялась премьера его кинокартины «Живёт такой парень» и встреча со зрителями. В 2004 году на здании Дома культуры установлена мемориальная доска в память о Василии Макаровиче. Его именем названа и одна из улиц Воронежа. Сказать о нём хочется особо.

СОВЕСТЛИВЫЙ  ТАЛАНТ  ВАСИЛИЯ  ШУКШИНА

Он умер в ночь с 1-го на 2-ое октября 1974 года 45 лет отроду, шокировав всех своим ранним уходом. Начал свой творческий путь едва ли не в тридцать, успев за 15 лет работы сделать столько, что другим хватило бы на несколько жизней. Сумел создать 6 фильмов, сняться в двух десятках картин, выпустить несколько книг вдохновенной пронзительной прозы. Имя его золотыми буквами вписано в историю отечественной культуры. Говорить о нём хочется ещё и ещё…

Большая часть недолгой жизни этого выдающегося художника ушла на далёкие от «мира искусст­ва» жизненные университеты, ко­торым сопутствовали голодное дет­ство в семье без отца, погибшего по навету в годы репрессий, не оконченная из-за войны школа и целый перечень рабочих профессий, сопровождаю­щих будущего писателя до призы­ва в армию.

Вернувшись после службы на Алтай, Василий Шукшин экстерном сдаёт экзамены на аттестат зрелос­ти и становится директором вечер­ней школы в родном селе Сростки Бийского района, где начинает пре­подавать литературу и историю. Од­нако вскоре он оставляет работу и уезжает учиться в Москву. Преодо­лев жесточайший конкурс, Шукшин поступает во ВГИК, в режиссёрскую мастерскую Михаила Ромма.

Знаменитый постановщик и сце­нарист, Ромм оказался наставни­ком Василия Шукшина не только в кинематографе, но и в литерату­ре. Одним из первых он угадал в своем студенте редкостный талант – самобытный и многообещающий. Именно Михаилу Ромму приносил Шукшин свои рассказы, готовя их к печати. Советы Михаила Ильича и его поощрения вселяли уверен­ность в начинающего прозаика и кинематографиста.

Первые актерские удачи Шук­шина совпали с успехами литера­турными. Одновременно со съемка­ми фильма «Два Федора» в журна­ле «Смена» появляется рассказ «Двое на телеге» (1958), положив­ший начало серии впечатляющих журнальных публикаций. Из них сложился дебютный сборник «Сель­ские жители» (1963), а потом вы­шли «Там, вдали» (1968), «Земля­ки» (1970), «Характеры» (1973), роман «Любавины» (1965)…

Славу режиссеру Шукшину при­нес фильм «Живет такой парень» (1964), получивший призы на не­скольких фестивалях, в том числе и на Венецианском. Картина, сня­тая по шукшинскому сценарию, об­ратила на себя внимание критики и зрителей свежестью художественной манеры, юмором, обаятельным об­разом молодого героя, алтайского шофёра Пашки Колокольникова.

В дальнейшем писательская и кинематографическая деятельность Шукшина во многом переплелись, объединенные общностью темати­ки, метода, образов, мотивов. Сквозь жизненные наблюдения, точ­ность бытописания, разнообразие характеров все яснее проступала ве­дущая тема нравственных исканий, раздумья о цели и смысле жизни, человеческом предназначении, вы­рисовывался образ любимого героя Василия Шукшина – человека из народа, талантливого, чуждого ко­рысти, потребительству и мещан­ству.

В фильмах «Ваш сын и брат» (1966, Государственная премия РСФСР), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972) сформиро­валось уникальное мастерство Шук­шина-художника, тяготевшего к социальному и психологическому анализу сложных явлений и обще­ственных процессов в современной русской деревне и в городе, их ост­рых проблем и противоречий.

Попытка истолкования харак­тера народного вождя, причин и следствий «русского бунта» пред­принята Шукшиным в нереализо­ванном сценарии фильма о Степа­не Разине, позднее переработанном в роман «Я пришёл дать вам волю» (1971). Кинодраматургия Шукшина была связана с его прозой настоль­ко тесно, что персонажи рассказов, переходившие в сценарии, всегда со­храняли шукшинскую народную разговорную речь, жизненную до­стоверность и подлинность, емкость психологических характеристик. Стиль режиссёра отличали лаконич­ная «простота», ясность, демократизм выразительных средств в сочетании с поэтическим изображением при­роды, внутренней ритмической орга­низацией кадра и монтажа.

