(к  юбилею  режиссёра)

В воронежском киноклубе «Слово» имени Владимира Шуваева (отмечающем на днях своё 5-летие) наша землячка – известный режиссёр, сценарист и продюсер Галина Михайловна Евтушенко – выступала дважды на премьерных показах своего фильма «Пушкинская Италия». Эта проникновенная, тонкая и впечатляющая картина заслужила безусловное признание зрителей, специалистов кино и литературы.

Творческой биографии Галины Евтушенко (отметившей 7 февраля юбилейный день рождения) посвящена только что вышедшая статья «Литературной газеты», с которой хочется познакомить наших читателей, а также привести несколько страниц из книги воронежского киноведа Сталя Никаноровича Пензина «Кино в Воронеже» (вышедшей в 2011 году).

         Владимир  Межевитин

Особый дар Кино, литература и Галина Евтушенко

Искусство / Искусство / Поздравляем!
Хорт Александр  

Счастлив художник, сумевший произнести новое слово в искусстве. Художник, которому удалось найти собственную нишу в забитой до отказа творческой сфере. Художник, получивший признание не только зрителей,но и – что гораздо сложнее – своих коллег.

Именно к таковым принадлежит кинорежиссёр, сценарист и продюсер Галина Евтушенко, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, лауреат Международной Пушкинской премии. В эти февральские дни, когда не верится, что Галине Евтушенко исполняется 65, она радует зрителей своими работами, Её творческих вечеров, в которых участвуют писатели и кинематографисты, с нетерпением ждут в Доме кино, где она вот уже более 15 лет ведёт свой авторский цикл «Кино и литература». Этот оазис, где бывают творческие люди всех поколений, удивляет свежестью разговоров и радостью встреч. Перед Галиной распахнуты двери музеев, например музеев Толстого и Пушкина на Пречистенке, музея-заповедника Ясная Поляна и многих других, где Галина частый гость.

Филолог по первому образованию, после окончания аспирантуры ВГИКа, уже защитив кандидатскую диссертацию как киновед, Галина не успокоилась, а пошла учиться на Высшие режиссёрские курсы. Она поступила в мастерскую Леонида Гуревича, известного педагога и её земляка – воронежца. Именно в этом прекрасном городе складывались традиции кинообразования публики, дававшие содержательные плоды. Не будет преувеличением сказать, что Галина не вошла, а ворвалась в кинематограф уже своей первой учебной работой «Где-то я Вас видел…». Зрители этой ленты наблюдали, как их кумир, любимец публики, красавец-актёр Геннадий Корольков сдаёт книги, собирает бутылки и работает в гардеробе того же театра, в котором сыграл на сцене 65 ролей. Пятиминутную картину сразу показали на актёрском фестивале «Созвездие». Тогдашний председатель жюри кинофестиваля грузинский актёр Кахи Кавсадзе поцеловал Галине руку за гуманистичность подхода к киноматериалу, за заботу о человеке. По сути, с этого фильмика и начался цикл передач «Чтобы помнили», привлекающий внимание не только к бедственному положению многих актёров в то время, но и к серьёзной проблеме «человека не на своём месте». Фильм Галины брал за душу, о нём говорили и спорили. Интересно, что и сейчас, по прошествии двадцати лет после создания, этот маленький шедевр не потерял своей актуальности, его часто можно увидеть на разных телеканалах.

Запомнилась Галина Евтушенко зрителю и своей дипломной работой «Вожди» на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Она сразу была удостоена номинации главной тогда кинематографической премии «Ника», а основатель Выборгского кинофестиваля Савва Кулиш, как только фильм был готов, пригласил его стать фильмом открытия своего кинофестиваля. Галина показала трёх великих актёров – Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова и Юрия Каюрова, которые исполняли роли Ленина в кино, в переломный момент истории. Взгляды на роль и деятельность В.И. Ленина в то время менялись.

Очень интересно было увидеть в фильме людей, которые «играли в сказку», как сказал Михаил Ульянов, вспоминая о том, как воплощали на экране образ Ленина в советском кино. А может, и вправду знаменитые актёры ощущали себя вождями? Картина давала обширный материал для ответа на этот вопрос и звала к размышлению. Михаил Козаков и Георгий Жжёнов, да и другие знаменитые актёры и деятели нашей культуры и искусства яростно и много спорили об этой картине.

Хорошо помню премьеру фильма Галины про Николая Эрдмана и Ангелину Степанову. Зал ахнул: драматург полуопальный, любовь тайная, документальных материалов – кот наплакал. Тем не менее, обладая столь скудными «полуфабрикатами», режиссёр убедительно рассказала и о яркой любви, и об эпохе, в которой жили герои (в данном случае можно сказать без кавычек) картины.

