Этот известнейший актёр ушёл из жизни, недавно отметив свой 85-летний юбилей. А ровно 45 лет назад он был удостоен звания народного артиста РСФСР. На наших экранах сегодня идут фильмы с его участием, напоминая о творческом пути и биографии, являющейся частью истории страны, истории киноискусства…

Он привлёк к себе внимание с первых же своих киноработ, полюбившись зрителям ещё с 60-х годов, снявшись в фильмах Василия Шукшина: «Из Лебяжьего сообщают», «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат». Сыграв в десятках замечательнейших картин, Леонид Куравлёв стал в полном смысле народным любимцем. И пусть ленты последнего времени, в которых он изредка появлялся, не достигали уровня лучших советских с его участием, мы всё равно продолжали любить этого уникального артиста, подарившего нам столько радости и тепла…

Леонид Куравлёв родился в Москве в семье рабочих людей. Его отец работал слесарем на авиационном заводе, а мама в парикмахерской. В раннем детстве Лёня потерял отца. Потом была война, жизнь в северном краю, возвращение в голодную столицу, тяготы послевоенного времени, присущие едва ли не всем пережившим ужасную войну, навязанную нам фашиствующей Европой. В десятом классе Леонид Куравлёв сыграл роль Шванди в спектакле «Любовь Яровая» школьного театра. Многие учителя тогда были удивлены тому, что застенчивый парень, которому трудно давались математика и физика, оказался ярок и убедителен на сцене. Те первые удачные театральные опыты, судя по всему, и породили желание Куравлёва попробовать поступить во ВГИК. Первая попытка успехом не увенчалась, а вот во втором заходе ему повезло в том, что курс набирал знаменитый педагог Б.В. Бибиков (сыгравший профессора в популярнейшем фильме «Приходите завтра», где в роли его голосистой студентки Фроси Бурлаковой блистала Е. Савинова), разглядевший в молодом человеке талант.

Учёба в институте давалась Леониду Куравлёву нелегко. На первых курсах его даже хотели отчислять из-за «профнепригодности». Но в конце концов, приложив немало сил, он не только остался в стенах ВГИКа, но и стал одним из лучших студентов. Тогда, в конце 50-х, его и заметили два выдающихся режиссёра Михаил Швейцер и Василий Шукшин. Их картины «Мичман Панин» и «Из Лебяжьего сообщают» открыли ему путь в кинематограф. Сыграл он небольшие роли в лентах Л. Кулиджанова «Когда деревья были большими» и Е. Карелова «Третий тайм».

Первой же своей по-настоящему звёздной ролью Леонид Куравлёв всегда считал Пашку Колокольникова в фильме Шукшина «Живёт такой парень» (вышедший в 1964 году). Картина имела огромный успех не только у нас в стране, но и за рубежом, получив приз венецианского фестиваля. Однако мало кто знал, что эта роль досталась актёру буквально с кровью. Вот как Куравлёв позднее вспоминал о ней: «Когда меня Шукшин позвал на «Парня», всё повисло на волоске. Мы с ним долго и здорово репетировали, он подыгрывал за моих партнёров, потрясающе всех показывал, даже женщин. Короче, полный восторг. Но вышло так, что я, как говорится, «переиграл» и на пробах был совершенно никакой. Ужасно прошли первые пробы. И когда Сергей Герасимов взглянул на то, что получилось, он Шукшину заявил: «Ну что это такое? Поищите ещё артиста». А Шукшин упёрся: не буду, и всё. Он даже на ссору с Герасимовым (который по отечески любил Василия Макаровича) готов был пойти. И тот в конце концов согласился».

С середины 60-х годов Леонид Куравлёв становится одним из самых снимаемых актёров советского кино. Фильмы с его участием выходят на широкий экран один за другим. Самые значительные его работы того периода: Корнеев – «Время, вперёд!» (1966, М. Швейцер), Хома Брут – «Вий» (1967, К. Ершов), Володя – «Старшая сестра» (1967, Г. Натансон), Шура Балаганов – «Золотой телёнок» (1968, М. Швейцер), Сорокин – «Неподсуден» (1969, В. Краснопольский, В. Усков),  Аркадий – «Начало» (1970, Г. Панфилов), Милославский – «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, Л. Гайдай), Афанасий – «Афоня» (1975, Г. Данелия).

