Прошлым летом с товарищами-краеведами впервые заглянул в Горожанку.  Увидел старинную усадьбу, когда-то принадлежащую Веневитиновым. Предстала она в ужасном состоянии. Принимал нас тогда директор кадетского казачьего корпуса, полковник Ивлев Сергей Иванович. Надеюсь, что когда-нибудь эта усадьба будет возвращена в первозданный вид. Дай-то Бог!
 

Горожанка — село на берегу Дона в Рамонском районе (Воронежская область). Здесь сохранилась старая усадьба, от которой остались барский дом с запоминающейся архитектурой, храм, фонтан начала 20 века, амбар, а также остатки сада и парка. Барский дом заброшен и, скорее всего, будет полностью утрачен.

Село названо, как пишут историки, по фамилии первопоселенца  Горожанкина. В архивных документах это поселение также именуется как Покровское — по одноименной церкви, построенной здесь еще в 1736 году.
Веневитиновы приобрели Горожанку в конце 17- начале 18 века —  к этому времени этому роду в округе, по берегам рек Воронеж и Дон, принадлежало множество сел ; так, веневитиновские усадьбы уже существовали в соседних селах Староживотинном и Новоживотинном.

Алексей Веневитинов устраивает в Горожанке усадьбу на берегу Дона, где строит кирпичную Покровскую церковь и  господский дом. Позже его потомками обширное поместье было раздроблено и в селе образовались уже три усадьбы, в каждой из которых — свой барский дом. Примечательно, что в одной из них, помимо всего, на 1900 год значились 4 верблюда. )
Самая большая усадьба с кирпичным двухэтажным домом конца 18 века, доныне сохранившимся, со временем переходит к Екатерине Веневитиновой, которая вышла замуж за инженера-путейца Семена Чоколова, жившего в Москве, и это уже конец 19 века.
Чоколовы реконструируют усадьбу: перед домом устраивают фонтан, строят амбар, службы, расширяют сад; здесь действует конный завод по разведению рысистых пород лошадей и школа-мастерская по изготовлению ковров, кружев, мебели, керамики (о школе — ниже).
Так этот фасад выглядел до революции. В его центре — полукруглая ротонда с пологим куполом,  а края  фланкированы ризалитами. Ризалиты, а также центры торцевых фасадов — с треугольными фронтонами. Высказываются предположения, что автором проекта являлся работавший в то время в Воронеже Джакомо Кваренги, однако документального подтверждения сему пока не найдено.
На второй из трех архивных фотографиях ниже — внутренний интерьер, это, видимо, полукруглый зал ротонды, на третьей — дубовая лестница.

Еще одна фотография, с подписью «1946 год».  В сравнении с предыдущей фотографией видно, что часть элементов  уже утрачена, в частности, балкон.

Жилые комнаты в доме были небольшими — помещики не жили здесь постоянно, для них усадьба была вроде дачи. Первый этаж  — хозяйственный, а на втором — главный зал. В мезонине располагался зал для бильярдной и карточной игр.

Интересно, что в симметричной нише правого ризалита было не окно, а майоликовое панно с изображением синих павлинов, сидящих на виноградной лозе, изогнутой в форме причудливых вензелей. Одна из птиц была изображена с запрокинутой головой, а другая ела из кувшина некое кушанье, насыпанное горкой. С обратной стороны стены, над тем же окном — в интерьере одной из комнат — был ещё один рисунок павлинов, выполненный в технике росписи по штукатурке, более простой.
Вероятно, фреска появилась при Екатерине Чоколовой, автор неизвестен.
В 1983 году реставраторы увезли плиту с наружной фреской синих павлинов в Воронеж, но реставрацию так и не удалось начать. Известно, что плита пролежала у них в кладовой более 15 лет, часть её была отколота и потеряна, а фреска так и не вернулась на прежнее место. «Внутренние» павлины тоже бесследно исчезли — кто-то тщательно изрешетил место ломом, возможно, искали клад на месте таинственного рисунка… Нишу в которой была фреска, хорошо видно над тройным окном

В северной части усадьбы располагались верхний парк и большой сад площадью около 10 га. Усадебный парк является памятником природы, здесь сохранились аллеи с посадками тополя, вяза, березы, сосны веймутова,  одичавшие яблоки, груши, а также боярышник, тёрн …. От многочисленных реликтовых сосен, сохранились лишь единицы — по рассказам старожил, большинство из них было вырублено во время войны для строительства переправы через Дон.

После революции на территории усадьбы была организована колония-коммуна для беспризорных детей. В 30-е годы здесь открывают  дом отдыха для работников пищевой промышленности имени Микояна, работавший  до начала войны.
В феврале 1943года, после освобождения Воронежа, в Горожанке  открылся специальный детский дом для детей командиров РККА, погибших на фронте.Спецдетдом  функционировал до 1959 года, когда по инициативе Хрущева почти все детские дома были реорганизованы в школы-интернаты.
На территории усадьбы построили трехэтажные здания учебного корпуса и общежития, а старый усадебный дом забросили.

Не так давно на базе школы-интерната создан Горожанский казачий кадетский корпус.

Вместо трехэтажных интернатовских корпусов по обе стороны от дома — флигели, на переднем плане — часть амбара. Большой двор был ограждён каменной оградой с тремя воротами. Через южные шла дорога в село и дальше в город, с этой стороны к усадьбе примыкало кладбище с церковью. Северные ворота вели на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай (на заднем плане). А напротив дома стояли третьи ворота, которые вели в липовую аллею и сад.

Материал подготовил: Сергей Соболев