Ещё прошлым летом актив АНО «Культурно-просветительский центр «Общество императора Петра Великого» побывал в Конь-Колодезь (Липецкая область). Интерес уважаемой делегации вызвало бывшее имение ближайшего сподвижника Петра Первого, первого Вице-Адмирала Российского флота Наума Сенявина. Многие годы после революции имение служило учебным заведением. От исторической достопримечательности там мало чего осталось. Все склеповые захоронения предков Сенявиных, которые были расположены на сельском погосте, советской властью уничтожены. Случайно осталось захоронение рядом с бывшей усадьбой Московского и Новгородского губернатора Ивана Григорьевича Сенявина (самоубийцей был, от того на кладбище и не был погребён).
Уже в 10-е годы нашего столетия бывшую усадьбу передали Липецкой епархии. Теперь там появился Иоанно-Богословский храм с настоятелем о.Владимиром. В нём идут службы для жителей села Конь-Колодезь, трапезная служит для многочисленных паломников из Воронежа, когда те идут крестным ходом в Задонские святые обители. А ещё там появился народный музей в память о Науме Акимовиче Сенявине. Директором там многие годы успешно и на безвозмездной основе работает Анна Николаевна Тамбовцева (читайте подробнее на https://vk.com/topic-5318765_32989311 ). Музей ещё любительский, работа по его наполнению там предстоит большая. Для проезжающих любопытных организовывают экскурсии, знакомят с бывшим великолепным парком, который когда-то был гордостью усадьбы Сенявиных. К сожалению подлинный, прижизненный портрет Наума Акимовича Сенявина до сих пор не обнаружен.
Хорошо сохранившееся пианино 19 столетия, которое недавно обнаружили в подвале усадьбы
При недавнем осмотре подвала усадьбы была откопана подлинная печь отопления 18 столетия
Небольшая справка об истории усадьбы.
— Наум Сенявин получил это имение от Петра Первого в награду. Император подарил его за доблестное служение на флоте и участие в походе на Азов, — объясняет Тамбовцева.
— Конечно, возникает вопрос: почему именно в селе Конь-Колодезь — населенном пункте за сотни километров от моря? Все очень просто — Наум Акимович часто сопровождал Петра Первого в походах, в том числе и в Воронеж, который располагался недалеко от Азова. Путь их лежал через эти места. Во время очередной поездки самой трудной оказалась переправа через небольшой, но бурный и не замерзающий зимой ручей Конь-Колодезь. После этого случая Петр поручил Сенявину поддерживать дорогу в хорошем состоянии. А после Эзельского сражения произвел верного капитана второго ранга в шаутбенахты, а затем и вовсе в вице-адмиралы, подарив новое имение.
При строительстве Наум Сенявин постарался, чтобы здание напоминало по форме морское судно. Также он возвел знаменитый верстовой столб, украшенный конем, и храм, который, правда, впоследствии разрушили.
После смерти Сенявина имение перешло к его сыну Алексею, который прошел путь от мичмана до адмирала, командующего Донской и Азовской флотилиями, а позднее — всем Балтийским флотом. В начале XIX века усадьба принадлежала генерал-майору Григорию Сенявину, а после него — Ивану и Льву Сенявиным. Начав служить в Петербурге юнкерами, они достигли высших чинов — тайных советников.
Наша справка:
Наум Акимович Сенявин — один из отечественных флотоводцев петровского времени, прошедший путь от матроса до адмирала, особенно известен первой победой русского флота в открытом море над шведской эскадрой. Дворянский род Сенявиных (некоторые звались Синявиными), по семейному преданию, происходил от Алехны Сенявина, герба Сенява или Сренява, выехавшего из Польши в начале XVI века.
Известно, что у него было несколько братьев. Ларион Акимович служил воеводой в Нарыме (1695 г.) и Кузнецке (1700 г.); Ульян Акимович (умер в 1740 г.) был директором над строениями при Петре I; Иван Акимович (умер в 1726 г.) стал главным командиром Каспийской флотилии, контр-адмиралом; Дорофей Акимович поручиком Семеновского полка, пал при взятии двух шведских судов у устья Невы (1702 г.).
Наум Акимович наиболее прославился. В 1698 г. он поступил на службу матросом и в бомбардирскую роту солдатом. В Керченском походе 1699 г. находился на корабле «Отворенные Врата» под командованием Петра I, в 1702 г. участвовал в боевых действиях под Шлиссельбургом, в 1703 г. — под Канцами (Ниеншанцем), в 1704 г. — под Нарвой и Юрьевом. С 1705 г. Наум Сенявин состоял матросом, боцманматом, боцманом в команде шнявы «Мункер», построенной по проекту Петра I и особенно любимой им.