kinopoisk.ru

Одной из важнейших заслуг Леонида Вячеславовича Куравлёва является, наверное, и то, что в двух шедеврах советского кинематографа – «Печках-лавочках» и «Калине красной» – мы увидели потрясающие образы, созданные Василием Шукшиным в собственных постановках. Роль Ивана в «Печках…» была предложена Куравлёву, но во время репетиций он почувствовал: у режиссёра и актёра Шукшина столько «совпадений» с героем, что он и должен сам воплотить его на экране. Леонид под разными предлогами стал увиливать от работы, сказываясь больным, всячески избегая встреч с другом и надеясь на то, что Шукшин, прекрасно показывающий своего персонажа в репетиционном периоде, «примерит» его на себя и на съёмках. Но режиссёр продолжал настаивать на первоначальном замысле, связанном с Куравлёвым. Объяснение всё же произошло, и вот как о нём позже говорил актёр:                                                                                                    «Иду я однажды по длинному-длинному коридору Студии имени М. Горького к Т. Лиозновой – на кинопробу с Л. Броневым в «Семнадцати мгновениях весны» – и вдруг вижу: навстречу движется Шукшин. Бежать некуда, да и глупо бежать, бездарно бежать – взрослый же я человек… Встречаемся: глаза в глаза. У Василия Макаровича по скулам знаменитые желваки загуляли, левая рука в кармане брюк, левым плечом к стене привалился:

– Постой-постой! Поговорим!

А я стою, как мальчишка, потому что – о чём говорить?..

А он глаза сузил и говорит:

– Что ж ты мне под самый-то дых дал?!

И вдруг – такая штука… Ну, спасал я себя, конечно, но всё получилось как-то инстинктивно. Я сказал:

– Вась, ну кто лучше тебя сыграет? Ну кто? Я-то лучше не сыграю! – В этом я был в высшей степени искренен. – Ты написал, ты знаешь… Ну, кто – лучше тебя?

Бывает, что самая простая, для всех очевидная мысль тебе самому иногда и в голову не приходит, другие видят, а ты – нет. Так и в тот раз: я почувствовал, что этого Шукшину не то что никто не говорил – он и сам не думал. Я просто понял по его очень острой реакции: Василий Макарович вдруг насторожился, лицо подобрело.

– Да? – спросил он, словно не веря.

– Ну конечно! Играй сам!

Вот так получилось, что Ивана в «Печках-лавочках» сыграл не я…».

Из наиболее удачных работ Леонида Куравлёва второй половины 70-х – 80-х годов хотелось бы назвать роли в фильмах: «Дамы приглашают кавалеров», «Мы, нижеподписавшиеся», «Маленькие трагедии», «Последняя жертва», «Ищите женщину», «Самая обаятельная и привлекательная». Последняя из названных картин (снятая в 1985 году) заняла в прокате первое место.

Продолжал сниматься Леонид Вячеславович и в 90-е годы, когда Великий советский кинематограф находился в состоянии распада. Фильмы того периода, изобилующие «чернухой», пошлыми комедийными и нарочито кровожадными сюжетами, вызывали у многих неприятие и отвращение, и Леонид Куравлёв старался быть избирательным. Перечитывая предлагаемые ему сценарии, он многое отвергал, понимая, что материал не выдерживает никакого сравнения с тем, что вдохновляло его в прошлом. Иногда всё-таки соглашался принять участие в спорных проектах, чтобы совсем не потерять профессию. Талант Куравлёва, позволяющий ему быть незабываемым, как в комедийных ролях, так и в драматических, проявлялся в самых разных фильмах. Некоторые из них – «Приговор», «Кодекс бесчестия», «Призрак дома моего», «Ширли-мырли» и особенно «Барышня-крестьянка» (режиссёра А. Сахарова) – были удостоены призов, признания зрителей и киноведов… В последние годы (после смерти жены) актёр был замкнут и неохотно общался с прессой, а незадолго до своей смерти ещё и оказался, как выяснилось, то ли в пансионате, то ли в доме престарелых, не желая быть обузой для своих родных. Об этом как-то сбивчиво и противоречиво вещало телевидение. Свет на историю последних дней Леонида Вячеславовича мог пролить только он, подробно рассказав о своих мыслях и чувствах, но их он унёс с собой. Нам же остались его фильмы и интервью, в которых он повествовал о людях искусства, ему дорогих и близких – уходящих теперь один за другим вместе с Великой эпохой, подарившей нам шедевры экрана и уникальнейших личностей, их создававших.

материал  подготовил  Владимир  Межевитин