Шукшин-актёр снялся более чем в двадцати фильмах, пройдя (как уверяли биографы) от ти­пажных образов «людей из наро­да» к рельефным экранным порт­ретам с точно проработанными де­талями и резко очерченным общим контуром. Таковы целинный шофер Степан («Алёнка»), директор ком­бината Черных («У озера», 1970, Го­сударственная премия СССР), крес­тьянин Иван Расторгуев («Печки-лавочки»), солдат Лопахин («Они сражались за Родину») и Егор Прокудин в «Калине красной» (1973) – итоговом произведении, в котором наиболее отчетливо проявились по­стоянные темы художника, и преж­де всего тема нравственного долга, вины и расплаты.

В первый же год показа «Калину красную» посмотрело более 62 миллионов зрителей. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку картине была присуждена главная премия. Фильм также получил несколько престижных международных наград в Польше, Югославии, приз фестиваля в Западном Берлине… По опросу журнала «Советский экран» «Калина красная» была названа лучшим фильмом года, а Василий Шукшин – лучшим актёром. Это пронзительное произведение, ставшее классикой мирового кинематографа, и сегодня смотрится на одном дыхании, заставляя нас вновь и вновь сопереживать героям, а вместе с ними размышлять о судьбах самых разных людей и, конечно же, о судьбе собственной, вписанной в контекст времени и страны, в которой мы живём…

Среди других ролей наиболее значимыми стали: Низовцев («Золотой эшелон»), Иван Лыков («Про­стая история»), Председатель кол­хоза («Когда деревья были больши­ми»), Геннадий Николаевич («Миш­ка, Серёга и я»), Фёдор («Мы, двое мужчин»), Жорка («Какое оно, море?»), Кропачёв («Журналист»), Кравченко («Три дня Виктора Чернышёва»), Отец («Мужской разго­вор»), маршал Конев («Освобожде­ние»), Василий Андреевич («Даурия»), Федотов («Если хочешь быть счастливым»), драматург Фёдор («Прошу сло­ва»)…

Последней работой Василия Шукшина стала роль солдата Лопахина в картине «Они сражались за Родину», в которой он успел отсняться почти целиком. Режиссёр Сергей Бондарчук лишь доснял с другим актёром несколько недостающих кадров. Дублёром Василия Макаровича оказался Юрий Соловьёв – бывший вгиковец, хорошо знавший Шукшина по институту. Актёр не сразу решился выступить в такой необычной роли: слишком остро он чувствовал боль от потери товарища. Но надо было спасать картину. И Соловьёв вышел на съёмочную площадку… Существовала и рабочая черновая фонограмма с голосом Шукшина. Для фильма она, к сожалению, по техническим причинам не подходила. Выручил ленинградский актёр Игорь Ефимов, который был мастером дубляжа с огромным опытом. Он озвучил роль Лопахина очень точно. Без шукшинского голоса нельзя было себе представить образ шолоховского героя. Слово Василия Макаровича обладало на редкость выразительной интонацией, подтекстом, своеобразными оттенками юмора. В окончательном варианте обаяние речи героя на экране чудесным образом удалось сохранить.

Игорь Ефимов озвучил Шукшина и для фильма Глеба Панфилова «Прошу слова», где одну из двух сцен не успели снять. Шукшин должен был приехать на «Ленфильм» к Панфилову 9 октября, но этим планам Василия Макаровича сбыться не удалось, как и многим другим планам этого выдающегося художника.

Прощание с Шукшиным в Москве вылилось во впечатляющую демонстрацию всенародной любви к Мастеру, подарившему людям замечательные страницы проникновенных книг и незабываемые фильмы, в которых Шукшин блистательно проявил себя и как актёр, и как режиссёр. Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. Безвременная кончина его воспринималась как огромная утрата для всей отечественной культуры.

