Словно бы начав отмечать два замечательных юбилея – народной артистки России ИРИНЫ МИРОШНИЧЕНКО и известного сценариста и поэта ГЕННАДИЯ ШПАЛИКОВА, – один из центральных телеканалов недавно показал фильм «Я шагаю по Москве» режиссёра Георгия Данелии. Многочисленные комментарии в интернете называли эту картину одной из самых светлых и поэтичных лент 60-х годов и глотком чистого воздуха среди сегодняшних бесконечных кровожадных ужастиков и пошлых мелодрам, захлестнувших наши кино- и телеэкраны. Интересно, что оба юбиляра имеют в своих биографиях воронежские страницы. Мама Геннадия Шпаликова, Людмила Никифоровна Перевёрткина, родилась на воронежской земле, в посёлке Таловая, а у Ирины Петровны мамин брат был градоначальником Воронежа в послевоенные годы, который принял участие в лечении вернувшегося с фронта инвалидом её отца…

Об обоих юбилярах поведал в книге «Кино в Воронеже» известный киновед Сталь Никанорович Пензин. Вот его строки там, посвящённые Ирине Петровне:

«Ещё одна кинозвезда, чья судьба пересеклась с Воронежем, – Ирина Мирошниченко: «…Папа вернулся с войны инвалидом. Мамин брат, а он был градоначальником Воронежа, предложил: «Надо вывезти Петра к нам. Здесь есть санаторий, кумыс, воздух». Мама, окончившая театральный институт и начинавшая петь – у неё был замечательный голос! – всё бросила, взяла семью и на полгода уехала в село под Воронежем». Помню, как Мирошниченко во время очередного приезда в Воронеж выбрала время встретиться с кинофикаторами в крошечном просмотровом зальце облкинопроката. Я задал вопрос, что она помнит о послевоенном нашем городе. «Сплошные развалины, – ответила актриса. – Девочкой была потрясена, что трамвай идёт по улице, на которой вместо домов – одни стены и кучи щебня»…

О фильме, давшем возможность стартовать в кинематографе сразу нескольким начинающим актёрам и сценаристу, хочется сказать несколько слов, отмечая начало творческого пути ныне известной и любимой многими ценителями театрального и кинематографического искусства Ирины Мирошниченко.

Идея картины «Я шагаю по Москве» принадлежала поэту и сценаристу Геннадию Шпаликову. Именно он предложил своему другу, режиссёру Георгию Данелия эпизод, положивший начало сценарию и, соответственно, фильму. «Представь себе, – сказал как-то Шпаликов Данелии, – летний дождь, идёт по воде девушка босиком, туфли несёт в руке, а рядом едет парень на велосипеде и пытается закрыть её от дождя зонтиком. Девушка уворачивается и смеётся, а парень улыбается. Нравится?» «Нравится, – ответил Данелия. – А что дальше-то?» «А дальше придумаем», – последовал ответ. Вскоре был написан сценарий и после нескольких доработок, рекомендованных худсоветом «Мосфильма», был принят весной 1963 года в производство.

Спустя много лет Данелия признается: «Пересмотрел недавно «Я шагаю…» и удивился: откуда столько счастья?.. А… я потому так полюбил Москву, что вернулся из Арктики, где полгода снимал «Путь к причалу» и тосковал. И это вызвало такой восторг, что я снял совершенно счастливое кино».

Конечно, счастливое кино получилось у режиссёра не только из-за путешествия в Арктику и возвращения в Москву, а и потому (прежде всего), что страна, воспрявшая после ужасной войны, была полна надежд и свершений в самых разных областях своей жизни, и кинематографа в том числе. Достаточно назвать несколько картин, снятых в 50-х – начале 60-х годов, чтобы понять, в какой атмосфере появлялись всё новые и новые шедевры советского (и мирового экрана): «Карнавальная ночь», «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Высота», «Дело было в Пенькове», «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Баллада о солдате», «Тихий Дон»… Всё это фильмы 50-х. А в 60-х рядом с лентой Георгия Данелии и Шпаликова можно было видеть «Простую историю», «Девчат», «Человека-амфибию», «Гусарскую балладу», «Приходите завтра», «Живых и мёртвых», «Гамлета», «Войну и мир», «Андрея Рублёва», «Живёт такой парень», «Родную кровь», «Кавказскую пленницу»

Интересно и то, как молодого Шпаликова (студента ВГИКа) характеризовал его легендарный учитель Евгений Габрилович (уроженец Воронежа): «В институте появился студент, сразу же очаровавший всех – и преподавателей, и соучеников. Он был очень юн, всем приятен и мил обаянием, «суворовской» подтянутостью, доброжелательностью и явной талантливостью. Жизнь в ту пору была к нему необычайно нежна и приветлива. И он отвечал ей тем же».

