14 января пришло известие об уходе из жизни народной артистки СССР, известной по потрясающим ролям в театре и кинематографе, актрисе, которую знал едва ли не каждый человек в нашей стране. Знал и любил за её уникальный талант, за её роли в фильмах и спектаклях, ставших шедеврами отечественного искусства. Несколько телевизионных каналов посвятили Инне Михайловне Чуриковой свои передачи, рассказывающие о её биографии…
В Щукинское училище (куда она пыталась поступить сначала) Инну Чурикову не приняли. Известные педагоги не разглядели за скромной внешностью абитуриентки должного таланта. Нo Инна Чурикова, проявив характер, настояла на своем и сумела стать студенткой училища им. Щепкина (при Малом театре) на курсе Л.А. Волкова и В.И. Цыганкова. Там и выяснилось, что её дарование много шире стандартного амплуа «острохарактерной актрисы». Со временем она обнаружила редчайшую способность сочетать в себе талант драматический и комедийный, лиричность и эксцентрику, трагедию и буффонаду, а также удивительный дар к психологическому и социальному исследованию незабываемых, неординарных характеров. Чуть ли не с первого курса Чурикову стали приглашать сниматься в кино. В 1961 году дебютировала она в картине «Тучи над Борском». Снималась молодая актриса чаще в небольших и эпизодических ролях таких фильмов, как «Где ты теперь, Максим?», «Я шагаю по Москве», «Морозко», «Стряпуха», «Тридцать три», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра». Но и в них она запомнилась и полюбилась зрителям.
Новое актёрское открытие Чуриковой, как уверяли исследователи её творчества, состоялось в 1968 в фильме Г.А. Панфилова «В огне брода нет». Роль деревенской девушки, художницы-самородка Тани Тёткиной выявила в значительной степени многогранное дарование актрисы. Служение избранной идее, дар самопожертвования, нравственная чистота и бескомпромиссность – эти темы в дальнейшем стали ведущими в творчестве Чуриковой. Фильм «Начало» (1970) дал Инне Чуриковой материал для создания двух образов – фабричной девчонки Паши Строгановой и французской народной героини Жанны д’Арк. В этой картине раскрылись способности актрисы к трагедийному воплощению исторического образа, черты которого неожиданно преломлялись в индивидуальности нашей современницы.
Психологически точно и тонко сыграла Чурикова Елизавету Уварову в фильме «Прошу слова» (1976) и Анну в фильме «Валентина» (1981). Создала яркий острохарактерный образ жены Мюнхгаузена в телевизионном фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Блеснула в одном из лучших фильмов Панфилова «Тема». В картине «Васса» (1983) Чурикова проявила себя мастером строгой и ёмкой реалистичной формы. Исследуя определённый социально-психологический тип, актриса открыла в нём глубинные черты национального характера, выявила огромные возможности личности – щедрость в любви, служение долгу, искажённые социально-историческими обстоятельствами. Глубоко современными выглядят интерпретации Чуриковой классического горьковского образа и его артистическое воплощение. В 1984 году она снялась в роли Веры в фильме «Военно-полевой роман» (приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине), а позже в картинах «Мать», «Курочка ряба», «Ребро Адама», «Плащ Казановы», «Ширли-мырли», «Идиот», «Без вины виноватые», «Тайны дворцовых переворотов», отмеченных престижными зарубежными и отечественными призами.
Другой главной вехой творчества актрисы явился театр. С 1965 по 1968 годы она работала в Московском ТЮЗе, а в начале 70-х перешла в «Ленком» Марка Захарова. Этому известному театральному режиссёру Инна Чурикова обязана тем, что сыграла на сцене незабываемые роли: Неле, Беткин и Анна в «Тиле», Анна Петровна в «Иванове», Офелия в «Гамлете», Комиссар в «Оптимистической трагедии», Ира в «Три девушки в голубом» (Л. Петрушевской), Мамаева в «Мудреце» по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Аркадина в «Чайке», Инна Рассадина в «Sorry…», Бабуленька в «Варваре и еретике», Лия в «Овечке» (Н. Птушкиной), Филумена в «Городе миллионеров» по пьесе Э. де Филиппе и ещё в целом ряде сценических работ, которым рукоплескали зрители не только России, но и других стран…
В перечне спектаклей и фильмов Инны Михайловны Чуриковой, удостоенной звания народной артистки России (в 1985 году) и народной артистки СССР (в 1991-м), ставшей лауреатом нескольких Государственных премий и отмеченной правительственными наградами, около сотни ролей. Зрители хорошо знают их, помнят и любят, как и саму актрису, покорившую своим дарованием зрительские сердца.
P.S. К сожалению, у авторов материалов, посвящённых актрисе, почти не находится добрых слов её учителям по Щепкинскому училищу, замечательнейшим режиссёрам, с которыми Инна Михайловна работала в кинематографе, развивая и оттачивая свой талант, и в целом – Великой советской эпохе, где рождались и смогли проявиться немалое количество удивительных и выдающихся личностей, к которым, безусловно, относится и Инна Чурикова.
Владимир Межевитин
А скольких уже потеряла страна!
Из нынешних рядом поставить кого?
Найдёшь, всё равно порожденье того.
Такое «злодейское» было то время,
Талантов во всех областях было племя —
Поэтов, писателей, разных учёных,
С Отчизной любимой своей обручённых.
Снимали артистов в чудесном кино,
И грустно нам было и очень смешно.
И песни какие мы все тогда пели,
Как за душу брать эти песни умели,
Когда собирались за общим столом!
Не собираемся мы, не поём.
Зато научились все деньги считать
И с бывшими братьями мы воевать.
Все связи разрушили и предприятия,
Уже никому не раскроешь объятия,
Обиду и зло затаили на нас,
И дух доброты и согласья угас.
Остатки советских тихонько уйдут,
И что со страной нашей станется тут!
Опомнитесь, новые вы господа,
Страну завели вы совсем не туда!
Она теперь пахнет деньгами и войнами,
Образованьем, культурой отстойными.
Что было прекрасное, не сберегли,
Врагам нашим всем очень вы помогли.