(к 95-летию со дня рождения актрисы)
Эту удивительную актрису всегда отличали не только талант и потрясающая внешность, но и доброе сердце, отзывчивость, желание помогать людям, нуждающимся в помощи. Её энергии хватало и на кино, и на работу в театре киноактёра, в Комитете советских женщин и на телевидении, где она несколько лет вела цикл передач, рассказывающих о кинематографе. Преподавала она в Университете культуры, а с творческими встречами и своими фильмами объехала немало городов (и стран), где её всегда принимали радостно и восторженно… Своё обаяние, мудрость и доброту народная артистка СССР Клара Степановна Лучко щедро дарила зрителям многие годы.
Родилась она на Украине, в полтавском селе Чутово, и всегда гордилась тем, что предки её были запорожскими казаками, а она сама родилась в Великой Советской многонациональной стране, где такие понятия, как честность и справедливость, братство и равноправие, дружба и взаимопомощь были основными, определяющими сознание нескольких поколений людей. Во время войны семья была эвакуирована в Среднюю Азию, где Клара Лучко окончила десятилетку и сумела осуществить свою давнюю мечту – связать судьбу с искусством. Сейчас трудно поверить в то, что в военные годы в нашей стране не прекращали творческую жизнь театры (многие из которых выезжали на фронт), работали театральные училища и институт кинематографии. Во ВГИК, эвакуированный в Алма-Ату, поступила Лучко на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которыми восхищалась с детства.
В фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948) дебютировала Клара Лучко. В 1950-м к молодой актрисе пришёл ошеломительный успех. В «Кубанских казаках» легендарного режиссёра Ивана Пырьева она сыграла одну из главных ролей Дашу Шелест. В перестроечные годы по поводу этого фильма можно было услышать немало колкостей. Но люди, прошедшие тяжелейшие испытания в военные и послевоенные годы, пережившие многие тяготы и лишения, воспринимали фильм как светлую надежду на будущее, веру в то, что самое страшное позади и что, преодолев всё, страна сумеет восстановиться, зарубцевать свои раны, и мирная жизнь наполнится счастьем созидания и любви.
После «Кубанских казаков» Клара Лучко снималась много и у самых разных режиссёров, запомнившись в фильмах «Донецкие шахтёры», «Возвращение Василия Бортникова», «Большая семья», «Рядом с нами», «Красные листья», «Снежная сказка», «В твоих руках жизнь», «На семи ветрах», «Государственный преступник»…
Особой вехой в калейдоскопе фильмов актрисы стала картина режиссёра Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Здесь она сыграла фактически три роли: Виолы, Себастьяна и Цезарио. Отправляясь с этим фильмом на Шескпировский фестиваль в Эдинбург, Лучко очень волновалась, ведь до неё Виолу играла знаменитая Вивьен Ли. Однако волнения её оказались напрасными: западные кинематографисты и шекспироведы пришли в восторг как от картины в целом, так от игры Лучко в частности. Надо сказать, что этот фильм многие годы пользовался особой популярностью не только у нас, но и в Великобритании. В 2000 году англичане удостоили Клару Степановну Лучко титулом «Женщина тысячелетия».
В середине 60-х актрисе пришлось пережить неожиданную смерть мужа – известного актёра театра и кино Сергея Лукьянова. Некоторое время она не снималась, пытаясь найти в себе силы, чтобы пережить свалившееся на неё горе.
Новые грани таланта Клары Лучко открыли зрителям её роли в картинах «Цыган», «Возвращение Будулая», «Мы, нижеподписавшиеся», «Бедная Маша», «Карнавал», «Ларец Марии Медичи», «Тревожное воскресенье»…
После распада Советского Союза отечественный кинематограф постигла настоящая катастрофа: фильмов снималось мало, а приватизированные кинотеатры были отданы на откуп американскому кино, часто сомнительного (а то и откровенно отвратительного) свойства. Многие популярнейшие наши актёры, в том числе и Клара Лучко, вынуждены были годами ждать работы, либо, довольствуясь мизерными пенсиями, доживать свой век. К счастью для зрителей, Лучко сумела проявить себя на телевидении в качестве ведущей программы о кино. Продолжала она и общественную деятельность, отстаивая права людей, оказавшихся в трудном «времени перемен» и развала страны. Она старалась помочь старикам, инвалидам, брошенным детям… Активная жизненная позиция (Лучко являлась членом КПСС с 1966 года), стойкость и принципиальность были присущи Кларе Степановне всегда, сделав её личностью многогранной, неравнодушной, граждански состоятельной.
Однажды на вопрос кого-то из журналистов о советском прошлом Клара Лучко ответила, что она гордится своей Великой Родиной, победившей фашизм, сумевшей прорваться в космос, развить науку и промышленность за довольно короткий срок (несколько послевоенных лет), искусство, в котором кинематограф занимал особое место, и многочисленные шедевры, созданные талантливейшими людьми, которым восхищённо рукоплескал весь мир.
В искусстве, наполненном светом, добром, гуманистическими идеалами, лучшими традициями культуры многонациональной страны, – называемом советским кино, Клара Степановна Лучко оставила свой яркий, незабываемый след. Фильмы с её участием продолжают радовать нас и сегодня (после ухода актрисы из жизни в 2005 году), наполняя теплотой и благодарностью наши сердца.
Владимир Межевитин