Сюжет картины «Я шагаю по Москве» лишён многозначительности и хитросплетений. Он естественен и незамысловат: в Москве проездом оказывается монтажник Володя из таёжного посёлка, у которого в журнале «Юность» напечатан первый рассказ. У него всего один день для встречи с писателем Вороновым. На пути к нему молодой человек знакомится со столицей и её жителями: метростроевцем Колей, его другом Сашей, с обаятельной продавщицей музыкального отдела Алёной.

Истории героев, перипетии их отношений, соединяясь между собой, становятся основой фильма, рассказывающего нам о разноликой Москве и москвичах, о «дыхании» удивительного времени победившей в войне страны, залечившей страшные раны, развивающейся и устремлённой в космос. Лента стала для многих актёров, участвовавших в ней, дебютной, подарившей путёвку в большое кино студентам Щукинского училища (только что поступившим туда после школы) Никите Михалкову (Коля) и Евгению Стеблову (Саша), а также студентке студии МХАТа Ирине Мирошниченко (Катя). В главной роли удачно снялся актёр Алексей Локтев. Хороша была и Галина Польских в роли Алёны. В эпизодах блистали (потрясающие актёры и режиссёры) Ролан Быков и Владимир Басов, а также известная уже актриса Ирина Скобцева.

Поиски натуры и пробы исполнителей проходили в мае-июне. Занимались отбором многоопытный второй режиссёр Маргарита Чернова и её ассистент Лика Авербах. Перед ними прошла не одна сотня претендентов на роли. Говорить о съёмках, проходивших почти полгода можно много. О них автору этих строк рассказывал как-то оператор-постановщик Юсов. Но хотелось бы познакомить читателей с тем, как снимали эпизод, с которого и «начинался» фильм – проход девушки под дождём. В её роли, кстати, снимались… три разных участницы. В первый раз это была молодая актриса, с которой сняли общий план. На следующий день она на съёмочную площадку почему-то не явилась, и ассистенты привезли из ВГИКа похожую на неё студентку, которую запечатлели на крупном плане. Вскоре выяснилось, что у девушки экзамен, и её отпустили со съёмок. Босые ноги в кадре, ступающие по лужам, «предложила» журналистка газеты «Известия», явившаяся брать интервью у режиссёра. Данелия поставил условие: «Согласитесь сниматься – отвечу на все Ваши вопросы». Так и сложился знакомый всем сегодня фрагмент знаменитой ленты. Мало кто знает, что в эпизодической роли юноши на велосипеде с зонтом в руках снялся никому не известный тогда Олег Видов.

Картина удивительно передавала настроение людей, которым жизнь казалась такой же светлой и чистой, как омытая тёплым дождём Москва. А талантливая операторская работа Вадима Юсова, камера которого любовалась древним и молодым городом, сделала нашу столицу одним из главных действующих лиц киношедевра.

Внесла свой вклад в успех фильма музыка одарённейшего композитора Андрея Петрова (он тоже дебютировал в кино). Сцена, когда на станции метро «Университет» Коля шёл по эскалатору и пел сразу ставшую популярной песню «А я иду, шагаю по Москве», оказалась знаковой, определяющей добрую и праздничную стилистику картины, в общем-то об одном, самом обычном дне в жизни полюбившихся зрителям героев.

Премьера фильма состоялась 11 апреля 1964 года в столичном кинотеатре «Россия». Он вызвал огромный интерес у зрителей. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде фильм получил награду за операторское искусство. Снискал он призы на Международных фестивалях в Каннах и Милане (1964) и в Риме в 1966 году.

P.S. Что же касается театральных и кинематографических работ Ирины Петровны Мирошниченко, то надо сказать следующее: их у неё порядка сорока на сцене (знаменитого МХАТа) и сорока пяти на экране. Известна актриса своими выступлениями на эстраде как исполнительница песен и как участница самых разных передач на телевидении, где она всегда интересно и проникновенно говорит о людях, с которыми ей приходилось встречаться в театре и на съёмках или в тех или иных жизненных обстоятельствах. Кстати, однокурсниками её были Владимир Меньшов и Вера Алентова, Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская…

 подготовил  Владимир Межевитин