Необыкновенная одарённость Шукшина и народность его признаны были сразу с первых же рассказов и картин, ставших составной частью общенационального духовного богатства. В прозе своей Василий Шукшин считал ведущей тему душевных поисков. Он перенёс её в кинематограф, тем самым обогатив искусство кино живой традицией классической русской литературы.

О своеобразии шукшинского слова точно высказался писатель Сергей Залыгин: «Всё просто. Всё обыденно. И всё – серьёзно. И восстановлено утерянное было умение русской прозы говорить о малом факте жизни, как о Жизни. Чеховское, бунинское умение. Для классического русского рассказчика первостепенное значение имеет сам факт жизни, а себя самого он ощущал как некий инструмент, как средство выражения всё той же жизни». Один из товарищей Шукшина по ВГИКу – драматург и режиссёр Будимир Метальников, прощаясь с Василием Макаровичем, сказал: «Так, как он знал жизнь русского народа, знают немногие, так, как он умел изображать эту жизнь, не умеет никто. И это делает его большим национальным художником. И дело тут не только в неповторимости таланта, каждая индивидуальность неповторима (хотя нередко можно обнаружить сходство!), – дело в происхождении и, я бы сказал, в назначении таланта. Шукшин прошёл огромный путь от глубин русской народной жизни до самых больших высот искусства. И сумел на этом пути не потерять и не оборвать животворные связи с теми, от кого и от чего начинался он – Василий Макарович Шукшин».

Художник Шукшин нам дорог тем, что литература его и кинематограф нравственно ориентированы. В этом его гуманизм, и в этом же – этический урок бескомпромиссной жизни в искусстве. Для себя он раз и навсегда понял: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду». В одном ряду с Правдой у Шукшина всегда стоят Любовь, Сострадание и Благодарность. Жить по правде, с любовью и состраданием стало шукшинской позицией в искусстве и в жизни. К счастью, не только его одного, а целого поколения наших отцов и дедов, которого нам так не хватает сегодня.

В середине 90-х мне довелось снимать «Солнечный удар» Ивана Бунина для телевидения. Съёмки проходили в Воронеже, где на пристани находился старенький уютный теплоход «Дунай». На нём мы и расположились для работы. Судно было овеяно целым рядом легенд и историй. Когда-то оно являлось базой съёмочной группы фильма «Они сражались за Родину». В одной из кают «Дуная» скончался Василий Макарович Шукшин… Причаливший к воронежскому берегу теплоход казался своеобразным знаком из прошлого – приветом нашему городу, в котором Шукшин начинал свою актёрскую, а потом и режиссёрскую биографию фильмами «Золотой эшелон» (снимавшимся в нашем городе в 1959 году) и «Живёт такой парень» (премьера которого состоялась в Воронеже с участием режиссёра в мае 1964-го).

Сумеем ли мы сохранить память о таких людях, как Шукшин. Сохраним ли Традиции отечественной культуры, Правду, Любовь, Сострадание – как знать?.. Если удастся это сделать, то у нас есть шанс на будущее. А если прогнёмся под изменчивый, чуждый, а во многом и враждебный нам мир, который навязывает всем свои западные «ценности», потеряем себя – то грош нам цена в прямом и переносном смысле этого слова!

P.S. Сегодня в СМИ стало правилом едва ли не каждую биографию выдающегося деятеля культуры наполнять анисоветчиной. Не избежал этой участи и Василий Макарович Шукшин. В передачах и статьях о нём неоднократно высказывалось предположение (а то и утверждение), что в его смерти была виновна власть и соответствующая спецслужба (Государственной безопасности). Всё это несусветной чушью называет товарищ Шукшина, актёр и режиссёр Николай Губенко, который снимался вместе с Василием Макаровичем и обнаружил его мёртвым в каюте парохода «Дунай» (после случившегося накануне сердечного приступа). Пишущие же о «неугодном режиму» художнике почти никогда не говорят о том, что писатель являлся активным членом КПСС (с 1955 года), а до поступления во ВГИК был не только учителем и директором школы, а и инструктором райкома партии. Не вспоминают они также о престижнейших призах и премиях, полученных Шукшиным при жизни, о почётнейшем звании заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969) и, конечно же, о немалых тиражах его книг и журналов, в которых печатались произведения всеми любимого писателя, режиссёра и актёра.

Владимир  Межевитин