В 1973 году Василий Макарович Шукшин написал повесть «Калина красная». Через год вышел одноименный фильм, в котором Шукшин выступил как автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли. Роль главной героини исполнила его жена, Лидия Федосеева-Шукшина. Кстати, название «Калина красная», применительно к фильму, подсказала именно она. Эту песню актриса пела Шукшину в день, когда они познакомились.
На широкий экран картина вышла 25 марта 1974 года, а 2 октября Василия Макаровича не стало… Фактически, «Калина красная» стала своеобразным завещанием этого разносторонне одаренного человека. Возможно, именно это, а, может быть и то, что сложно даже представить себе степень «прорастания» в образ, достигнутую Василием Шукшиным, привело к тому, что за прошедшие годы не было ни одной попытки новой экранизации повести. И, насколько мне известно, в театрах ее тоже не ставили. Во всяком случае, всезнающая Википедия молчит…
И вот, 43 года спустя, Музыкальный театр фольклора «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной решил показать «Калину красную» на своей сцене. В роли главной героини – Мария, дочь Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной. В роли ее отца – Сергей Никоненко, который давно не чужой Шукшину: один из лучших чтецов его произведений, как актер снимался в его картине «Странные люди», а в 2014 уже как режиссер экранизировал три рассказа Василия Макаровича (фильм «Охота жить»). Да и с семейством Шукшиных у него давние дружеские связи.
Такова предыстория спектакля, на премьере которого я побывала. Хочу отметить, что театр поступил очень мудро, разместив в фойе небольшую, но интересную выставку «Милая моя родина». Учитывая прошедшие годы и смену поколений, экспозиция, состоящая из архивных фотографий и документов, объединяющая историю Василия Шукшина и его героев, настраивает зрителя на нужную волну.
Спектакль во многом необычен. Начать с того, что его авторы, можно сказать, придумали новый театральный жанр. Я назвала бы его спектакль-концерт. С одной стороны, он обладает всеми признаками традиционного драматического спектакля. С другой – очень много песен и танцев, часто «вставленных» по ходу действия (но это ни в коем случае не мюзикл!). Кроме драматических актеров на сцене присутствует ансамбль «Русская песня»: они и певцы, и танцоры, и актеры массовки. Драматическую и эстрадную «составляющие» спектакля объединяет Надежда Бабкина. Она прекрасна во всех амплуа. Это не значит, что остальные плохи, конечно, нет. Но… чего-то не хватает. Возможно, сыгранности, которая обязательно придет со временем.
Авторы спектакля собрали интересный актерский ансамбль. Для Марии Шукшиной это первая работа в театре, но, мне кажется, уже можно говорить об удаче. И дело тут не во внешнем сходстве с первой исполнительницей роли. Скорее, о внутреннем диалоге и с героиней, и с собственной матерью. Андрей Мерзликин, которого мы знаем и любим скорее по ролям в кино, имеет театральный опыт. Это очень заметно: он свободен, естественен на сцене, собственно, как и его герой. Восхитительны Елена Сафонова (практически неузнаваемая) и Сергей Никоненко (очень узнаваемый). Остается только пожалеть, что нельзя увеличить их роли.