12 октября 1706 г. Сенявина Н.А. послали из Выборга с партией на лодках для взятия шведских купеческих судов, но по нечаянности моряк атаковал хорошо вооруженный шведский бот «Эсперанс» и взял его на абордаж, а затем отбил нападение другого бота. В этом славном деле его ранили.
Весной 1708 г. поручик Аким Сенявин под началом шаутбенахта Боциса на бригантинах ходил в шхеры и участвовал в разорении финляндского города Борго. Однако летом шведы нанесли ответный удар: отряд Либекера от Выборга направился к Санкт-Петербургу, чтобы разрушить новую столицу России. В конце августа шведы выдвинулись к Неве и построили на берегу батареи. Им удалось отвлечь демонстративными действиями Боциса к Шлиссельбургу.
Либекер начал переправу 29 августа в 3 верстах ниже реки Тосно. Кроме небольшого отряда войск, неприятелю препятствовали лишь 2 бригантины (парусно-гребных судна) под командованием поручиков Сенявина и Лоренца. Русские моряки заставили шведов бежать с понтонов. Но шведские береговые батареи открыли огонь. Бригантина Сенявина пострадала, потеряла несколько человек, и ее с трудом удалось спасти. Шведы переправились через Неву. Однако на суше они потерпели неудачу и отступили к берегу, где погрузились на суда. В октябре капитаном гренадерской роты Сенявин участвовал в бою при Сойкиной мызе, где добивали шведский арьергард, и вновь был ранен.
Моряк продемонстрировал смелость, умение и преданность царю, который все чаще брал его с собой. В 1709 году Сенявин с Петром I ездил в Воронеж, Азов, Троицкое, в июле был под Полтавой, где произошло знаменитое Полтавское сражение, затем сопровождал царя до Санкт-Петербурга и Москвы. 23 декабря он стал поручиком Преображенского полка.
В мае 1710 г. Наум Сенявин состоял при Петре I на шняве «Мункер», участвовал в конвоировании транспорта с провиантом до Выборга, привел из Новой Ладоги построенный корабль «Выборг» и служил на нем в пробном плавании до Красной Горки. Следующим летом он сопровождал Петра I в Прутском походе, затем в путешествии через Варшаву, Торн, Карлсбад, Эльбинг, Кенигсберг до Санкт-Петербурга; на него возлагались обязанности заготавливать суда при передвижении водой.
В 1712 г. моряк был шафером на свадьбе Петра I, ходил с ним в плавание на корабле «Самсон» до Выборга, сопровождал в путешествии до Померании. Зимой 1713 года он принял в командование корабль «Рандольф» и привел все 3 доверенных ему корабля из Копенгагена в Ревель. Произведенный 3 апреля 1713 г. в капитан-поручики, Сенявин на мостике корабля «Рандольф» вышел из Ревеля с отрядом капитан-командора Шельтинга, у Сескара соединился с эскадрой вице-адмирала К. Крюйса, плавал до Ревеля и участвовал в неудачной погоне за шведскими кораблями. По возвращении в Санкт-Петербург ему поручили вооружение транспортных судов — тялок.
В 1714 г. Сенявин Н.А. ездил в Ревель для приема купленных за границей и пришедших из Архангельска кораблей, а в октябре принял командование новым кораблем «Нарва» и провел его из Санкт-Петербурга к Котлину. 26 января 1715 года он стал капитаном 4-го ранга, в кампании находился на корабле «Ингерманланд» эскадры генерал-адмиралаАпраксина, затем командовал кораблем «Св. Екатерина».
16 августа, командуя кораблем «Страфорд», моряк под конвоем английской эскадры отправился из Ревеля в Англию и Голландию для закупки припасов и набора морских служителей. В 1716 г. «Страфорд» доставил в Копенгаген нанятых в Голландии моряков. Затем Сенявин, приняв корабль «Девоншир», вошел в состав эскадры, собравшейся на Копенгагенском рейде, и участвовал в крейсерстве по Балтийскому морю с союзным флотом под флагом Петра I к Борнхольму.