Кстати, полное название фильма «Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи». И этот «Двойной портрет.» стал визитной карточкой Галины Михайловны. Вместе со своим учителем сценаристом Львом Рошалем Галина создала ноу-хау: документальный сериал «Двойной портрет в интерьере эпохи». Первым фильмом этого цикла стала лента «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд», сразу же номинированная на престижную отечественную кинопремию «Золотой орёл» и дважды показанная по Первому каналу. Фильм об Эрдмане и Степановой с волшебным голосом Вениамина Смехова многократно показывался по телеканалу «Культура». Материал картины был немедленно расхватан и до сих пор частенько используется в других картинах о великом драматурге. Это лишний раз подтверждает свежесть и новаторство в творчестве молодого тогда, а теперь маститого режиссёра Галины Евтушенко.

Благодаря «Двойному портрету…» перед зрителями прошла вереница известных деятелей культуры и литературы. Порой, казалось бы, неожиданных, и на первый взгляд, может быть, даже несопоставимых. Ну где Лев Толстой и где Дзига Вертов? Разве можно их объединить в одном даже и «двойном» портрете? Однако в фильме Галины Евтушенко Валерий Баринов, ведущий картину от лица друга и соратника Дзиги Вертова кинооператора Александра Лемберга, работает так, что оторваться от картины невозможно. «Лев Толстой и Илья Гинзбург», «Чехов и Левитан», «Эйзенштейн и Мейерхольд», «Толстой и Ганди». Всех их в первую очередь объединяет своя эпоха. Но и в других своих работах Галине удаётся создавать не менее удачные интерьеры эпохи. Она – режиссёр и продюсер двух игровых картин, действие которых также происходит в переломные моменты недавней российской истории – в августе 1991-го и октябре 1993 года. Из последних документальных лент – это фильм «Александровка», раскрывающий два века полноценной жизни русских солдат – певцов в специально построенной для них деревне Александровке, что в самом сердце Восточной Пруссии, в Потсдаме. Галина Евтушенко и её постоянный соавтор историк кино Виктор Листов недавно предложили публике ещё одну картину – «Неизвестный 1917-й». Картина о том, что русская жизнь сто лет назад не сводилась к гражданским противостояниям, перестрелкам, митингам и т.д. Россияне стремились жить мирно, созидательно. Фильм свидетельствует, что 1917 год не был паузой в благотворном поступательном развитии русской мысли, культуры, искусства и быта. Поддерживая традиции мейнстрима в документальном кино, Галина всегда сотрудничает с крупными актёрами. Среди тех, кто активно работал с ней за кадром, – Сергей Юрский, Константин Райкин, Юрий Беляев, Сергей Юшкевич, Александр Левенбук, Андрей Анкудинов, а в кадре – Александр Пороховщиков, Зоя Зелинская, Анатолий Васильев, Ярослав Бойко, Галина Бокашевская, Юрий Чернов.

В 2020 году фильм Галины Евтушенко «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи» стал номинантом кинопремии «Золотой орёл» как лучший документальный фильм года. Третьяковская галерея поддержала картину тем, что, пока было возможно, музей показывал её на своих экранах в разных корпусах.

На съёмочной площадке каждый режиссёр по определению является лидером. У Галины Михайловны это качество сохраняется в повседневной деятельности, в том числе и общественной. Сколько раз наблюдал за её активностью на кинофестивалях: Бердянск, Иваново, Благовещенск, Дели, Лейпциг. Благодаря своей неуёмной энергии, общительности, остроумию она всегда находится в центре внимания. Вдобавок, как у всякого настоящего режиссёра, у неё стальные нервы.

Галина много преподавала: в начале своей карьеры во ВГИКе, а потом больше 20 лет в РГГУ. Востребована она и за границей: её приглашали преподавать Болонский и римский (Ла Сапиенца) университеты, университет Олбани. Многие престижные институты и колледжи включили в свою программу по славистике фильмы Галины. Контакт со студентами и преподавателями всегда идеален и плодотворен. Всегда что-то рождается из этих контактов.

Многие фильмы Г. Евтушенко отмечены престижными кинопремиями. Но самая любимая – Международная Пушкинская премия, присуждаемая в Италии. Галина получила её за документальную дилогию «Пушкинская Италия». Режиссёр отмечает, что разделяет свой успех с авторами сценария Алексеем Букаловым и Виктором Листовым, актёром Алексеем Гуськовым, талантливо озвучившим картину. Но мы, благодарные зрители, понимаем, что без энергии и фантазии Галины Михайловны мы бы не наслаждались её высоким искусством. Горячо поздравляем автора, режиссёра и продюсера! Ждём с нетерпением её новых работ!

Смотреть передачу  с Галиной Евтушенко на «ЭХО МОСКВЫ»