Но, конечно, всегда есть несколько вопросов и недоумений. Чисто субъективных, конечно. Главное из них: в действии совершенно теряется момент, когда герой изменяется, тот перелом, когда происходит его духовное очищение (катарсис, в конце концов). Фильм я смотрела очень давно, но помню, что там такая сцена была, и очень тяжелая. Сейчас все как-то странно: герой мечется, он уезжает в город, кутит там, «отдает долги» старым друзьям, возвращается к тем, кто стал его новой семьей… Но все как-то «смазано», если можно так выразиться. Нет той жесткой определенности, которая присутствует в фильме. Причинно-следственные связи непонятны зрителю, не очевидны, как должны быть.
И еще один момент. Здание театра сравнительно новое (открылся в 2000 году), зал прекрасный. Очень хорошо видно и слышно. Но скажу странное: слышно слишком хорошо. В том плане, что все настроено для проведения концертов. Звук заполняет зал, но, по какой-то непонятной причине терются интонации, уходит драматизм, театральность, если можно так выразиться. В драме не должно быть интонаций, типичных для актеров театра оперетты (опретту люблю, но в данном случае такой подход неуместен).
Подводя итоги. Я долго искала определение увиденному. Кажется, наиболее подходящее – лубок. В том смысле, что присутствуют простота, доступность, яркость образов. Простота, в данном случае, не значит примитивность, скорее, прямолинейность. Это есть в повести Шукшина, в фильме, это пришло и в спектакль. Наверное, так и должно быть. Другое дело, что времена изменились, и люди изменились вместе с ними… Для того, чтобы поверить в происходящее на сцене и испытать тот самый катарсис, нам нужно что-то бОльшее…
Ссылки: официальный сайт Театра «Русская песня»: http://folkteatr.ru/, группы театра в соцсетях: ВКонтакте: https://vk.com/folkteatr и Фейсбуке: https://www.facebook.com/folkteatr
Спасибо: СООБЩЕСТВУ МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lubluhttps://moskva-lublu.livejournal.com/?skip=30 иhttps://pamsik.livejournal.com/

 

Главную роль — Любы Байкаловой — в спектакле исполняет Мария Шукшина, дочь Василия Макаровича и Федосеевой-Шукшиной. «Вечерка» попросила Лидию Николаевну рассказать, как она относится к новой постановке, и вспомнить свою работу в самой исповедальной картине Василия Шукшина.

— Вы уже видели спектакль «Калина красная»?

— Нет пока. Режиссер Дмитрий Петрунь попросил меня прийти примерно на пятый спектакль. Первые показы, как правило, сырые, недоработанные. Как актриса я понимаю его просьбу.

— Ваша дочь Мария — непрофессиональная актриса. Работая над ролью Любы, просит ли она у вас советов?

— Советов не просит, а вот благословить на участие в «Калине красной» Маша меня попросила, что я и сделала. Для нее это очень серьезная работа, связанная с жизнью ее родителей, бабушки — мамы Василия Макаровича. Маша очень волновалась перед премьерой — это ее дебют на театральной сцене.

— На кого больше похожа Мария — на вас или на отца?

— На меня она похожа разве что внешне, а по характеру Маша такая же целеустремленная, как ее отец, трудолюбивая, настойчивая. Маша всю жизнь пашет как лошадь, да простит она меня за грубое сравнение. Она обеспечивает свою большую семью, надеется только на себя, и больше ни на кого. Таким же был и Василий Макарович.

— Партнер Марии Шукшиной в спектакле — Сергей Никоненко — в интервью «Вечерке» рассказал, что на съемках его фильма « Птицы над городом» шестилетняя Маша Шукшина выполняла все его задания и очень хорошо играла, а младшая Оля показывала характер.

— Сергей Петрович все правильно сказал. У моих дочерей очень разные характеры. Они как из разных миров. Действительно, Маша в детстве была очень внимательной, пытливой и послушной. Что касается съемок в том фильме, то Оля тогда была совсем маленькая и не понимала, что надо делать на съемочной площадке. Как ни странно, но Оля выбрала актерскую профессию, но актрисой не стала, тогда как Маша окончила Институт иностранных языков, а занимается актерской профессией, причем успешно.

— Вы главная наследница творчества Василия Шукшина, у вас часто спрашивают разрешения на постановки его произведений?

— Многие просили права на экранизацию и постановку «Калины красной», но я все время отказывала. Боялась, что испортят самое личное произведение Шукшина. Но в постановке театра «Русская песня» играет наша Маша, и я дала добро. Верю, она не позволит навредить произведению отца. Да и партнеры у нее замечательные: Андрей Мерзликин, Сергей Никоненко, Елена Сафонова.

— Как вспоминаете свою работу над ролью Любы в фильме?

— Сниматься мне было очень легко: Василий Макарович роль Любы написал для меня. Более того, он писал ее с меня, и можно сказать, что Люба на 80 процентов — это я. Маше гораздо сложнее, потому что она совсем не Люба и совсем не я.