В мае 1717 г. моряк стал капитаном 3-го ранга, через год — капитаном 2-го ранга. В 1718 г., командуя кораблем «Рига», он ходил в эскадре генерал-адмирала Апраксина Ф.М., в мае 1719 г. привел из Гамбурга в Ревель корабль «Рандольф» и яхту, подаренную царю королем прусским, а затем на яхте перешел в Санкт-Петербург.
Все эти сведения о службе Сенявина Н.А. свидетельствуют, что он был умелым моряком и недаром получал новые чины после нелегких плаваний по Балтике. То было как бы вступление к вошедшему в историю успеху.
Весной 1719 г. генерал-адмирал русского флота Апраксин Ф.М. получил известие, что из Пиллау в Стокгольм выходят суда с хлебом, охраняемые шведской эскадрой. 10 мая он направил в крейсерство с отрядом из 6 кораблей и шнявы Сенявина Н.А. Капитан 2-го ранга должен был истребить конвой, не вступая в бой с превосходящими силами противника. В ночь на 24 мая эскадра Сенявина обнаружила в море между Эзелем и Готско-Санде шведский отряд капитан-командора Врангеля из корабля, фрегата и бригантины.
Имея брейд-вымпел на корабле «Портсмут», Сенявин сначала скрытно преследовал неприятеля, стараясь занять наветренное положение, а утром атаковал его. Сблизившись с противником, русские корабли открыли огонь. В ходе боя Сенявин отрезал неприятельские фрегат и бригантину. Линейный корабль уходил на всех парусах. Сенявин послал за ним 2 корабля, которые заставили Врангеля сдаться. Спустили флаги и 2 других судна. Шведы лишились 50 человек убитыми, 337 пленными; русские потеряли 7 человек убитыми.
За Эзельское сражение, первую победу российской эскадры над шведской в море, Сенявина Н.А.17 июня пожаловали через чин в капитан-командоры. В июле и августе моряк командовал кораблем «Св. Екатерина» и отрядом кораблей, плавая в Балтийском море и у берегов Швеции. По возвращении в Санкт-Петербург капитан-командор руководил вооружением корабля «Исаак-Виктория» и заведовал работами по подъему затонувших у Котлина кораблей «Лондон» и «Портсмут», В 1720 г. его за труды пожаловали имением в Рязанском уезде из отписанных в казну земель.
31 января 1721 г. Сенявина Н.А. назначили присутствовать в Адмиралтейств-коллегии. Летом он командовал кораблем «Св. Андрей» котлинской эскадры вице-адмирала П. Михайлова (Петра I), а в сентябре сам возглавил эскадру, посланную от Котлина в Гельсингфорс.
22 октября 1721 г. по случаю мира со Швецией моряка произвели в шаутбенахты (контр-адмиралы). В 1722 г. на Котлине он исправлял должность командующего флагмана, в феврале был уволен для лечения к «марциальным водам», в ноябре командирован депутатом от Адмиралтейств-коллегии в Воронеж, на приписанные к адмиралтейству города и заводы для «освидетельствования». В 1723 и 1724 гг. младшим флагманом шаутбенахт ходил с эскадрой по Балтике. Как члена Адмиралтейств-коллегии Сенявина командировали депутатом в Кронштадт при вооружении и разоружении флота.
После смерти Петра I моряк остался в чести. В 1725 г. императрица Екатерина Iпожаловала Сенявину орден Св. Александра Невского. Шаутбенахт заведовал морской корабельной командой в Санкт-Петербурге. В 1726 г., имея флаг на корабле «Дербент», он состоял в эскадре генерал-адмирала Апраксина, а осенью привел в Ревель отряд судов. По возвращении в Санкт-Петербург Сенявин вновь стал присутствовать в Адмиралтейств-коллегии.
В декабре его послали депутатом в Москву и Тавров на заводы «для наилучшего исследования дел». 28 марта 1727 г. шаутбенахта назначили членом комиссии для рассмотрения окладов и расходов двух воинских комиссий, 6 мая произвели в вице-адмиралы. Летом он начальствовал отрядом судов, отвозивших в Киль герцога и герцогиню Голштинских. Очевидно, моряк успешно выполнил поручение, ибо 25 мая ему пожаловали деревню.
15 апреля 1728 г. Сенявина определили главным командиром над галерным флотом. Он находился депутатом от коллегии при вооружении флота в Кронштадте, а 5 ноября был назначен в Воронеж и Тавров для наблюдения за разломкой кораблей и судов, построенных до 1710 г. В 1729 г. вице-адмирал находился в Москве, докладывая по делам Адмиралтейств-коллегии Верховному Тайному Совету, от имени которого по прибытии в Санкт-Петербург объявил коллегии благодарность за уменьшение 200 000 рублей, ассигнованных на нужды флота, и вновь принял главное командование над галерным флотом. За службу он получал деревни и крепостных крестьян.
21 февраля 1730 г. указом Верховного Тайного Совета вице-адмирала вызвали в Москву с отчетом о корабельном и галерном флоте. После возвращения он по-прежнему вступил в командование галерным флотом. В 1731 г. моряка посылали депутатом от коллегии к Сестрорецким заводам.
25 мая 1732 г. Сенявина назначили членом Воинской Морской комиссии. Комиссия в составе адмиралов Остермана А.И., Сенявина Н.А., Головина Н.Ф., Бредаля П.П., Дмитриева-Мамонова В.А. на основе предложений контор, портов и т. д. составила новое положение об устройстве флотского управления. Так как таких предложений извне оказалось немного, комиссия основывалась главным образом на соображениях ее членов. Сенявин Н.А. предложил, не меняя суть Регламента 1722 г., внести ряд исправлений.
В состав адмиралтейств-коллегии должны были входить президент и 2 члена из флагманов, 3 советника в ранге не менее бригадирских и генерал-интендант. Они должны были выполнять обязанности постоянно, кроме временного командования эскадрой в море. Вместо 11 контор следовало учредить адмиралтейскую (кораблестроение), комиссариатскую, артиллерийскую. Генерал-кригс-комиссар и обер-цейхмейстер не должны были присутствовать в коллегии, чтобы не покрывать недостатки в своих конторах. Предложение Сенявина не приняли. Был принят иной вариант, предложенный Дмитриевым-Мамоновым.
В 1732 и 1733 г. Сенявин Н.А. состоял депутатом от Адмиралтейств-коллегии при вооружении и разоружении флота в Кронштадте. Он был в 1732 г. повышен в вице-адмиралы синего флага. В августе Наум Акимович сдал главное командование галерным флотом адмиралу Головину, а в декабре 1733 г., за отсутствием адмирала Т. Гордона, исполнял должность главного командира в Кронштадте.
В 1734 г. русско-французские отношения по вопросу о том, кому быть королем Польши, привели к конфликту. Русский флот блокировал Данциг. С флотом ходил и Сенявин, имея флаг на корабле «Св. Александр». Он принимал участие в военных действиях, а по возвращении был послан с отрядом судов в Ревель, где исправлял обязанности главного командира. В награду за долгую службу, по его просьбе, Анна Иоанновна повелела двух его сыновей принять во флот мичманами. Один из них, Алексей Наумович, при Екатерине IIстал создателем Азовской флотилии.
В 1735 г. Сенявин состоял в Риге для наблюдения за отправкой в Кронштадт хлеба на военных судах. Но началась русско-турецкая война 1735-1739 гг., потребовавшая участия старого моряка.
Русские войска 2 июля 1737 г. взяли штурмом Очаков. Россия получила выход к Черному морю по Днепру. Однако Днепровская флотилия запоздала из-за трудностей прохода порогов, и первые суда, построенные в Брянске, прибыли к крепости лишь 19 июля. 3 сентября Днепровскую флотилию возглавил Сенявин. К 1 октября флотилия у Очакова состояла из 76 кончебасов и дубель-шлюпок. Турецкая флотилия, подошедшая в начале октября, вскоре удалилась, заметив в Днепровском лимане русские суда. Попытка турок осадить Очаков с суши окончилась неудачей.
Сенявин энергично взялся за дело. Чтобы менее зависеть от проводки судов через пороги, он организовал сооружение на острове Хортица верфи, которую достроили в следующем году. Флотилию к весне 1738 г. пополнили 118 гребных судов. Однако эпидемия чумы, поразившая русские войска и гарнизон Очакова, ослабила русские силы. В августе 1738 г. 347 судов Днепровской флотилии эвакуировали остатки гарнизонов Очакова и Кинбурна. Сенявин в этом уже не участвовал: он скончался от чумы в мае. Нет сомнения, что его труды способствовали усилению флотилии — этому последнему деянию петровского моряка на службе России.
При написании статьи использованы материалы книги Н.В. Скрицкого «Самые знаменитые флотоводцы России», М., «Вече», 2000 г.
Материал подготовил: Сергей Соболев